Базельский василиск — страшное чудовище! У него голова петуха, тело змеи, жабьи лапы и крылья дракона. Но если честно, он — симпатяга. Милейший монстрик, который очень мне нравится.
Баслерам их василиск тоже, видимо, нравится. Не зря же они назначили чудище символом города, и где только не понаставили его изображений. А, собственно, где?..
В поисках Василиска
В 2013 году я впервые побывала в Базеле вместе с мужем и дочкой. Мы тогда неплохо погуляли, но мне этого оказалось недостаточно. Хотелось бы бродить дотемна, увидеть больше улиц и площадей, посетить хоть парочку музеев и ...найти василисков! Мне хотелось собрать свою фото-коллекцию этих забавных "дракончиков".
Короче, Базеля мне не хватило. Вернувшись, я написала заметку Базель. Не оконченный разговор .
Что занятно, начинается она именно с рассказа о василиске, и даже первое фото то же самое. Ну, не фото, а сам монстрик — тогда, четыре года назад, он запечатлён весь в цветочках, в летнем своём варианте.
Тот василиск, украшающий основание фонтана на центральной улице Герберштрассе, был единственным, которого получилось найти. К нему-то я и привела Маю и Софу, предложив им помочь мне в обнаружении остальных.
Поиски продвигались плохо, но этому есть объяснение, ведь наше внимание было поглощено совсем другим. На улицах Базеля царил Фаснахт, повсюду играла музыка, ходили гуген-музыканты в своих загадочных, немного зловещих костюмах, и сновали злые Ваггисы ( Кто такие Ваггис и зачем нужны "Плакетте" ) с конфетти, от которых следовало уберечься.
Все же какой-никакой "улов" мы собрали. Фонтанчик с василиском где-то в районе Марктштрассе:
Ещё один, выполненный в современном дизайне. Снова в центре города, во внутреннем дворике:
Ещё такой:Но этот не считается. Он хоть и украшал собой город, но явно временно. И вообще на месте никак не стоял.
Что характерно, всех василисков обнаружила Софа, я же позорно проваливала квест. Почему позорно? Ну, хотя бы вот:
Этот фонтан в конце Агустинергассе мы видели четыре года назад. Более того, я возле него фотографировалась! (В ленте старой заметки есть фотография). Я тогда ещё обратила особое внимание на герб Базеля, венчающий фонтан. А кто его держит, этот герб?
Вот то-то и оно. Выходит, в первой моей "коллекции" был не один, а два василиска, но второго я даже на фото не заметила!
Почему они от меня прячутся? Определенно прячутся! Самый большой василиск, точнее целая их стая, обнаруженная снова не мной, убила наповал. Не сама стая, конечно, а комизм ситуации.
Последнее время в самостоятельных поездках я стараюсь выбрать отель поближе к вокзалу. В Мадриде, Лиссабоне, Риме и Намюре это неизменно становилось залогом того, что путешествие складывалось удачно и без лишних энергозатрат. В Базеле я тоже предпочла поселиться "на вокзале". Точнее, непосредственно напротив. Удобно. 15 минут пешком до центра города и всего 5 минут до платформ, чтобы уехать в однодневное путешествие.
Роскошное здание ж/д вокзала "Basel SBB", построенное в 1854 году в стиле необарокко, находилось прямо под окнами нашего номера. И, конечно, оно было запечатлено на первой же фотографии, которую я сделала в этом путешествии.
Каждый раз, выглядывая из окна отеля, я с удовольствием смотрела на базельский вокзал, да и ходили мы туда почти ежедневно, как на работу. Но лишь на пятый(!) день Софа, присмотревшись, вдруг сказала: "А вон ещё один василиск, под куполом..." Ну и ну, слона-то я и не приметил!
Да там не один, а восемь василисков сидят по углам симметричных башен. Всё это время мы принимали их просто за барочные завитушки.
В поисках Гельвеции
Ну, с василисками мы, вроде, разобрались. В смысле, нашли их достаточно много. Но в Базеле есть ещё одна (на сей раз только одна) скульптура, которую не получилось увидеть 4 года назад, в прошлый приезд.
Кому-то покажется смешно, как можно не найти памятник, зная его примерное расположение. Ладно, мне и самой неловко, но таковы обстоятельства. В первый раз мои муж и дочка успели устать к тому моменту, когда я притащила-таки их к Среднему мосту. Гельвеция должна была быть там, на входе, но вместо неё обнаружилась чудаковатая статуя Амазонки с лошадью.
По мосту мы тогда не пошли, так что посмотреть его противоположную сторону не получилось. В этот раз, напротив, мы с Софой и Маей исходили и мост, и вообще весь центр города вдоль и поперёк. Однако теперь, напомню, это происходило в иной реальности — только так и не иначе можно назвать дни, когда в Базеле царствует Фаснахт!
"Средь шумного бала случайно" я увидела Гельвецию лишь к вечеру второго дня. Там, где ей и положено быть — возле Среднего моста, на берегу Рейна. Но перед тем, как хорошенько рассмотреть скульптуру, давайте разберёмся, кто же она такая, эта Гельвеция.
Прежде всего Гельвеция — это древнее название Швейцарии, которое на самом деле действительно и сегодня. Международный код страны CH — означает Confoederatio Helvetica (лат.), то есть Швейцарская конфедерация.
Поскольку страна, разделённая на три части — немецкую, французскую и итальянскую, имеет три государственных языка, то и называется, соответственно,
Швайц, Сюисс или Свицера. Вот чтобы не дать предпочтение ни одному из народов, носителей того или иного языка, пришлось обратиться к древней традиции и официально называть Швейцарию "Гельветическая Конфедерация".
А кроме того Гельвеция — это женщина, точнее женский образ, символизирующий страну. Тут все понятно. При словах "Родина-мать" что представят большинство россиян? Не что, а кого! Простую и строгую женщину. Не слишком молодую, но сильную, требовательную, суровую и очень дорогую. Образ был создан в советские времена, когда стало понятно, что персонифицированный образ Родины воспринимается более сильно, глубже воздействует на патриотические чувства.
Образ Гельвеции старше — он появился в 17 веке. В этой собирательной фигуре отразился единый дух всех граждан Швейцарии, независимо от их языка и религиозной принадлежности. Образ использовался на почтовых марках и монетах. Гельвеция предстаёт на них знатной дамой-воином, с гордым сильным профилем, со щитом и копьём (иногда с мечом) в руках.
И снова всё понятно. Вспомним, как выглядит "Великая Германия" или статуя Свободы. Греческие богини, могучие и властные, с воинственными атрибутами, будь то меч или факел, в руках. Да и какими им быть, ведь это не просто женские образы — это символы сильных государств.
В Базеле Гельвеция иная. Как по мне, это — сильнейшее художественное произведение, потому что содержит множественный подтекст и реально заставляет думать.
Полное название статуи "Гельвеция в пути"(Helvetia auf der Reise), и это одна из самых знаменитых работ швейцарского скульптора Беттины Айхин. Скульптура появилась в Базеле в 1979 году и стала одним из его символов.
Немолодая женщина сидит лицом к реке Рейн и задумчиво смотрит на её бегущие воды. Слегка ссутуленные плечи, простая одежда — здесь не древнегреческая богиня, не "железная леди". Что это? Гельвеция-Швейцария состарилась, она устала?
Позади за спиной Гельвеции лежат на асфальте ее вещи: щит, копье, дорожный плащ и чемодан. Почему она решила освободиться от своих атрибутов? А дорожные принадлежности для чего? Куда и зачем может путешествовать страна? Много вопросов, но ответы есть на все.
Путешествует она, конечно, во времени, проходя долгий путь через годы и столетия, как и любая страна. Гельвеция меняется в этом путешествии, становится свободнее и мудрее, лучше узнает себя, но и сохраняет свои главные, основные черты.
Устала ли она, состарилась? Конечно же нет! Достаточно взглянуть на статую с другого ракурса:
В такой пацанской позе может сидеть лишь сильная, уверенная в себе женщина. Путешественница после долгого пешего похода, на привале в горах или вот, на берегу реки. На минутку сбросила обувь и тяжёлую ношу, присела, зачарованная окружающей красотой, задумалась о вечном...и через минуту вскочит, снова зашагает бодро и целеустремлённо.
Босоногая Гельвеция, олицетворение Швейцарии, в исполнении Беттины Айхин, обрела более человеческие черты, поэтический образ. По словам скульптура, "авторский замысел заключался в том, чтобы сделать из Гельвеции, изображенной на швейцарских монетах и почтовых марках, не застывший символ, а живую женщину, освободив ее от груза сковывающих атрибутов".
На мой взгляд, затея удалась, скульптура производит нужное впечатление и не зря стала символом Базеля.
Случайно пойманный момент: стайка мальчишек, отвлекшись от шумящего вокруг карнавала, зависли за спиной Гельвеции и заинтересованно рассматривают её копьё :-)