Все мы, что греха таить, видя очередной пример современного искусства, будь то в музее или под открытым небом, скептически поджимаем губы. По-настоящему что-либо нравится редко, то ли дело классические картины и скульптуры — красивые, со вкусом, и главное, понятные.
Насчёт понятности, правда, не стоит обманываться. Художники во все времена закладывали в свои произведения некие символы, и без соответствующих знаний, мы никогда не угадаем замысел, не "прочтём" сюжет.
Просто у современных мастеров символов ещё больше, и любую идею они предпочитают хорошенько спрятать. Но делается это чаще всего ради нас с вами — чтобы мы учились смотреть внимательно и ленились думать.
Двуликий Янус
Четыре года назад, прогуливаясь по Базелю с мужем и дочкой, мы обратили внимание на скульптуру молодого мужчины в скверике, возле Доминиканской церкви (Предигеркирхе). Вот здесь:
Поскольку сразу за церковью начинается университетская улица, и в районе полно студентов, мы решили, что подобная скульптура здесь вполне уместна. Студент с мячом отдыхает на футбольном поле...
В этот раз я подошла поближе и прочла название "Янус".
Янус? Древний мифологический бог? Властитель дверей и врат, входов и выходов. Покровитель месяца Январь, хозяин начала и конца, ведающий о прошлом и о будущем.
Позвольте, у него же должно быть две головы, глядящие в разные стороны, да и этот поджарый юноша с мячом на роль бога никак не тянет! Но с мячом ли? Нет, это и есть вторая голова, хотя все равно так не должно быть — оба лица повёрнуты к нам.
Все становится понятно, если вы не поленитесь обойдя скульптуру, взглянуть на спину юноши. А спины-то и нет вовсе... Скульптор удивительно искусно создал двустороннее изображение, что весьма непросто выполнить не в рисунке, а в объёмном варианте.
С "изнанки" мы видим высохшее тело старика и его умудрённый, хотя и по-юношески веселый взгляд. Все правила, как оказывается, соблюдены. Молодой человек смотрит в прошлое, его вторая половинка — старик, глядит в будущее. У старика есть ключ — знак его власти. Когда-нибудь, в далёком пока будущем, каждому из нас Янус откроет нашу последнюю дверь...
Вот такого необычного Двуликого Януса создал в 1962 году скульптор Отто Чарльз Бэннингер (Otto Charles Bänninger).
Метамеханика Тэнгли
Следующая скульптурная композиция довольно известна. Её обычно не обходит вниманием ни один турист, приезжающий в Базель. Речь идёт о кинетическом фонтане Тэнгли, находящемся неподалёку от Элизабеткирхе — самой высокой церкви Базеля.
Жан Тэнгли довольно знаменит, и получил признание при жизни, хотя его работы более, чем необычны. Возможно, многим из вас знаком Фонтан Стравинского, что появился в 1983 году в Париже возле Центра Помпиду и здания IRCAM. Это совместное творение Тэнгли и его жены Ники де Сен-Фалль — французской художницы, работавшей в стиле поп-арта. Фонтан Стравинского в ПарижеФонтан Стравинского на самом деле очень похож на свой базельский аналог, явное отличие привносят лишь яркие выразительные элементы, созданные Никой де Сен-Фалль.
В Базеле кинетический фонтан не имеет подобных украшений, но тем не менее носит название "Карнавальный" — Fasnachtsbrunnen. (Что очень подходяще теме нашей поездки! )
Фонтан появился в 1977 году. Его установили на месте, где когда-то располагалась сцена старого городского театра.
Теперь здесь большой, но неглубокий пруд, внутри которого происходит целое представление. Забавные, словно бы ожившие, механизмы булькают, вертятся, плавно или резко поднимаются, совершают некие монотонные, почти осмысленные движения, брызгая при этом водой.
Все девять разных механических фигур должны, по замыслу скульптора, напоминать нам о том, что когда-то на этом самом месте разыгрывались спектакли, и актеры выходили на сцену, чтобы играть перед публикой свои заученные роли.https://youtu.be/0l85FPjgSo4
Или же нам надлежит вспомнить о карнавале, что очень легко сделать, глядя на сумасшедший фонтан. Рассматривая движущиеся железки, невольно наделяешь их чертами живых существ и начинаешь для каждой придумывать характер.
Нарядная обезьяна
Итак, принято считать, что современные арт-объекты слишком абстрактны, а старинные, классические — красивы и понятны. На самом же деле, практически каждое произведение искусства таит в себе некую загадку.
В самом центре старого Базеля, неподалёку от ратуши, есть маленькая площадь Andreasplatz, больше похожая на внутренний дворик. На этой площади установлен фонтан, украшенный фигуркой обезьяны. Обезьяна не простая, она ярко раскрашена, одета в кафтан и щегольскую шляпу, а в левой лапе держит кисть винограда.
Согласно городским летописям, в 1393 году где-то в этом районе была больница, а возле неё — фонтан с питьевой водой, называемый "Обезьяна". Почему обезьяна, не знает никто. Как она выглядела — тем более, поскольку в конце 16 века старый фонтан был снесён.
В 1657 году фонтан решили восстановить, и в память о прежней обезьяне скульптор создал новую, образ которой соответствует представлениям 17 века о стиле и красоте :-)
В 1895 году скульптура обезьяны была случайно повреждена и потеряла руку, а ещё через 20 лет хрупкий оригинал поместили Исторический музей, заменив его копией. Копию скульптуры создал Jean Hym в 1916 году.
Вот уже 100 лет фонтан обезьяны содержится в идеальном порядке, хоть это и копия. В этом проявляется бережливое отношение баслеров к памятникам города. Поделюсь все же интересным эпизодом, который мне попался на глаза в интернете. На одном форуме жители Базеля обменивались своими скромными познаниями о фонтане обезьяны (насколько я смогла понять, используя программу-переводчик).
Один человек вспоминал, что в 40-х, когда был ребёнком и жил в районе ратуши, он часто играл с соседскими мальчишками в окрестных дворах. Обезьяна была их любимицей! Фонтан их привлекал настолько, насколько способна яркая игрушка притягивать маленьких детей. Они её почти одушевляли.
Однажды мальчишкам пришла в голову идея, как было бы здорово, если во время дождя обезьяна держала бы в руке раскрытый зонтик. Пытаясь прикрепить зонтик, они умудрились повредить скульптуру, за что были наказаны. Целую неделю их не пускали гулять — вместо этого ребята должны были чистить овощи к обеду. Мне показалось, это доброе такое, милое воспоминание из детства.
Барельеф с котелком пшенной каши
Недалеко от здания центрального вокзала Базеля, на противоположной стороне большой вокзальной площади находится Страсбургский мемориал (Strassburger Denkmal) — мемориальный комплекс в память о франко-прусской войне 1870–1871 годов.
Ни современным, ни каким-то необычным с виду он не является. Однако, я включила его в заметку, поскольку кое-что необычное здесь все же имеется — а именно история, которая изображена на одном из барельефов в постаменте памятника. Чтобы её узнать, нужно найти тот самый барельеф, но сначала взглянем на памятник целиком.
Скульптурная группа изображает женщин с ребенком, которых защищает ангел. Ангелом по отношению к жителям Страсбурга во время жестоких боев за город выступила Швейцария. Города Базель, Берн и Цюрих приняли у себя около полутора тысяч стариков, женщин и детей из осажденного Страсбурга.
Этот мемориал создал в 1895 году французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, и подарил его Швейцарии, поскольку швейцарцы не раз оказывали помощь жителям Страсбурга. Один из барельефов, высеченных на тумбе, относится к описанным событиям 1871 года, но есть и другой, на котором изображён значительно более ранний эпизод, происшедший в 1576 году.
За свою долгую историю Страсбург не раз подвергался нападениям, и в 1576 году в очередной раз был осаждён. Жители обратились за помощью к швейцарцам, и те, конечно, откликнулись. Но решили не только помочь, а ещё и лишний раз доказать всем непревзойденную мобильность своей армии.
Самым быстрым способом попасть из Цюриха в Страсбург в те времена был речной сплав. Обычно он занимал трое суток. Швейцарцы же предприняли попытку преодолеть водный путь до Страсбурга в три раза быстрее, сплавляясь по рекам Лиммат, Ааре и Рейн.
Чтобы усилить впечатление и покрасоваться, они использовали немного театральный эффект, вошедший в историю, как "доставка котелка пшённой каши".
Еще до восхода солнца цюрихцы сели в лодку и погрузили в неё большой чугунный котел с кипящей пшенной кашей — в те времена она была основным продуктом питания. Термосов в 16 веке ещё не выпускали, поэтому котёл обернули соломой и тряпками, присыпали слоем песка и накрыли огромной бочкой.
Прошло 17 или 20 часов, во всяком случае, менее суток, и вечером того же дня цюрихцы уже угощали страсбуржцев кашей, которая была еще тёплой. Так они показали, что всегда готовы прийти на помощь союзникам настолько быстро, что даже котелок каши не успеет остыть!
Кстати, если в Базеле барельеф, увековечивший этот эпизод, украшает Страсбургский мемориал, то в Страсбурге есть подобный барельеф на фонтане под названием Цюрихский. К 400-летию этого знаменательного события (1976 г.) швейцарцы провели его инсценировку, которую затем решили воспроизводить каждые десять лет. "Спектакль" получил название Hirsebreifahrt — поход с пшенной кашей.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Такие вот четыре объекта — разные эпохи, различный стиль, четыре разные истории. И это лишь малая крупица того, что можно обнаружить на улицах Базеля. Шея в этом городе, определенно, не знает отдыха (а кое у кого и руки, постоянно тискающие фотоаппарат).