История становления самаркандского аэропорта уходит в далекие 1920 годы, прошлого столетия. На территории бывшего бухарского ханства возникло новое образование, со столицей в г.Самарканде и власти новообразованной республики приложили все усилия по созданию здесь собственной авиабазы.
С помощью опытных специалистов был выбран подходящий участок земли на территории Хаймарского сельского совета Ходжа-Ахрарской волости. К строительству приступили в 1925 году и 10 июня 1927 года самаркандская аэростанция была официально сдана в эксплуатацию. Так что нынешним летом аэропорт «Самарканда» торжественно отметит свое 90-летие.
Конечно же, с точки зрения человека двадцать первого столетия, это было весьма примитивное сооружение, штат которого состоял из двух человек: начальника и его помощника, который был вынужден за небольшую плату совмещать одновременно несколько функций. Однако вскоре к ним на помощь из Чарджуя прибыл третий работник, ставший авиамотористом. Однако, самаркандский аэродром почти четыре года не мог эксплуатироваться в полную силу из-за отсутствия необходимого радиооборудования. Уже после того как столица Узбекистана была перенесена в Ташкент, в Самарканд была доставлена и установлена (25 июля 1931 года) небольшая радиостанция. Это весьма простое оборудование кустарного производства позволило наладить устойчивую связь через эфир с ближайшими аэропортами Ташкента, Сталинабада (Душанбе), Чарджуя и Ходжента. Одновременно в самаркандском аэропорту, официально называемом аэростанцией, задействовали и дизельную электростанцию.
Первым начальником этой аэростанции был назначен некий Н. Л. Коган, сделавший немало полезных дел для развития малой авиации. В то время самаркандская аэростанция вовсе не являлась самостоятельным субъектом – она считалась лишь промежуточной посадочной площадкой Ташкентского 21-го транспортного авиаотряда Среднеазиатского управления гражданского воздушного флота. Но несколько позднее Самарканд становится одной из баз сельхозавиации республики, откуда осуществлялись посевы риса, пшеницы, саксаула, обработка полей от сельхозвредителей и подкормка удобрениями, а также уничтожение малярии, рассадником которой являлись плавни Сырдарьи, Зеравшана и других больших и малых рек.
К числу заслуг Н. Когана можно отнести и то, что в авиагавани древнего города была организована своя метеослужба и началось регулярное осуществление авиарейсов из Самарканда в Ташкент, Термез и Чарджуй.
Сменивший в 1936 году Н. Когана Б. З. Бабаев прибыл сюда после окончания Ленинградских годичных курсов усовершенствования командного состава ГВФ. Этот человек также внес свой скромный вклад в преобразование промежуточной аэростанции в настоящий небольшой аэропорт.
Особо следует отметить деятельность самаркандского аэропорта в годы Второй мировой войны. Здесь базировалась 5-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ. Ее костяк составило отдельное учебное звено из 15 самолетов, сформированное еще в 1940 году в Киеве. После начала войны его сначала эвакуировали на Северный Кавказ, оттуда в Чарджуй, а уже в апреле 1942 года в Самарканд. Перебазирование сюда этой эскадрильи осуществил опытный пилот Г. В. Анищенко, который впоследствии погиб в авиакатастрофе на маршруте Харьков – Москва в январе 1945-го. А созданную им в Самарканде учебную базу, готовившую кадры для фронта, пополнили молодые инструкторы – пилоты, откомандированные сюда из разных областей России. В их числе были Василий Семенович Романкин и Григорий Иванович Цховребов, которые, как и другие их коллеги, до конца жизни трудились в самаркандском аэропорту. Романкин позднее стал заслуженным пилотом СССР, а Цховребов – Героем социалистического труда и лауреатом Госпремии СССР.
В 1944 году командиром расположенной в Самарканде 5-й отдельной учебной авиаэскадрильи был назначен Ю. К. Антушевич. Он пробыл на своем посту до ее расформирования и соединения с 4-й эскадрильей, базировавшейся в Сырдарье и оттуда перелетевшей на место постоянного расположения в город Красный Кут, где и поныне находится авиаучилище, в котором на протяжении последующего полувека обучались узбекистанские пилоты разных поколений, в том числе и те, кто сейчас занимает высокие руководящие посты в НАК «Узбекистон хаво йуллари».
Когда же в сентябре 1945 года начальником самаркандского аэропорта был назначен А. И. Ибрагимов, в штатном расписании значились уже 29 человек. В связи с появлением на воздушных трассах Узбекистана новых самолетов и в перспективе перехода на турбовинтовую и турбореактивную технику было решено перенести аэропорт на новое место. На это были объективные с точки зрения безопасности полетов причины: близость Агалыкских гор и сильная пересеченность местности, а заодно невозможность расширения авиагавани. Потому-то в 1946 году для нового аэропорта городские власти выделили большую территорию в 200 гектаров вдоль поймы реки Зеравшан в районе Чупанатинских холмов, неподалеку от древнего городища Афросиаб. Там и был семь десятилетий назад устроен этот важный для города и республики социальный объект.
Но наиболее славный этап в истории самаркандского аэропорта был открыт в годы независимости Узбекистана. В развитие гражданской авиации суверенной республики за минувшие годы был привлечено свыше двух миллиардов долларов иностранных инвестиций. Так, например, из японского кредита на модернизацию самаркандского аэропорта и его инфраструктуры было затрачено 55 миллионов долларов. Эта сумма была потрачена на выполнение большого объема строительных и ремонтных работ: была усилена и удлинена до 3100 метров взлетно-посадочная полоса, способная принимать все современные пассажирские и грузовые самолеты, включая западноевропейские аэробусы, американские «Боинги» и российские лайнеры Ил-96 и Ил-76.
Реконструированы также аэронавигационные и светотехнические системы, само здание аэровокзала, электроподстанции, приобретены новые трапы, топливозаправщики, тягачи и другая наземная техника. Для обеспечения безопасности полетов теперь есть и спецмашина для отпугивания птиц в зоне посадки и взлета самолетов. Международный аэропорт «Самарканд», расположенный на северной окраине города, является важным стратегическим объектом и играет огромную роль не только в развитии экономики Самарканда и Самаркандской области, но также центральной части Узбекистана, в том числе, в первую очередь, в сфере туризма. Пропускная способность нынешнего аэровокзала – 500 пассажиров в час.
В этом аэровокзальном комплексе имеются все виды услуг, предусмотренные международными стандартами: VIP- и CIP-залы, комната матери и ребенка, медпункт, авиакассы, почтовое отделение, услуги междугородней и международной связи, бары, ресторан, пункт обмена валюты, магазин Duty Free. Четкая и слаженная работа коллектива была оценена по достоинству: по итогам 2004 года аэропорт «Самарканд» был признан лучшим среди аэропортов стран СНГ в номинации «Объем перевозок до 100 000 пассажиров» конкурса «Лучший аэропорт года».
В настоящее время Самарканд – туристическая Мекка Узбекистана – связан прямыми рейсами с Ташкентом, Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Симферополем. На этих трассах летают как экипажи «Узбекистон хаво йуллари», так и ряда авиакомпаний Российской Федерации. А, кроме того, из Самарканда и в Самарканд совершаются чартерные рейсы с туристами из Японии, Австрии и России.