Гипотетически: среднестатистический соотечественник турист-посетитель Парижа :) (… да и француз, скорее всего), останови его с вопросом на улице французской столицы, назовет несколько, до дюжины максимум музеев города. А их более ста. Кто-то более тщательно пересчитал и говорит о 120 музеях и музейчиках. Я уже писал в первой части, что из-за краткости поездки музеи – гранды, вроде Лувра, Орсе, центра Помпиду и проч. оставлены на следующий недельный тур-набег в град Париж. Заранее, дома, точно планировались к осмотру два: Морской и Армии-Усыпальница Наполеона. Реальность добавила мне – Музей Человека, а жена выбрала загородный Версаль с экскурсией и гидом.
Известный Дом Инвалидов со своим великолепным золотом куполом, как маяк виден отовсюду. Он заманивает в свои залы достаточно много желающих: на последний приют Наполеона взглянуть и милитари – тему по-французски оценить. А вот два музея замка Шайо, на Трокадеро: Морской и Человека менее популярны в широких кругах и отличаются скорее незатоптанными туристами тропами. Хотя именно здесь самая великолепная смотровая площадка с видом на Эйфелеву башню. Проверено!
В стиле милитари - Музей Армии (Musée de l'armée)
Во второй день, c утречка, после славного экскурсионного кораблика по Сене, с разных ракурсов и расстояний осмотрели вблизи 300 метровый ажурный шедевр Эйфеля (Ч.1). Солнечный день обещал умопомрачительное пекло ближе к полдню, самое время укрыться в прохладных залах музея. Выгоревшее Марсово поле мало напоминало цивилизованный газон, скорее вытоптанное пастбище отарами туристов. Курс – на Музей Армии. Ориентир Дома Инвалидов по заметности уступает разве что Башне Э. Мы вышли на пост полицейского досмотра периметра Дома Инвалидов со стороны площади Вобана. Вместе с комби - билетом (12Е) на кассе взяли по наполеоновской картонной треуголке – удобный сувенир для внуков. Аудиогид брать не стали, потому что темп и порядок осмотра не совпадал с заданными аудиотреками.
(F*) Немного полуофициоза для въедливых туристов.
Сайт музея (есть русская версия). http://www.musee-armee.fr/ru/home.html
«…Музей армии в Париже находится в здании Дома Инвалидов, который построил Людовик XIV в качестве госпиталя и пристанища для увечных воинов. Дата основания музея армии - 1871 год. Музей армии появился в 1905 году в результате объединения Музея артиллерии и Музея истории армии. Вся коллекция умещается на площади в 12 тысяч кв. метров. Чтобы не запутаться в многообразии коллекций и предметов, в Музее армии созданы соответствующие разделы, каждый из которых соответствует определенному историческому периоду либо роду войск, совокупности предметов вооружения и т.д.…»
Осмотр комплекса начался с соборной церкви, иногда её называют солдатским храмом Людовика. Совершенно пустынный в тот час гулкий параллелепипед с множеством флагов Франции, боевых знамён полков и рядами кресел прихожан.
Логично было продолжить тему жизни духовной в смежной Усыпальнице под тем самым приметным разукрашенным золотым куполом.
Главное здесь – последнее пристанище Наполеона Бонапарта. Осмотреть расположенную в центре помещения гробницу можно весьма удобно с разных точек балюстрад двух этажей. Вот и привет из почти родных мест - изящный саркофаг цвета бордо высечен из 200 тонной глыбы карельского минерала. Благородный жест страны - победителя: император России Николай I лично подарил правительству Франции этот минерал для памятника. Упоминание о России встречается у основания саркофага, в круге перечня покорённых городов присутствует и Москва. Однако с её взятия поход Великого Императора Французов пошёл совсем наперекосяк. История из 1812 года.
(F**) «…В крипте Купола находится гробница Наполеона, останки которого перевезли с острова Св. Елены и захоронили здесь в 1840 году. Прах великого императора лежит в пяти гробах (первый из жести, второй — из красного дерева, третий и четвертый — из свинца, пятый — из эбенового). Гробы помещены в большой саркофаг из красного кварцита, который был привезен в Париж из Карелии (Северо - Запад России). Мраморный постамент для праха Наполеона был изготовлен скульптором Висконти в 1860 году…»
В больших боковых нишах Собора покоятся останки несколько представителей императорской семьи Бонопартов, элиты и прославленных военноначальников Франции. Маршал Франции Фердинанд Фош – известный военный теоретик, маршалы Монури, Тюренна, Лиотэ и т.п.
Даже гранитные полы затейливого символического рисунка в Усыпальнице – произведения искусства и заслуживают внимания.
Вот и подошёл черёд главного блюда – собственно Музея Армии. Открытый двор решено было осмотреть после внутренних залов. Даже по плану из брошюры музея было ясно, что и несколько часов на его экспозицию маловато будет. Старались по возможности ходить по залам хронологическим порядком, не перескакивая через века. Древнее вооружение, оружие XIII – XVII обильно заполняют витрины. А доспехи! Вот где Франция того времени может похвастаться «брониками», как произведениями искусства! Малую часть из них покажу здесь. Среди экспонатов стоит отметить парадные доспехи французских королей Генрихов и Людовиков разных нумеров, коллекцию французского портативного стрелкового оружия XVII века.
Отдельные залы посвящены «Императору французов» - Наполеону Бонапарту. Мундир, треуголка, шпага, столовый сервиз, то, к чему два века назад прикасался этот человек. Мемориал Императору.
Масса военной атрибутики времён Великой Армии Императора. Погоны, бляхи, наконечники полковых штандартов…
Обширно представлено личное оружие - винтовки, аркебузы, сабли, пистолеты…
Чучело любимой лошади Наполеона фотографировать особо трудно.
Несколько залов посвящены артиллерии, что и понятно, Император начинал служить именно в этом роде войск. В залах натуральные образцы орудий сочетаются с многочисленными масштабными копиями арт - систем всевозможных калибров.
Для детей, и взрослых, остающихся в душе детьми, предназначен раздел игрушечных солдатиков. Огромная армия из 150 000 оловянных, свинцовых и даже картонных «воинов», изготовленных в период между XVIII и XX веками. Здесь и игрушечное войско для детей царствующих особ: эскадроны, изготовленные для маленького Людовика XIV, «армия» из серебряных солдатиков, сделанных для принца Оранского. Красочные гусары, уланы и драгуны наполеоновской армии, и фигурки в хаки последних войн прошлого века.
Очень завлекательна коллекция униформы времён первой мировой войны. В музее представлены военные мундиры и формы практически всех воевавших в мировых войнах армий. Иногда очень экзотичные образцы: бурнусы, накидки арабские.
Дань Русскому Корпусу, оборонявшему Париж - широко представленные мундиры гвардейцев Русской Армии, скромные без излишнего украшательства.
Каски с плюмажами различных войск. В той войне начала века Франция сыграла значительную роль, поэтому и экспонатов представлено много. И оружия выставлено немало французского и иностранного.
Часто упоминаемая в литературе русская «трёхдюймовка» калибра 76.2 мм.
Наличествует здесь красный автомобиль, который символизирует Марнское такси. Известный эпизод 7 сентября 1914 года, когда возникла угроза прорыва немецких войск и их выход к окраинам Парижа. В тот день 600 автомашин такси экстренно перевезли к фронту 5000 солдат Марокканской дивизии, которые с ходу бросили в бой на реке Марна.
По поводу значимости победного вклада Франции во Вторую мировую войну, позволившей ей и акт капитуляции Германии на равных с ССССР, Англией и США подписать, у меня доминирует весьма скептическое мнение (ИМХО). «… и эти тоже?» (фраза, вроде бы сказанная главой германской капитулянской делегации 9 мая 1945 года по поводу участия французских представителей при подписании протокола). Бездарная сдача страны в 1940 году французским руководством, ограниченное участие регулярных войск вместе с англичанами и мАки - партизаны. Может поэтому, реальных экспонатов оружейных этой войны в музее мало.
Сравнивая даже с многими советскими музеями ВОВ, обладающими сотнями экспонатов и десятками натурных образцов вооружения – практически мизер. Вот две танковые башни легкого немецкого и французского танков.
Советская «сорокопятка» - подарок из СССР. Стрелковое оружие сторон тоже не слишком щедро показано.
Один из реальных героев Сопротивления – генерал Де Голль.
Походили по залам несколько часов, рассмотрели десятки витрин, и представление о военной коллекции Музея у нас сложилось вполне адекватное. Совершенно согласны с мнением, что Парижский музей армии владеет одной из самых престижных в мире коллекцией старинного оружия и доспехов, интересной и взрослым и детям.
Минусы малые, но есть, в залах очень приглушенный свет, скорее полумрак. Да ещё, естественно, застеклённые витрины не позволяли сделать «Никоном» приличные снимки. Как ни странно, удобнее оказалось «ленововским» планшетом фотографировать.
На яркой площадке открытого брусчатого двора выставлены орудия, отлитые из бронзы, преимущественно французские. Это не только смертоносное оружие прошлых веков, но и подлинные произведения искусства: стволы обильно украшены геральдическими и мифологическими орнаментами.
Вот это танк Первой мировой войны – действительно заслуженный экспонат. Этот лёгкий танк «Рено» стал родоначальником многих моделей бронетехники в 20-е годы XX века разных стран. В отличие от многих подобных музеев, открытой площадки с военной бронетехникой последней войны здесь не предусмотрено.
Выходили мы через парадный вход, очень внушительный. Решётка ворот затейливой ковки и строгий газон с затейливо постриженными аккуратными кустами придают всему комплексу Дома Инвалидов внушительный вид.
Музей Человека (Musee de l'Homme)
Откровенно говоря, в этот музей я попал спонтанно. После Морского Музея до часа «Х»- общего сбора группы 999 у Колеса на Конкордии для транзита к Люксембургу, времени на вылазку к Центру Помпиду на другом конце Парижа уже не оставалось. Так что надо было найти что-то интересное вблизи Трокадеро на час-полтора. В раздумьях так и стоял перед дворцом Шайо. За кампанию с кавалеристом маршалом Фошем, но он на коне давно взирал на окрестности, а я так, мимоходом зашёл.
В этом дворце находятся несколько музеев: человека, кино и морской, а еще Национальный театр Шайо. И дверь в дверь рядом с Морским как раз Музей Человека. Ценит он себя даже круче, на 10Е с взрослой особи-экскурсанта.
(F***) Немного полуофициоза для въедливых туристов.
Сайт музея : http://www.mnhn.fr/fr/visitez/lieux/musee-homme
«Музей был основан в 1937 году в связи с проведением предвоенной всемирной выставки. Его предшественником был Этнографический музей Трокадеро (Musée d'Éthnographie du Trocadéro), открытый в 1878 году. Основной целью Музея человека является сбор в одном месте всех предметов, отображающих наиболее полную картину развития человека за всю его историю. Тут представлены экспонаты, привезенные со всех континентов. Объединены все они в нескольких тематических коллекциях. Самая богатая и ценная в научном плане экспозиция - африканская коллекция музея человека в Париже. Кроме всего прочего, выставка представляет сохранившиеся ещё с XVI века экспонаты «кабинетов редкостей» и предметы из Королевского кабинета, часть этнографической коллекции Дома инвалидов…»
Как не странно, и от этого спонтанного выбора музейно-познавательного заведения получил удовольствие, во-первых, как художник – оформитель: исключительно креативные интерьеры замечательных архитекторов подчёркивали нестандартную экспозицию не менее интересных антропологов. И, во-вторых, как и любому человеку, мне невредно и любопытно эволюцию своего вида узнать.
Интересно с первых шагов, начиная с парадной главной лестницы.
Забавно выглядят смешные вытянутые как бамбук красочные фигуры латинос. Вот эта четвёрка к примеру:)
Одна из удобных площадок для любования Эйфелева Чуда.
Слаломный пандус-витрина с десятками разных рас, народностей и типов Человека. Коллекция состоит из экспонатов, отражающих всё генетическое многообразие человеческого рода.
Вот эта инсталляция из толстого разноцветного фетра мне, как оформителю в прошлом, чрезвычайно понравилась. И заодно нечто познавательное, так уж наверняка.
Стайки детей в желтых жилетах вдохновенно влезали в нутро сердца и теперь уже знали, что такое главный орган Человека.
Существует более 7000 языков в мире, на которых говорят около 7 миллиардов человек. Посетителям предлагается изучать карту, чтобы слушать языки мира. Дети рядом играючи осваивали разные наречия с помощью натуральных алых высунутых языков. Приобщился, нажал на «Русский язык». И послушал в центре Франции маленькую историю на родном языке. Приятно.
Целая коллекция запчастей Человека: от глаз разных расцветок до протезов конечностей.
Вот такая психоделическая авто - бумбарайка из Южной Америки.
Так вот и пропустил через себя цепочку развития человечества в социуме. Выражаясь современным слэнгом, даже прикольно:)
Отрада мореходов - Морской Музей (MuséenationaldelaMarine)
Ну, а Морской музей для меня – «именины сердца». Если в городе посещения есть музей морского флота или судостроения - не пропускаю. В этом перечне присутствуют мореходные музеи болгарской Варны, Одессы, Николаева, Севастополя. И отдельно питерский музей ВМФ. К парижскому музею моря я готовился ещё дома. Им завершаю свои музейные парижские очерки, хотя он не был хронологически крайним.
Вежливая, строго одетая охрана (белый верх, чёрный низ), опять слегка заинтересовалась моей красной флягой-баллоном, но без особых очередей за 8.5 Е получил доступ к Хранилищу Морских Штуковин.
(F****) Немного полуофициоза для въедливых туристов.
Сайт музея: http://www.musee-marine.fr/paris
«Экспозиция музея посвящена истории мореплавания и судостроения и насчитывает свыше 3 500 экспонатов. Еще в XVII веке морской министр Кольбер собирал макеты военных кораблей. Именно его коллекция легла в основу будущей музейной экспозиции, когда в 1752 году в Лувре была открыта «Морская комната». Кроме здания в Париже, музей имеет филиалы в БрестеиРошфоре, Тулоне и Порт-Луи, а также вСен-Тропе. Основу постоянной коллекции составили экспонаты времен Людовика XV, хотя традиция коллекционирования макетов кораблей появилась еще при Людовике XIV…»
Встречает посетителя адмиральская прогулочная галера, достойная Императора. Изящное барочное судно Наполеона «во весь рост» поражает красотой и затейливостью.
Несколько залов порадовали множеством скурпулёзно выполненных мини-копий кораблей, строившихся во Франции, в масштабах 1:12 или 1:20. Тщательно выполненный рангоут и такелаж линейных кораблей, фрегатов и корветов напомнили мне аналогичные экспонаты петербургского Музея ВМФ. Исторически достоверно и романтично обширное собрание моделей парусных кораблей, собранных ювелирно еще 100-200 лет назад. Парусные века расцвета Франции морской …
С легкой подачи Антуана Леона Моред-Фатио, куратора этого парижского музея, кроме моделей экспозиция пополнилась картинами известных художников, посвященных военно-морской тематике. Его преемник Эдмон Пари тоже внес существенный вклад в расширение коллекции. И сейчас здесь присутствует очень приличная маринистическая коллекция. Особенно для меня интересны были картины переломного времени от господства паруса к первым паровым пароходам.
Они гармонично переплетаются с прочими морскими экспонатами, вроде именных ростровых фигур. По месту расположения специального заведения в носу парусника их называли впоследствии и гальюнными, что не есть благозвучно. Так что лучше пусть остаются ростровыми скульптурами корабля.
Следующий зал поразил обилием старинных морских аксессуаров и приспособлений, униформы. Редкие карты, гравюры и флаги, штурманские инструменты, даже инструментарий судового врача. Есть среди них просто шедевры, сделанные с ювелирным вниманием к мельчайшим деталям.
Серебряные фрегат и шхуна особенно поразили.
Интересная придумка в музее, открытые витрины в «святая-святых» мастеров-судомоделистов, французских Левшей. Именно здесь идет кропотливая работа по реставрации моделей кораблей и поддержанию экспонатов в «тонусе»:)
Поклонников морского дела заинтересуют наверняка расположенные по эпохам модели всех классов французского ВМФ. Французские кораблестроители наряду с итальянцами отличались исключительно элегантным проектированием архитектуры надводных боевых кораблей (ИМХО).
Их крейсера и миноносцы были произведениями искусства сверх того, что обладали неплохим боевым потенциалом. Так было и в первую мировую войну и во вторую. Найдется здесь и модель скандального «Мистраля».
Даже такие вот 100 летние субмарины.
Мне правда показалось, что тесновато моделям на стендах, залы дворца Шайо маловаты для такого обилия морских экспонатов (ИМХО).
Интересно было наблюдать за детской экскурсией. Ребятишки непринужденно слушали гида, расположившись прямо на полу.
То, что флот бывает не только военный, сполна заметно по экспозиции музея. Пассажирские лайнеры, сухогрузы, танкеры, ролкеры …
Натурные судовые вещи: толстенный натуральный канат, штурвал, нактоуз компасный, крышка орудийного порта… и тысячи прочих предметов дополняют морскую ауру. Обустройство береговой инфраструктуры, судоверфей, маяков.
Какова стеклянная линза одного из маяков!
Самый необычный экспонат Морского парижского музея скорее напоминает пришельца –инопланетянина из фантастического фильма. Он красуется на первой странице буклета музея. Это водолазный скафандр братьев Карманолле. Первый в мире скафандр тяжелый (380 кг.!) антропоморфной (человекообразной) формы. Увы, остался просто необычным экспонатом, т.к. при первом гидроиспытании дал течь. Никто не пострадал. Только авторитет братьев - скафандростроителей. :)
Не могу не поместить фото колумбовской «Санты-Марии». Её же модель, но в масштабе 1:50, сам пару лет назад сделал в подарок сыну.
Фотографий в марине-музеум сделал неимоверное количество «Никоном» и планшетом, а в отчёт попала меньшая часть.
Около кассы в неплохом сувенирном магазинчике прикупил пару сувениров на память. Масса специальной флотской литературы выставлена на стендах. Но, к сожалению, на французском чаще всего.
P.S. Резюме:
Музейный Париж у каждого туриста свой. И даже не Примы-Музеи, вроде Лувра, а прочие парижские музеи, заслуживают нескольких часов на изучение их любопытнейших коллекций. Посещение этих трёх экспозиций лишний раз показывают, что даже без аудиогидов и глубокого знания французского языка можно получить массу удовольствия и новых знаний. На память остались музейные буклеты, сувенирные монеты и десятки фотографий оттуда…
И будет ещё новый поход в Париж, и будут новые открытия музейных сокровищниц.
P.P.S. Предыдущие части Парижского обзора:
1. http://www.ayda.ru/story20548-28077
2. http://www.ayda.ru/story20548-28125