Дорога до Вишеграда и Вишеград.
Судя по карте, дорога была несложной — сто с небольшим километров, ехать около двух часов, и мы рассчитывали быть в Вишеграде чуть ли не к позднему завтраку. Но, как говорится, человек предполагает, а Игорь располагает…
Итак, мы выехали из Сараево в надежде, что занудный смог останется в городе, но как бы ни так. Смог остался, а вот туман никуда не делся, и сопровождал нас большую часть дороги. Традиционно, дорога вела через горы, где было еще холоднее (но не так промозгло), чем в Сараево, и все окрестности были покрыты то ли снегом, то ли инеем — зрелище, должен заметить, потрясающее.
Мы пару раз остановились в особо живописных местах, и, кроме заснеженного ландшафта, больше ничего не отвлекало нас от трассы М5, которая вела в Вишеград, и по которой нас вел Игорь.
В какой-то момент он сказал нам свернуть направо — мы послушались и свернули, несмотря на то, что основная трасса, как казалось, уходила налево. Однако дорога была хорошая, периодически встречались таблички, что это все та же М5, так что беспокоиться было нечего… Километров через двадцать мы, в населенном пункте Подграб, обнаружили интересный храм, около которого и остановились. Причем, остановились удачно, рядом с пекарней. По ощущениям, храм был великоват для такой деревушки, ну да ладно. Поснимав храм и купив в пекарне пару плюшек, мы продолжили наш путь. А теперь внимание! Если вы едете из Сараево в Вишеград, и вдруг въезжаете в Подграб, вы едете неправильной дорогой! А если еще черед десяток километров от Подграба вы увидите такой знак,то немедленно разворачивайтесь, и езжайте обратно до той самой развилки, и сворачивайте направо, на трассу Е761/М19, которая без проблем выведет вас в искомое место. Но мы этого не знали, поэтому продолжали ехать по М5, к тому времени превратившуюся в так-себе заасфальтированную проселочную дорогу, а потом и вовсе в грунтовку.
При этом Игорь продолжал уверенно указывать дорогу, обещая какой-то поворот километров, этак, через 15… У нас был еще шанс повернуть в сторону города Горажде, откуда до Вишеграда тоже ведет нормальная дорога, но Игорь, сцуко, сказал нам ехать прямо, по М5. Через некоторое время перед нами появился первый туннель. Ну, к этому нам не привыкать, тем более, он был коротким.
Смущало то, что вокруг не было никаких признаков цивилизации, ни жилья, ни проводов, ни даже мусора на обочине. Мы продолжали ехать. Второй туннель, третий, восьмой, Бог знает какой… Вокруг все было покрыто снегом-инеем, следов на дороге никаких не было, были лишь одни туннели, и слева ниже дороги шумела речка, как я выяснил позднее — Прача.
Со стороны может показаться, что ничего сверхъестественного в этом нет, но это только со стороны. Дорога была немногим шире, чем наша маленькая машинка, и мы все гадали, что будет, если навстречу поедет какой-нибудь грузовик.
Слева, в обрыве, как я говорил, текла речка, а справа, на деревьях, попадались вот такие таблички.
Но самое фиговое было не это, а туннели. Они были совершенно не оформленные, чаще всего это была просто дыра, пробитая в скале, с необработанными стенками и потолком, лишь у некоторых входы были обложены каменными блоками.
Туннели протекали, а на улице был мороз. В результате, с потолка туннелей свисали огромные острые сосульки, иногда метровой длины. Такая штука могла пробить нашу Мазду насквозь, да и нас заодно. А капли, падающие с сосулек на пол, превращались в подобие ледяных сталагмитов, растущих с земли вверх. В результате, преодоление туннелей, больше похожих на нехоженые пещеры, превращалось в настоящий кошмар. Если эти сталагмиты были небольшими — полбеды, колеса машины просто проскальзывали по ним, рискуя приложить нас о стену, но ехать по ним было можно. Но в одном из туннелей, как назло длинном и изогнутом (а от того совершенно темном), эти сталагмиты были высотой сантиметров двадцать — минимум на пять-семь сантиметров выше, чем был клиренс у нашей машины. При этом большая часть «пола» туннеля была покрыта заледеневшими наростами меньшего размера. В общем, я даже не знаю, с чем это все сравнить.
Я вышел из машины, и, стараясь не задерживаться под острыми сосульками, свисающими с потолка, в свете фар, направлял Ксю, пытаясь определись, где эти чертовы сталагмиты были пониже. Пару раз, соскользнув со скользких натеков, мы приложились днищем, в одном месте мне пришлось ломать особо высокие наросты, потому что иначе проехать шансов не было, в общем, раньше в подобном кошмаре я оказывался только во сне. Преодолев этот туннель, мы поняли, что дороги назад у нас уже не было — проехать его второй раз было выше наших сил. Дорога виляла вдоль реки, и, через, наверное, каждые метров сто, был новый туннель. Чаще всего, выезжая из одного туннеля, впереди мы видели следующий. В каком из них окажутся непроходимые сталагмиты, или огромная сосулька — мы не знали.
Ребята, мне никогда не было так страшно! Я совершенно четко осознавал, что если машина сядет на какой-нибудь сталагмит и мы не сможем ее столкнуть, нас оттуда уже не спасут… Даже при учете, что было бы кому или куда позвонить, мы не смогли бы объяснить, где находимся… Эта дорожка обозначена на Гугло-картах тонкой белой линией, видимой только на максимальном увеличении.
Мы с Ксю молча, думая каждый о своем, преодолевали поворот за поворотом, и туннель за туннелем. На удивление, мы даже не матерились, просто надеясь на лучшее. Больше всего нас раздражал завезший нас сюда Игорь, который после каждого туннеля гундел нам, что тут, понимаишь, плохие условия приема… Хотелось схватить эту мерзкую коробку, и растоптать ее ногами… Но мы продолжали ехать… Обрыв, мины, туннель, сосулька, сталагмит… Даже сейчас, по прошествии уже почти двух месяцев, у меня где-то в районе желудка возникают неприятные ощущения при воспоминании об этой дороге.
Словом, этот кошмар продолжался около 20 километров. Сколько мы там ехали по времени — даже и не скажу, может час, может два, не уверен, что хоть раз посмотрел на часы. Но все, и хорошее, и плохое, заканчивается — правда, чаще всего, раньше заканчивается хорошее. Проехав очередной туннель, мы увидели впереди какие-то постройки — цивилизация, люди, там были люди!!!!
Мы остановились у последнего, как оказалось, туннеля, и тут уже дали волю эмоциям. Больше всех, что не удивительно, досталось Игорю.
Где-то через километр мы выехали на человеческую трассу, которая, без всяких проблем привела нас в Вишеград. Дорога идет вдоль Дрины, которая в одном месте превращается в изумительное Вишеградское озеро, запертое в оправу из туманных, поросших лесом, гор.
И вот, с чувством неимоверного облегчения, мы видим впереди щит — Вишеград, добредошли!Да уж, дошли так дошли! А недалеко от этого места, мы вдруг видим тот самый, знаменитый Вишеградский мост… Небо еще затянуто облаками, а горы покрыты туманом, но есть шанс, что погода исправится — ядовитое Сараево осталось далеко позади, пещеры-туннели тоже, словом, жизнь снова налаживалась!
Следуя указаниям ненавистного Игоря, мы пересекли широченную Дрину по новому мосту, и, чуть-чуть покрутив по городу, припарковались во дворе дома, где, судя по всему, и были наши апартаменты. Удивительно, но выйдя из машины, мы буквально сразу обнаружили над дверью небольшую табличку с именем наших апартаментов. Видимо, Игорь, зная, что накосячил, решил исправиться, и привез нас на место с точностью до пары метров.
Мы зашли в здание, и обнаружили лестницу, ведущую вверх. Поднявшись на второй этаж, мы увидели дверь, на которой было написано Андрич Апартментс, собственно, туда нам и было нужно. Мы толкнули дверь — она оказалась не запертой. За дверью оказались шикарные апартаменты со всеми условиями, включая велотренажер (!!!) и конфетки в вазочке на журнальном столике. Не было только хозяина. На тумбочке с телевизором я обнаружил заламинированную бумагу, где, в числе всего прочего, нашелся пароль от вайфая. Быстренько достал ноут, подключился к сети, и отписал Андричу, что мы на месте. Тут же пришел ответ, что он будет на месте через пять минут. Мы стащили из вазочки конфетку, и, на всякий случай, вышли в коридор — вдруг это был не наш номер. Через несколько минут, как и было обещано, появился сам Андрич, прикольный и доброжелательный парень лет, максимум, тридцати. Оказалось, что мы все-таки вломились в чужой номер, наш был на третьем этаже, точно такой же, только без велотренажера…
Обговорив детали мы расплатились, Андрич ушел, а мы начали уже в который раз обживаться. Номер, должен заметить, был просто шикарный, после свежего современного ремонта! Вплоть до того, что на полотенцах, красиво сложенных на кровати, было вышито название с логотипом — прямо-таки пять звезд!
Из Сараево мы выехали около восьми утра, сейчас был полдень, у нас оставалось часа четыре светлого времени, чтобы погулять по городу, чем мы, не теряя времени, и занялись. Вишеград — город совсем небольшой, но даже при этом мы остановились очень удачно, до моста было идти пять минут в одну сторону, до Андричграда — семь минут в другую. Само собой, мы пошли к мосту. К тому времени облака ушли, теплые лучи солнца разогнали остатки тумана, и мост предстал перед нами во всей красе!
В спокойных водах Дрины отражалось голубое небо, само собой — мост, и вишеградские, карабкающиеся в гору, домики.
Про историю этого моста написано уже 100500 раз, поэтому я не буду грузить ни вас, ни себя историческими фактами, лучше давайте просто прогуляемся вокруг моста и по мосту, насладимся красивыми видами и хорошей погодой…
Наобщавшись с мостом, мы, по набережной, пошли во второе значимое место в городе — Андричград.Если мост украшает город уже четыреста с лишним лет,
то Андричград, возведенный на средства знаменитого Эмира Кустурицы, появился в Вишеграде всего-то года три назад. Андричград, названный в честь нобелевского лауреата, писателя Иво Андрича, расположен на северном конце полуострова, омываемого с одной стороны Дриной, а с другой рекой Рзав.
Вообще, Вишеград — это культовое место Иво Андрича, стены домов украшены его портретами, он красуется на магнитах, сувенирных тарелках, и прочих предметах туристического потребления (вкупе с мостом, естественно)…
Вход в Андричград ведет через мощную каменную стену с башенками.
От входа начинается улица Млада Босна, с которой можно попасть в Турецкий и Византийский двор, там же расположен кинотеатр, разные кафе-рестораны, и так далее.
Улица выводит на небольшую площадь, где установлен памятник Иво Андричу.Дальше, на фоне церкви Святого Царя Лазаря, находится памятник Петру II Негошу, который в середине 19 века был сначала правителем Черногории, а после стал митрополитом Черногорским и Бердским. Помимо всего прочего, он считается самым выдающимся сербским поэтом. Петр Петрович два раза был в России, где во время своего второго посещения в 1837 году, в Санкт-Петербурге, был посвящен в епископский сан.
Почти на самом конце мыса стоит церковь Святого Царя Лазаря, возведенная одновременно с Андричградом. Место для нее выбрано очень выигрышное — она прекрасно смотрится и во время прогулки по Андричграду, и если смотреть на нее из Вишеграда, через реку.
От церкви открываются шикарные виды на Дрину и вишеградские берега…
Посмотрите в оригинальном размере…
Откровенно говоря, чтобы не спеша там прогуляться, посмотреть по сторонам и пофотографировать, нам хватило получаса. Если не заходить в кафешки (в одной и них, в которую мы зашли, тупо не было мест), то часа, чтобы составить некое мнение об этом месте, будет за глаза.
Мы вернулись в город, скромно перекусили жареными кальмарами, и, дабы размяться после сытного обеда, решили добраться до церкви, стоящей на холме Мегдану. По идущей вверх улице мы поднялись на холм, откуда открывался вид на частично замерзшую излучину реки Рзав и город, красиво подсвеченный заходящим солнцем, и откуда было видно искомую церковь.
Это оказалась церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1886 году, это была первая церковь в Вишеграде, турки, под властью которых была страна, не давали разрешение на постройку. Во время Второй Мировой церковь была разбомблена во время одного из налетов фашистской авиации, но уже в 1946 году была восстановлена.Сегодня около нее располагается кладбище. Свежее, с датами 92–95 годов. Одинаковые черные плиты с белыми крестами спускаются от церкви вниз, в сторону жилых домов. Српски воjник, српски воjник, српски воjник, русский доброволец, српски воjник, русский доброволец… Полно ребят моего года рождения, погибших, когда им было под двадцать лет. Откровенно говоря, та война прошла мимо меня, в конце 1992 года я вернулся из армии попав в совершенно другую страну, и меня в тот момент интересовали несколько другие вопросы, нежели политическая обстановка в мире. Но поверьте, я смотрел на ряды могил и памятников, читал имена и фамилии, даты рождения и смерти, и глаза щипало от слез…
Погрустневшие, мы спустились вниз, и пошли домой — больше в городе делать было нечего. В наших суперских апартаментах стоял жуткий холод. Мы врубили кондей на обогрев, и лишний раз убедились, что даже хороший кондиционер нифига не греет. Мы завернулись в одеяла, открыли очередную бутылочку вина, и смотрели какой-то фильм на ноуте, наше основное вечернее времяпрепровождение. Позже вечером мы совершили еще одну вылазку — надо было сфотографировать мост с подсветкой, и поужинать. И то и другое нам удалось, особенно мост…)На следующий день у нас были грандиозные планы. Мы должны были добраться до сербского города Приеполье, найти там знаменитый монастырь Милешева, а оттуда доехать до Жабляка, где мы уже забронировали очередное жилье (15 евро). Гугл, который после того, как над нами поглумился Игорь, мы стали изучать гораздо тщательнее, показывал, что наш путь составит 170 с небольшим километров и часа три пути. Итого, как ни крути, мы должны были успеть доехать до Жабляка до вечера…
Продолжение следует.