В Узбекистане издревле проживают представители различных национальностей, имеющие свои особенные обычаи, культуру, традиции. Многие из них переплетаются, дополняют друг друга. Среди всех можно выделить один - праздник весны, пробуждения природы - Навруз.
Кызылкум обычно ассоциируется с песчаными почвами, саксаулами, каракульскими овцами и "кораблями пустыни" - верблюдами. Но в канун весеннего равноденствия аулы "красных песков", где живут казахи, каракалпаки и узбеки, превращаются в центр этнографии и эклектики.
В Канимехском районе Навоийской области Узбекистана, вместе с жительницей пятого отделения "Елтай" ширкатного хозяйства "Абай" Канимехского района учительницей математики школы №34 Кундуз Боранбаева, посчастливилось попасть на празднования Навруза и стать свидетелем, как жители пустыни ежегодно встречают день весеннего обновления.
Навруз у казахов называют "Улыстын улы куни", что в переводе на русский означает "Великий день народа". Его празднование имеет языческие корни, поэтому этот день для казахов, потомков язычников и кочевников, больше, чем просто праздник. За несколько дней до Навруза мы готовим курт из верблюжьего молока и иримшик. Это блюдо, которое имеет схожесть с творогом и с сыром. Его изготавливают из коровьего, козьего или овечьего молока, иногда из их смеси. В процессе приготовления в него добавляют сычужный фермент. Затем образовавшийся сгусток молочной массы подогревают до определённой температуры и высушивают, пока содержание влаги в нём не составит 15 процентов. Иримшик представляет собой небольшие сухие комочки золотисто-коричневого цвета и обладает сладковато-молочным вкусом, источает тонкий аромат топлёного молока. К столу он подаётся в качестве самостоятельной закуски. Главное блюдо семейного праздничного стола - Наурыз коже. Вариантов его приготовления много. У каждой хозяйки имеется свой рецепт. Это блюдо можно готовить как на мясном бульоне, так и на отваре из овощей и круп. Основной принцип: в составе должно быть семь ингредиентов, которые несут определённый смысл. Заправляется Наурызкоже обязательно кисломолочным продуктом. Его не готовит один человек или одна семья. По крайней мере, у нас в ауле так не принято. С близкими соседями и родственниками договариваемся, у кого дома будем готовить коже. И все приносят с собой по одному ингредиенту для блюда. Ну и, конечно же, праздник не обходится без баурсаков, бесбармака и сумаляка.
Навруз, безусловно, дарит гастрономическое удовольствие, но кульминация празднования - это конкурс-фестиваль между фермами "Баймурат", "Коскудук", "Жана турмыс", "Калмуратказган" и нашим пятым отделением. Все 38 семей нашего аула с нетерпением ждут этого дня, чтобы "защитить честь" Елтая на конкурсе. Фестиваль проходит в посёлке Баймурате. Оценивают все команды с учётом внутреннего убранства и наружного оформления юрты, разнообразия представленных национальных блюд, степени раскрытия заданной темы и умения коллективов преподнести гостям народные обычаи и ремёсла. В конкурсе участвуют все, от маленьких детей до пожилых людей. Для малышей, только-только начинающих делать первые шаги, проводится ритуал "тусаукесер" - разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка - умение ходить, познавать мир.
Возможно, в этом обычае есть какой-то необъяснимый смысл, так как после него ребёнок начинает ходить уверенно и даже бегать. Для проведения "тусау кесу" готовят пестрый жгутик - "алажiп", переплетённый из шерстяных ниток трёх ярких цветов длиной 50-60 см. Его называют "тусау" - путы. Белый цвет символизирует чистоту, зелёный - здоровье и долголетие, красный - достаток. В старину путы делали из зелёной травы или из очищенной тонкой кишки домашнего скота. Есть притча "ала жiптi аттама" - "не переступай черту", остерегающая человека от неправильных поступков.
В старину "алажiп" делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира - добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Перевязывание такими путами символично означало запрет на неверный шаг в жизни - не кради, не обмани, не переступай за черту дозволенного. Среди молодых невесток проводится конкурс "Бесiкке салу", в переводе означающий "класть в колыбель". Девушки накрывают малыша семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком (войлочным плащом), шубой. Сверху, если это мальчик, кладут узду и нагайку, для того чтобы он вырос хорошим наездником и нож, чтобы отпугнуть злых духов, а если младенец - девочка - зеркальце и расчёску, чтобы она выросла красавицей.
Целью этого праздничного конкурса является сохранение и развитие народного творчества, изучение истории родного края, воспитание у жителей аулов любви к своей местности, её историческому прошлому, чувства национальной гордости, уважения и почитания старшего поколения, а также пропаганда и популяризация национальных обычаев и традиций узбекского, каракалпакского и казахского народов.