Долговечность национальных традиций и духовная сила узбекского народа является высочайщей ценность и одной из этих духовных ценностей является праздник Навруз.
«Навруз» в переводе с персидского языка означает «Новый день» и своими древними истоками имеет своё особое значение и смысл.
Подробные сведения об этом великом дне оставили нам в своих произведениям наши мыслители. В произведениях «Кадимга Халклардан колган ёдгорликлар» Абу Райхон Беруний, «Наврузнома» Умар Хайём, «Шохнома» Абулкомис Фирдавсий, «Хайрат ул-аброр», «Лайли ва Мажнун», «Садди Искандарий» Алишера Навоий показана история возникновения Навруза, связанные с ним обряды и традиции, они являются ценными источниками о Наврузе. По преданию известного мыслителя Востока Алишера Навои, празднование Навруз вошло в традицию во времена правления Шаха Жамшида. По сведениям, вышеперечеслинных источников праздник Навруз имеет свою четырех тысячную историю.
В 12 главе дастана «Лайли ва Мажнун» Алишера Навои рассказывается о том что встретились Мажнун и Лейли в праздник Навруз. В день Навруза люди выходили на природу, в цветущие сады, чтобы насладиться не только запахами, нежностью цветущих садов, но и насладиться чувствами, нежностью света души, словно распустившийся и раскрывшийся нежный бутон цветка.
По Восточному календарю которым ползовались наши предки месяц Хамал считался первым месяцем нового года. Он начинался в день Навруза – 21 марта. И недаром в народе говорят «Хамал кирди-амал кирди». Поэтому, именно с того дня происходит пробуждения, возрождения, новорождения всего, что сушествует в природе. И от первых лучей солнца берут силу и пробуждается корни деревьев и ветки. Пробуждение в природе даёт импульс человеческой души и его природе.
Словно (бодрох) раскрываются почки, превращаясь в нежные цветочки (веточки деревьев)-говорит заслуженный хлопкороб Узбекистана Элибой Таниев. И дехкани с надеждой выходит в поле. 11-12 марта в нашем районе был проведен всенародный хашар и посажаны тысячи саженцев фруктовых и декоративных деревьев. Свой достойный вклад во всенародном хашаре внесли и фермерские хозяйства. Сегодня на праздничных гуляньях достопочтенные аксакалы раскрывая руки для молитвы просят мира нашей стране, благополучия и благосостояния народа, для дехкан богатого урожая и обилия. И, конечно, в основе исполнения этих пожеланий лежит упорный и усердный труд, работа, которую мы начинаем в с приходом весеннего Навруза.
Да, начатые в махаллях и гузарах празднования Навруза прошли и в «Ёшлар боги» города Жумы под мелодичные звуки карнаев и сурнаев, зазывающих всех на праздник, с раннего утра начались гулянья. Весеннее праздничное настроение спешащих на праздник пожилых и молодых людей в глазах которых которых видна радость, созерцание удовлетворения благополучной встречи Навруза.
В руках молодых девченок и парней букеты весенних цветов, у катающихся на качелях девчонок видны вплетённые в косички веточки верты. Все вокруг поздравляют друг друга с праздником Навруз. Привлекла наше внимание, расположенная в углу сада молодежь на сцене, с которой доносились, звуки мелодий и песен, воспевающие прелесть весны, Родину и конечно же любови. На лицах зрителей восторг от просмотра выступлений фолклёрных групп, прибывших из разных махаллей и гузаров, от разнообразных национальных игр, приветствия молодых невест (келин салом).
Кипящей в больших котлах сумаляком угощают всех желающих гостей праздника. И хорошее настроение у тех, кто испробоваль 40-50 видов национальных весенных блюд и угощений.
Во весь рост, во всей красе проявляется наше самознание, гордость и это величие отражено на радостных лицах людей.
Этот великий праздник который отличается на протяжение четырех тысяч лет народами Востока был запрещен в бывшем Советском Союзе. Только в 1989 году, когда главой Узбекистана был избран И.А.Каримов, он восстановил наши национальные духовные ценности, выступил с предложением восстановить празднования Навруза, тогда и началось второе рождение, вторая жизнь всенародного праздника Навруз. Это праздник широко отмечают в Узбекистане, независимо от национальности, вероисповедания, языка, он превратился во всенародной праздник Навруз.
Праздник Навруз это праздник сплочения родственных душ, это праздник духовного воспитания. В этот день во всех местах проводится благоустроительные работы, посещаются места поклонения великим предкам, туда где находятся захоронения, проведываются больные инвалиды и сироты.
В это время года во всей красе проявляется тысячелетняя культура приготовления национальных блюд и угощений. А особенно показывают особый облик дастархана приготовленные особым способом на Навруз весенные блюды сумаляк и халим. Если мужчины заняты приготволением халимы, то сумаляк и его приготовления превращаются в праздник. Приготовленный за день и одну ночь сумаляк преподносится каждой семье и не сумевшие принять участие в праздничных гуляниях старые пожилые, инвалиды угощаются сумаляком.
Нынешние празднование Навруза как всенародного праздника отмечаются с особым интересом. С раннего утра все заняты приготовлением блюд для домочадцев. Для одного пельмени, для другого кук самса, в общем приготовление разнообразных весенних блюд. Приготовленные угощения и выпочка для праздничного дастархана лицами разных национальностей, проживащими в нашей махалле придают особую значительность для нас, так как они тоже угашают и нас как и мы угостили их нашими блюдами. Эта взаимосвязь сплачивает нас и праздник Навруз действительно праздник добра, милосердия и сплочения дружественных связей. Действительно, сидя за одним большим дастарханом угощая друг друга праздничными блюдами мы становимся ближе и родней.
И поэтому Навруз это праздник который преподносит радость каждому, даря друг другу добрые чувствв и щедрость наших душ. В целом этот праздник не только дарит радость, веселье, он является и механизмом воспитания патриотическых духовных чувств, средством передачи добрых традиций из поколение в поколения.
Кстати, этот праздник который приносить очень много радость детям на местах было видно особенная порготовленность к празднику малых деточек, и подростков, молодых девушек и парней по их выступлением на праздники. Эхом из далёкого детство доносится до нас игры детей кураш, чиллак, бои петухов, бештош, ок теракми кук терак и д.р.
Проводимые среды детей такие мероприятия служат развитию мировоззрения, национального самосознания, а также спонсоров их поддержке малоимущих, малообеспесенных семей благотворительние работы которые также предоставляют государственные и общественные организации стали традицией Навруза.
Возрастает, особенно в дни Навруза помощь всех окружающих детским домам, малообеспеченным семьям. Ведь Навруз всей своей сушностью является показательным воспитательным инструментом. Как отмечал великий хазрат Навоий «Пусть твой каждый день будет как Навруз».