Раскрашенная пустыня (Painted Desert) – небольшая, но самая бесплодная в Аризоне, и при этом, наверное, самая красивая. Если в других местах Колорадского плато наиболее молодые и рыхлые слои осадочных пород смыты миллионы лет назад, то здесь они сохранились, удивляя необычными для пустыни красками.
Большая часть Раскрашенной пустыни совершенно непригодна для передвижения. Лишь в национальном парке “Окаменевший лес” проложена дорога и несколько коротеньких троп.
Национальный парк “Окаменевший лес” (Petrified Forest) – ещё одно удивительное место Аризоны. Хвойные, Гинкго и Саговники триасового периода (200 – 250 мл. лет) упав в болото не сгнили и не стали каменным углём, а окаменели, насыщаясь растворами солей. Превратились в полудрагоценный агат, сохранив при этом форму и структуру дерева.
В статье о Галереях Седоны, я уже упоминал об изделиях из окаменевшего дерева. Сто с лишним лет назад деревья вывозились целыми эшелонами, пока в 1906 году территория не была объявлена национальным памятником, а в 1962 национальным парком. Теперь даже за сбор крошечных обломков на территории парка полагается солидный штраф. Добыча продолжается на территориях индейских резерваций и землях принадлежащих частным владельцам. Масштабы, конечно, уже не те и цены соответствующие.
Июль 2011. Ехали не торопясь, петляя, по серпантину трассы 89A. Путь конечно не ближе чем до Великого Каньона, около 145 миль (234 км). Но сам парк не займёт много времени: дорога одна, примерно 45 км. Несколько смотровых площадок, 3 – 4 тропинки не более километра каждая и маленький музей, вот и всё. Сходить с асфальтовой тропы в большинстве мест нельзя.
Первая остановка Оак Крик Виста (Oak Creek Vista) смотровая площадка в 5 километрах от Флагстаффа на самом краю Колорадского плато. Отсюда открывается вид на каньон Оак Крик.
Индейцы торгуют сувенирами, не знаю, из какого они племени, но в отличие от Навахо эти не против того, что бы их снимали.
Дальше путь лежит по трассам I-40 и US-180. Вдоль дороги пустыня, изредка промелькнёт крохотный городок. Или по железной дороге тащится необычайно длинный товарный состав.
Не доезжая пары километров до парка, попали в небольшое приключение, теперь оно представляется скорее забавным, а тогда показалось несколько неприятным. Навигатор сообщил, что ехать следует прямо, тогда, как трасса уходила вправо. Не знаю, что нас заставило довериться технике, дорога с самого начала выглядела слишком узкой, и указателей никаких.
Асфальт вскоре сменился гравием, и дорога стала такой, что развернуться невозможно. Волей, неволей пришлось ехать вперёд. Примерно через километр, въехали в большой пыльный двор, заполненный старыми машинами и ещё каким-то хламом. Картину дополнял ветхий дом с окнами наглухо закрытыми ставнями. Зной, тишина, слышно только гудение мух. Натуральная декорация к дешёвому фильму ужасов.
На небольшом прилавке под навесом разложены кусочки окаменевших деревьев, цены более чем низкие. Людей никого, в криво написанном объявлении предлагалось самому взять, что понравилось, а деньги положить в ящик. Или мы не любители сувениров или обстановка не способствовала, однако, брать ни чего не стали. Развернулись и быстро уехали. Потом только посмотрели на Google картах, где же мы побывали. Оказалось это DoBell Ranch – вроде как легальная компания по добыче минералов. Ну ладно, посмеялись над своими страхами.
До въезда в парк добрались минут за 15, там взымают небольшую плату и спрашивают, нет ли с собой камней. Не знаю, что будет, если ответишь “Есть”, машину, однако не обыскивали.
Первая точка в парке – Rainbow Forest Museum. Интересного там немного: небольшая экспозиция триасовой фауны и общая информация для посетителей.
Зато прямо у музея первый трейл (тропа, то есть) - Giant Logs. Брёвна и правда, гигантские.
Через дорогу магазин Rainbow Forest Lodge торгует местными минералами.
Жеоды, очищенные от верхней известковой корки.
А с неочищенными получается нечто вроде лотереи. Посетители покупают их за доллар и сами раскалывают. Крайне редко там можно найти вот такие агаты или кристаллы кварца попроще. Но обычно внутри почти пусто или ерунда, какая ни будь похожая на небольшие сталактиты.
Следующая остановка “Агатовый дом” (Agate House) и тропа Long Logs. До них рукой подать, едва ли километр расстояния, вот мы и отправились пешком. И снова нашли приключение, правда совсем не страшное
. Стоило перейти высохшую речку примерно на середине пути, как начался сильнейший ливень с грозой. Место совершенно открытое, спрятаться, переждать негде. Спасение пришло в виде навесов какой-то экспедиции толи археологов, толи палеонтологов, теперь точно не вспомню, но что то они там раскапывали. Дождь прекратился через несколько минут, только к Агатовому дому мы так и не попали из-за тех самых раскопок.
Crystal Forest – ещё одна небольшая тропа среди окаменевших деревьев. Земля усеяна обломками агата как галькой. У тропы множество табличек запрещающих: Не сходить! Не собирать! Хорошо ещё расстрелом не грозят.
Jasper Forest здесь только смотровая площадка.
Agate Bridge (Агатовый мост) дерево когда-то было своеобразным мостом над промоиной, а потом сломалось, пришлось укрепить бетонной конструкцией.
Blue Mesa– несколько смотровых площадок и тропа, достаточно длинная по местным меркам. Здесь очень хорошо можно рассмотреть структуру породы слагающей Раскрашенную пустыню. Напоминает сильно гранулированную глину.
Оба раза мы были одни на этой тропе, и почему-то никак не мог отделаться от мысли, что вот-вот из-за очередного холма покажется тот самый триасовый предок динозавров или гигантская амфибия.
Этот ворон, кажется, нас преследовал.Вот эти конусы называются “Типи” (teepee), такая вот национальная индейская изба, а вигвам он совсем другой. А если без шуток тогда это конусы древних вулканов, прикрытые осадочными породами.
Newspaper Rock State Historic Monument – нагромождение обломков скал весьма отдалённо напоминающее стопки газет. Некоторые обломки разрисованы петроглифами. Только близко подойти нельзя и чтобы рисунки увидеть, тем более сфотографировать, нужна хорошая оптика. Каковой мы тогда не обладали.
Доступ к Puerco Pueblo – руинам древнего индейского поселения в то время был закрыт. Очевидно по вине всё той же экспедиции.
Pintado Point.
Chinde Point.
Painted Desert Inn – здание небольшого отеля, построенное в 1920тые годы, а теперь только музей. Тропа идёт метров на 100 вниз по склону, теряясь на равнине. Попытались пройти, но ноги вязнут, ни ходить, не ездить совершенно невозможно. Недаром эта территория называется Badlands.
TawaPoint.
На выезде из парка опять спрашивают о наличии камней и опять верят на слово. Выскакиваем прямо на трассу I-40 и возвращаемся уже по хайвэям.
Сентябрь 2013. Всё почти то же самое, но снимки сделаны с другой оптикой и при другом освещении. Да ещё осенью пустыня оживает, цветут растения, змеи, ящерицы просыпаются.
Выезжаем в темноте, потому сразу выбираем скоростную дорогу, выгода по времени не более получаса, зато оленей меньше. Едва свернув с хайвэя на US-180, обнаруживаем магазин Jim Gray's Petrified Wood Co. Два года назад его точно не было. А тут как раз друзья попросили привезти сувениров, пришлось заглянуть.
Giant Logs.
Crystal Forest.
Jasper Forest.
Agate Bridge.
Blue Mesa.
Опять ворон, интересно, это тот же что и прошлый раз.
Типи. Точно преследует.Newspaper Rock. Теперь мы уже более менее к съёмке были готовы.
Puerco Pueblo.
Pintado Point.
Chinde Point.
Painted Desert Inn.
Tawa Point