Ульцинь и вокруг. Продолжение.
Утром, дрожа от холода, но подогреваемые надеждой, мы начали крутить краны. Фига! Воды не было! Злые и недобрые, мы залезли в холодные и отсыревшие вещи, и пошли греться в машину. Погода не изменилась — светило солнце и дул ветер. Сегодняшний день мы решили потратить на поездку в Скадарскому озеру (в том числе за птичками), а потом уехать на реку Црноевича (в том числе за красивыми панорамами).
Когда мы ехали в Ульцинь из Жабляка, то наш путь традиционно лежал мимо Скадарского озера, где мы заехали в местную ресторацию, выпить по чашечке чая. Там же, если кто не знает, находится офис Национального парка «Скадарское озеро». Там мы пообщались с девушкой, которая рассказала нам, где и каким образом посмотреть на озере птиц (надо приезжать в сезон), и как найти знаменитую Подкову. Подкованная этими знаниями, Ксю поворотила руль нашей Мазды в сторону города Вирпазар, о существовании которого до сего момента я даже не подозревал. Этот городок находится на трассе, ведущей в Подгорицу, на берегу озера, справа от трассы, если ехать с побережья. Городишко — так себе, пара десятков домиков, карабкающихся на гору. Интересов там немного — оттуда, в сезон, можно нанять лодку и поплавать по Скадарскому озеру — за птичками или просто ради удовольствия. И чуть выше на горе находится небольшая, но хорошо отреставрированная крепость.
С неким трудом мы приткнули нашу машину на небольшой площади (в Вирпазаре вообще везде очень мало места), и я поскакал к реке Црмница, которая разделяет город практически пополам, в поисках птичек.
Ага, птички там были. Не считая озерных чаек, которых полно на пруду и у меня под окном, там были лысухи, большие и малые бакланы, малые поганки, белые цапли. Ну и всякая мелочевка типа зарянок и горихвосток, которые там были на каждом кусту. (Предвосхищая вопросы — где же птички? — сразу скажу — позже выложу с ними отдельный альбомчик). Ксю нашла солнечное защищенное от ветра место и грела там нос, а я бегал вдоль берега в попытках сфотографировать ту или иную птичку. Наснимавшись пернатых, мы немного прогулялись по дороге, ведущей в гору.
Собственно, там всего две дороги — одна уходит в гору прямо, вдоль озера, а вторая огибает ее справа. С этой дороги открываются шикарные виды на Скадарское озеро, которое сверху гораздо красивее, чем с уровня воды.
Фантастически синяя вода, ограниченная с одной стороны темными горами, а с другой полями пушистого желтого тростника, прозрачное небо, свежий воздух — только ради этого стоит заехать в Вирпазар.
А еще оттуда виден почти весь Вирпазар — все его несколько домиков…
Осталось покорить крепость. Если смотреть снизу, то она казалась совсем рядом, но вот как до нее добраться, было не очень понятно. Ксю завела машину, и мы сначала попробовали попасть в крепость по правой дороге, ведущей вокруг горы. Нет, это была неправильная дорога, за поворотом она уводила в другую сторону. Мы с трудом развернулись, и, за неимением выбора, поехали по другой дороге, с которой мы только что снимали озеро.
Оказалось, что мы не дошли до поворота к крепости буквально пару десятков метров — от трассы ответвлялась и вела вверх пешеходная дорожка. Понадеявшись на адекватность местных водителей, мы весьма неадекватно поставили машину на обочине узкой дороги — ехать вниз, а потом снова идти вверх было лениво, коли мы не сделали это сразу.
Крепость, с которой виден весь Вирпазар и окрестности,
носит название Бесац. Как ни удивительно, но она считается одной из старейших крепостей, сохранившихся в Черногории. Она была построена во второй половине 15 века на фундаментах крепости средневекового славянского государства под названием Зета. В те далекие времена крепость разграничивала турецкую и славянские территории, что сегодня придает ей дополнительную историческую ценность.
Крепость небольшая, прямоугольной формы. Она обнесена стеной с двумя наблюдательными башнями. На территории крепости находится несколько хозяйственных построек. Крепость имела огромное стратегическое значение — с ее стен были видны все окрестности, что позволяло обнаружить приближение врага практически с любой стороны.
Сегодня вся крепость отреставрирована, что делает ее непохожей на древнее строение. По территории крепости можно погулять, но проходы на башни и в постройки закрыты — или они закрыты в принципе, или в сезон за посещение берут плату.
Насладившись видами, мы спустились к машине, развернулись, и, распрощавшись с Вирпазаром, поехали на реку Црноевича. Найти нужную дорогу, будучи в Вирпазаре, оказалось пустяковым делом. Выезжая из города, надо ехать прямо, через трассу на Подгорицу и железнодорожные пути, идущие параллельно ей. И вы на правильном пути! Дорожка практически сразу начинает карабкаться в горы. Неудивительно, что оттуда открывается прекрасный вид и на Скадарское озеро,
и на Вирпазар, но уже с другого ракурса.
Большую часть двадцати с небольшим километров до реки Црноевича, дорога идет по горам с видами на изрезанную, покрытую многочисленными островами и камышом, северную часть Скадарского озера.
В общем, сюда стоит заехать только ради этой дороги.
Спустя какое-то время, дорога выводит к реке Црноевича, через которую перекинут старинный Данилов мост — одно из самых красивых мест, что мы видели в Черногории.
Риека Црноевича, как называется этот поселок на местном языке, в 15 веке был ни много ни мало — столицей Черногории, а позже, в 19–20 веках, на реке был крупнейший в стране рыбный рынок, что неудивительно, и река, и озеро, в которое она впадает ниже по течению, до сих пор богаты рыбой. Во времена Югославии тут работал рыбо-консервный завод-комбинат, где работало около полутысячи человек. После развала Югославии завод закрылся, а после этого захирел и поселок.
Даже сейчас, когда в сезон сюда приезжает множество туристов (в том числе местных), в поселке живет всего-то меньше сотни человек. За восемь лет, что мы тут не были, в поселке появился супермаркет, пара гостиниц, отреставрировали набережную. Но конечно, сюда надо приезжать тогда, когда здесь нет народа. Ибо самое прекрасное в этом месте — это тишина и покой.
Помимо прекрасной природы, тут есть еще одна очень живописная достопримечательность — Данилов мост.
Он был построен по велению черногорского правителя князя Данило в 1853 году. Мост не только соединяет берега реки, это еще и памятник отцу князя, Станко Петровичу.
Данилов мост плавно переходит в Данилов дом, который князь построил не столько У моста, сколько НА мосту. Сейчас тут ресторан, и на удивление, в доме продолжают жить и содержать ресторан потомки князя. Но об этом мы узнали немного позже.
Как известно, наслаждение красотами и свежий воздух вызывает повышенный аппетит, плюс ко всему это место славится своими рыбными ресторанами (в сезон). В несезон поселок был вымерший, кроме нас там ходила пара-тройка местных, приехавших на машине, и семейство на машине с российскими номерами. Больше никаких признаков жизни в поселке не наблюдалось. Мы с голодными глазами прошлись вдоль набережной в поиске еды, и вдруг, за окнами одного из домиков, обнаружили какое-то движение — там была жизнь. Оказалось, что жизнь была именно в том доме, что построил по-над мостом князь Данило, и в котором сейчас находится ресторан.
Мы, отмахиваясь от сушащейся над входом воблы, зашли в темное помещение, где у печки (да, на дровах), колдовала женщина. Спустя пару минут оказалось что, а) она говорит по-русски, и б) она вообще из Москвы. Мы поинтересовались насчет еды — оказалось, что в поселке уже два дня нет света, сильнейший ветер сдул все электричество вместе с проводами, поэтому все, что она может для нас сделать — это подогреть на огне чайник. Ксю осталась в ресторане ждать чай, а я прошелся до супермаркета, чтобы купить что-нибудь к чаю. В супермаркете тоже не было света. И что вы думаете, его закрыли? Как бы ни так! За кассой сидела женщина, и записывала покупки в журнал!!! Я взял пару булок и шоколадку, меня записали, дали сдачу, и я, мягко скажем, весьма удивленный, но с добычей, пошел обратно в ресторан, надеясь, что чайник уже закипел. А тут жизнь била ключом! Оказалось, что помимо чая, нам уже разогревают фирменную уху! Хорошо, есть-то хочется! Пока ждали еды, мы разговорились. Оказалось, что эта женщина замужем за хозяином и дома, и ресторана, который является потомком князя Данило! Вот так дела! Видимо, именно в этот момент между нами проскочила электрическая искра, которая дала в поселок свет, которого не было, как я писал, уже двое суток!
С появлением света жизнь сразу наладилась. На стол начала метаться еда — это и квашенные болгарские перцы, фаршированные острым рисом, и фирменная уха из нескольких сортов рыбы, и эксклюзивные рыбные голубцы, в которых присутствовала вся речная фауна Скадарского озера, но главным там был копченый карп. Вот так попили чаю! Булочки были забыты, и мы трескали действительно вкусную, домашнюю еду, под рассказы о быте и житье в Риеке Црновича.
Открытым оставался вопрос об оплате — само собой, никакого меню да и просто обсуждения цен не было. Если приглядеться, то в наших с Ксю глазах можно было увидеть крутящиеся цифры, близкие к пятидесяти евро. Но пути назад уже не было, на стол подали чай. Допив чай, мы начали прощаться, и я ненавязчиво поинтересовался, сколько мы должны за обед. Женщина быстренько заполнила квиток, и я с ужасом увидел там цифру… 16 евро!!! То есть, мы сожрали кучу вкуснейшей еды по цене одной порции где-нибудь в Будве! Если бы мы так сильно не наелись, то можно было бы и повторить…
Икая, мы вернулись к машине, и поехали
в еще одно интересное место, упущенное нами в первые заезды — на смотровую площадку Павлова Страна. Сначала дорога, поднимаясь вверх, шла мимо широко разлившейся в этом месте реки, покрытой островками камыша, но уже с другой стороны.
И вдруг, далеко внизу река изгибается как огромная подкова — это и есть искомое место. Вид совершенно фантастический, жаль только, что солнце было с неправильной стороны. Так что получилось ровно то, что получилось. А еще панорама не влезала даже в широкоугольный объектив — широка маленькая Черногория!
На горизонте, если смотреть по левому, так сказать, руслу, видно еще одну местную достопримечательность, которую кратко зовут Софи Лорен. А полностью — груди Софи Лорен. Почти как у Хаггарда в «Копях царя Соломона» — там, кто помнит, герои держали путь в сторону похожих гор, которые назывались груди Царицы Савской…
Ну, «тему сисек» мы раскрыли, можно было возвращаться домой. Дальше дорога шла вниз-вниз-вниз, и переходила в трассу, по прямой ведущую в черногорскую столицу — Подгорицу. Еще в первый приезд мы убедились, что ничего интересного в Подгорице нет, поэтому, мы, руководствуясь указаниями Игоря, без остановок проскочили город, и уже знакомой дорогой долетели до Ульциня.
В нашем морозильнике было все так же холодно, но зато появилась вода, что уже было подарком. Вечерком мы с Ксю сели, завернулись в одеяла, и стали думать, чем бы интересным заняться завтра, 31 декабря. Надо было замутить что-нибудь запоминающееся. Я долго пялился в карту Черногории вокруг Ульциня, и вдруг мне в голову пришла не очень здоровая идея.
— Ксю, а ты когда-нибудь была в Албании?
— Нет, — говорит Ксю, — как-то не приходилось…
— Тогда давай завтра туда махнем?
— Ваще не вопрос!
Это был правильный ответ. На том мы и порешили — провести последний день 2016 года в албанском городе Шкодер…
Продолжение следует.