Из путеводителей по Самарканду известно, что культово-мемориальный ансамбль сформировался на кладбище у могилы арабского законоведа IХ века Абд аль Мезаддина. Его мавзолей с шатровым куполом в своей основе, возможно, относится к ХII веку. Впереди него в первой половине ХV века была возведена зиаратхана, обращенное во двор со старинным хаузом. Это здание портально-купальной композиции и на его портале и барабане наружного купола гирихи и надписи, выложенные из глазурованных кирпичей.
С двух сторон двора, вероятно на древних фундаментах, расположены постройки 1908-1909 г.г. Мавзоллей окружает фамильный дахмы ХV века, облицованные тесаными и глазурованными кирпичами. На прилежащем кладбище находятся мраморные надгробные плиты ХV-ХVII веков эпиграфической и стилизовано – растительной резьбой.
Основу комплекса составляет квадратный двор с большим восьмигранным хаузом, посередине: южную сторону занимает собственно мавзолей Абди Дарун, с запада квартальная мечеть, с севера худжры небольшого медресе. Здание мавзолея несколько раз переделывалась. Ныне в сохранившимся виде это небольшое кубическое здание с граненном барабаном и коническим куполом.
Перед мавзолеем в ХV веке было построено портальное здание хонакох, которое увенчано цилиндрическим барабаном и сферическим куполом. Богато применены в облицовке глазурованные кирпичи и кошинная мозаика. Постройку этой хонакох по конструкции и декорам относится к времени Улугбека. С двух сторон хонакох имеется поздние постройки.
Мечеть Абди Дарун состоит из квадратного помещения, с единственной колонной внутри, а снаружи имеется красивый айвон, открывающийся на север и на восток. Художественная полихромная роспись в декоре айвана занимает главенствующее место. Среди орнаментальных кружев поздней росписи и резьбы с датой 1908 г.
Сохранились имена народных мастеров Усто Абдузахида, Абдугани, Сабира, Сиддика и Хасанхана. Комплекс Абди Дарун в целом представляет яркий пример создания замкнуто пространство в живописном сочетании отдельный объектов и неразрывной связи с хаузом зеленью. Уют, компактность и соразмерность частей и целого происходят из стремления достичь во всем практической целесообразности. Всё предельно просто, нигде народного мастера не покидает чувство меры.
Та территория Самарканда, где находится ансамбль Абди Дарун, в Х веке представляла особую часть т.н. «внешнего города». Здесь, среди садов и виноградников, были усадьбы феодалов. Внешний город окружала стена. Позднее, в ХIV веке, на её месте возвели новую стену Самарканда.
Район расположения Абди Дарун стал очень оживленной частью города в ХIV веке, так как здесь проходили 2 дороги: одна – вверх по долине Зарафшана, другая на юг в сторону Кеша и далее через Термез в Кабул и Индию.
В ХV веке у древнего кладбище не подоплеку от Абди-Даруна, был сооружен один из лучших архитектурных памятников Самарканда мавзолей Ишратхана.
Ансамбль как и мавзолей, назван именем похороненного здесь казия Ходжа Абду или Абд-аль Мезиддина, проживавшего в Самарканде в Х веке. Дополнение к имени Дарун означает «внутренний» и указывает, что его могила находится внутри городской стены Самарканда. Построенный в ХII веке, он был отреставрирован в ХV веке. Реставрация на столько изменила мавзолей, что совершенно не известно, как они выглядели в древности. Мавзолей представляет собой не большой квадратное сооружение с пирамидальным куполом на восьмигранном барабане. Интерьер мавзолей более чем скромен, здесь нет росписей золотом, керамики. Стены паруса, купол мавзолея оштукатурены белым алебастром. Почти вся его площадь занята большим надгробием.
В ХV веке рядом с мавзолеем появляется однокомнатная зияратхана. Где по мнению части исследователей, это – хонакох.
В ХIХ веке здесь появилась мечеть с зимним молитвенным залом, айваном и большим минаретом. Зимнее помещение мечети, в отличии от айвана, не представляет интереса. Айван украшают стройные, деревянные колонны, наборными сталактитовыми венцами капиталей. Яркие, очень красочный плафоны между балками перекрыты.
С северной стороны дворика не большой медресе, построенной в 1905 г. Ансамбль Абду Дарун дает пример живописной композиции, где внутреннее пространство дворика служит тем организующим элементом, которому подчинены здания, зелен, хауз.
Т.Халилов