К нашей поездке я успела хорошо подготовиться, невзирая на то, что отведённые на подготовку сроки были сжатыми. Всех нюансов, конечно, узнать не удалось, и кое-что выплыло уже на месте, слегка нарушив наши планы, но в целом, мы почти всегда точно знали — куда, зачем и в котором часу нужно прибыть.
Так, мы например решили, что не будем вставать в 3 часа ночи, ради того, чтобы увидеть шествие фонарщиков, открывающее базельский Фаснахт. Дело в том, что Фаснахт длится 72 часа — в 4 утра начинаясь и через трое суток в это же время заканчиваясь.
Когда-то в прежние времена по улицам шла процессия, освещая начало праздника большими фонарями и масляными лампами, но теперь фонари трансформировались в большие расписные конструкции, и одному человеку такой "светильник" не поднять.
Фонари движутся на специальных платформах по совершенно тёмному городу — уличное освещение к 4 часам утра специально отключается.
Снимать со вспышкой в это время строго запрещено!
Увидеть открытие Фаснахта было бы, конечно, интересно, но во-первых мы вернулись накануне очень поздно, посетив огненный парад в городе Листаль. Во-вторых нужно было выспаться и набраться сил, чтобы провести весь следующий день на праздничных улицах Базеля.
Так что фонари мы решили посмотреть во время их выставки, которая традиционно проводится на площади перед Мюнстером во второй день карнавала.
Все карнавальные фонари красочно расписаны различными сюжетами, и это, конечно, социально-политическая сатира. Таковы современные реалии, не хотят люди раскрашивать праздничные атрибуты просто цветочками или орнаментами.
Вот и базельский фаснахт, хоть и не забывает о традициях, но черпает сюжеты из актуальных проблем современности.
Более всего карикатур в этом году было посвящено новому американскому президенту. Трамп оказался прямо-таки базельским "фонарным" лидером.
Не менее популярными были сюжеты на тему выхода Великобритании из Евросоюза.
Такой вот брексит...
На фонаре с росписью, посвящённой засорению планеты, была изображена Венера, которая рождается из пластикового пакета посреди загаженных морских волн.
Многие сюжеты, конечно, были непонятны, но это нормально — не можем мы знать все местные реалии и баталии.
После утреннего посещения выставки фонарей мы планировали полдня уделить базельским музеям, но, к сожалению, все они по причине карнавала оказались закрыты. Вот чего я никак не могла предполагать. Жаль. Лишь ближе к вечеру распахнул свои двери Museum der Kulturen — самый большой этнологический музей в Швейцарии.
Огромен на самом деле не сам музей, в смысле, не его здание, а собственно коллекция. Так что и в обычные дни, ввиду нехватки места лишь 5% всех экспонатов представлено публике.
На время Фаснахта в помещениях и вовсе были размещены только экспозиции, связанные с историей Базельского карнавала. Впрочем, это действительно, было в тему, к тому же посещение музея в этот вечер было бесплатным.
Оказалось довольно интересно сравнить старинные Larve (маски-головы) с теми, что прямо сейчас разгуливали по улицам города.
Находится музей на Münsterplatz, там же, где с самого утра проходила вышеупомянутая выставка карнавальных фонарей. И если утром фонари можно было рассматривать достаточно свободно, то ближе к вечеру на площади стало не протолкнуться.
Между рядов экспозиции проходили, помимо толпы зрителей, музыкальные клики, оглашая площадь барабанным боем и трелями флейт.
Таким образом члены музыкальных клик как бы "навещали" свои фонари, время от времени подходя к ним или просто проходя рядом.
Основной парад второго дня закончился несколько часов назад, но гугген-музыканты не хотели отдыхать. Они разбрелись по улицам и переулкам, продолжая играть.
Иногда казалось, что даже зрители им не нужны, и музыканты просто наслаждаются возможностью "выгуливать" свои костюмы, наигрывая на ходу незатейливые мелодии.
Мы встречали их и в безлюдных переулках, и однажды даже в пустом подземном переходе.
Были совсем маленькие клики, состоявшие из 5-6, порой вовсе из 3 человек.
А то проходили вдруг целые оркестры, неожиданно заполонявшие всю улицу на несколько минут.
Мы часто задавались вопросом — Как они не устают? При любой погоде, с тяжёлой ларве на голове и музыкальными инструментами в руках, трое суток бродить по городу, отдыхая лишь урывками? Но здесь это принято, более того, дней масленичного карнавала Базель ждет весь год, и есть даже специальные календари, которые отсчитывают дни вовсе не до 1 января, а до Фаснахта!
В сумерках, когда даже те, кто предпочёл проводить время в пабах, успели отдохнуть, на улицы вышли почти все участники, двигаясь уже сплошным потоком.
Это ещё не был парад, но всё уже выглядело, как во время массового шествия. Базель снова громыхал, пестрил красками и праздновал.
Хотя, "пестрил красками", это я пожалуй, выразилась неточно. Какое-то время в синеватом свете сумерек двигавшиеся вокруг фигуры смотрелись чуть призрачными, мистическими.
Величаво-сумрачные фигуры проходили строем по проспектам и мостам города, иногда маршируя, чаще — медленно и отрешенно. В наступавшем вечере в очередной раз набирала силу их фантастическая процессия.
Баслеры (не базельцы, а именно баслеры — так предпочитают именоваться местные жители) обрядили в карнавальные костюмы даже некоторые памятники и статуи города.
"Амазонка с лошадью", что стоит при входе на Средний мост, получила голову Ваггиса и кучу пивных банок у ног. Но пиво тоже -непременный атрибут Фаснахта.
Статуи трёх королей,на фасаде отеля Les Trois Rois и вовсе было не узнать!
Одна бесхозная маска-голова венчала разделительный столб на шоссе, другая скрывала под собой украшение на углу здания,- старинную вывеску в виде короны.
Софа тоже примерила некую Larve, оставленную кем-то на подоконнике магазинной витрины, и сразу преобразилась до неузнаваемости
Стать во время карнавала таким, чтобы тебя не признали даже знакомые, считается в Базеле хорошим тоном. Но по-моему с подобными масками дело это совсем не трудное.
Тем вечером, во второй день Фаснахта, мы так и гуляли дотемна по городу, впитывая его неповторимую и постоянно преподносившую сюрпризы атмосферу — атмосферу музыки и метаморфоз, в общем, большого и уникального праздника. Того, ради которого мы и приехали в Базель.