Прогулку по Бёрну мы начали нестандартно. Ушли с вокзала не к центру, не к часовой башне, а вовсе в сторону, до самой реки. Раннее утро, первое утро нашего путешествия, выдалось ясным и свежим. Солнце слепило глаза, размывало контуры, и река Ааре в этот момент сверкала под нами, точно поток расплавленного серебра.
Мы стояли над Ааре на высоком арочном мосту Лотарингия Lorrainebrücke,
куда пришли в поиске каких-то особенных видов на город, а на деле встретили здесь очарование и силу ранней весны.
Все было каким-то сияющим, промытым и прозрачным. Я даже зябко поёжилась, глядя на обнаженные торсы скульптур, украшающих южную сторону моста.
Скульптуры из известняка по эскизу художника Пола Кунса (Paul Kunz)Мост Лотарингия, длиной 178 м, шириной 18 м, и высотой 37,5 м, построен в 1928-30 г.г. по проекту Роберта Мейлларта. Со стороны он очень хорош этой своей высокой аркой в виде эллиптической дуги. Когда утопает в зелени, то особенно:
фото из интернетаНо такого вида нам, понятно не досталось :-)
Прогулявшись немного вдоль берега Аре, мы дошли до следующего моста — Kornhausbrücke. С высокой аркой, легкий и ажурный, мост Корнхаус появился в Бёрне в 1895 году. Он виден на первом фото с моста Лотарингия. Или вот так:
Возможно, даже наверняка, панорамы с Корнхаусбрюкке захватывающие, но на этот мост мы не зашли. Притяжение города стало сильнее притяжения реки, и мы углубились в улицы средневекового центра.
Полицейская часть. Симпатичный у них особнячок...О панорамах мы снова вспомнили, лишь добравшись к мосту Нидегбрюкке (Nydeggbrücke), то есть пройдя уже через весь исторический центр по улицам Крамгассе (Kramgasse), Марктгассе (Marktgasse) и Шпитальгассе (Spitalgasse). Слева от входа на мост нас поприветствовал изящный шпиль позднеготической церкви Нидеггкирхе.
Вид на мост Nydeggbrücke и церковь NydeggkircheNydeggkirche Эта церковь была возведена на фундаменте старого форта, стоявшего здесь прежде. Даже теперь, вкупе с примыкающими постройками, Нидеггкирхе выглядит центром некого архитектурного ансамбля, очертания которого напоминают небольшую крепость.
Церковь Нидеггкирхе, построенная в середине 14 века, пережила тяжёлые времена после 1529 года, в период Реформации. Храм тогда превратили в склад для бочек, зерна и древесины. Лишь с 1566 года церковь снова была открыта для богослужений.
Тогда Нидеггкирхе вернула свой статус, и даже вплоть до 1721 года являлась филиалом бернского Мюнстра.
Сейчас к ней выведен отдельный вход с моста Нидегбрюкке, а на маленькой площади перед храмом сделан уютный скверик, где можно посидеть на лавочке, дать отдых уставшим ногам и развлечься разглядыванием бронзовых барельефов.
Барельефы, добавленные к оформлению входа со стороны моста в 1951-1953 г.г. во время масштабной реконструкции комплекса Нидеггкирхе. Архитектор — Марсель ПеринкайолиРадом установлен памятник графу Бертольду V фон Церинген, оруженосцем которому служит сам медведь — символ Бёрна.
Такой чести Бертольд V или Бертольд Богатый, последний герцог фон Церинген, удостоился неспроста. Именно его считают основателем Бёрна. В 1191 году, герцог сделал город центром своих владений и по- преданию, дал название "Медведь" в честь убитого им неподалеку медведя.
С возвышения, на котором расположена церковь, можно спуститься к жилым кварталам по лестнице, полностью укрытой деревянным резным навесом. Сразу подумалось, какая в этом забота о верующих — в любую непогоду подниматься к храму и спускаться по такой лестнице удобно и приятно.
А вот и первые открыточные виды на Бёрн, которые дарит нам мост Нидегбрюкке. Снова представляем себе, что летом и в зелени они ещё краше. Зато ранней весной — выразительнее.
настоящий замок вдалеке — это исторический музей Бёрна Bernisches Historische MuseumНиже по реке виден Мост Унтерторбрюкке
то есть в переводе "Мост у нижних ворот". Расположенный в исторической части города, Унтерторбрюкке соединяет между собой улицы Нюдегштальден и Клёстерлиштуц, и это самый старый мост в Берне.
Впервые мост был построен в 1256 году из дерева, после, разрушенный сильным наводнением в 1460 году, был отстроен из камня, а за свою многовековую историю ещё не раз реконструировался. Но до 1840 года Унтерторбрюкке оставался единственным мостом через реку Аре в городской черте Берна!
Лишь в 1844 году был построен Nydeggbrücke — с целью облегчить передвижение нахлынувшим в город торговцам и путешественникам. А 500-летний мост Унтерторбрюкке, находящийся под охраной государства, по прежнему крепок, выдерживает даже автомобильное движение, и разумеется, внесен в список достопримечательностей национального значения.
Ну, а мы, пройдя в противоположный конец Нидегбрюкке, оказываемся возле другой важной городской достопримечательности — "Медвежьей ямы". На её близость указывает скульптура мишки-эквилибриста, балансирующего на проводах.
Медвежья яма
Bärengraben (http://www.meine-schweiz.ru/ru/article/article.php?id=3260) была пуста, но это и понятно. Она оставлена как памятник, много столетий, с 1513 года, служивший домом для медведей.
Сейчас в ней "обитают" только деревянные мишки, возле которых играют дети.
Для настоящих, живых мишек теперь построен целый мини-зоопарк, растянувшийся вдоль берега реки Аре.
Правда, и там мы их не увидели. Забавное объявление, написанное "от лица медведей", сообщало, что у мишек ещё продолжается зимняя спячка.
Пока символы Бёрна спят, остаётся только пообниматься с их изображениемСнова перейдя через реку по Нидегбрюкке, мы задержались посмотреть на живописные городские крыши с настоящими, притом дымящими, каминными трубами.
В этой плотной застройке, за рябью черепицы, трудно различить очертания самих домов. А ведь в Бёрне жили и знатные люди. Чтобы взглянуть на типичный образец патрицианского дома, мы свернули на развилке у моста в улицу Junkerngasse.
Юнкерштрассе — улица зажиточных людей, и определить это можно по наличию аркад. В Бёрне существовал (а, может, и сейчас существует?) закон, в соответствии с которым каждый владелец дома должен был ещё при строительстве поставить возле него крытые галереи, обеспечивая тем самым "сухой" проход для жителей города.
Благодаря этому по историческому центру Бёрна, где и строили свои дома богатые горожане, можно теперь неспешно гулять, не опасаясь ни слишком жаркого солнца, ни дождя.
По адресу Junkerngasse 47 находится особняк Эрлахерхоф (Erlacherhof). Он построен в 1752 году для одного местного аристократа, чьи монограммы красуются теперь на фронтонах крыльев здания (H.v.E.).
После падения старой бернской аристократии в 1798 году, особняк успел послужить и штаб-квартирой французского генерала, и школой, и французским посольством.
С 1848 по 1857 год в Эрлахерхоф "погостила" канцелярия Бундесрата, а теперь его помещения занимают некоторые отделы Бернского управления.
При всей важности здания, нас немного повеселила одна весьма прозаическая деталь. Прямо перед входом мы увидели стройный ряд из унитазов. То ли в особняке меняют сантехнику, то ли это такая инсталляция в стиле арт (в последнем, конечно, хотелось бы ошибиться, но выглядело это забавно).
Вот так незаметно, улочками и крытыми галереями, мы и вышли к главной площади Бёрна — Мюнстерплац. Центр притяжения туристов и гордость города Мюнстер открылся нам во всей красе.
Заложенный в 1421 году, с высоченной 100-метровой колокольней, Бернский Мюнстер дважды самый: самый высокий собор в Швейцарии плюс важнейший позднеготический храм в стране.
Несмотря на то, что бернский Кафедрал является протестантским, кое-какие украшающие его художественные элементы миновала участь уничтожения. Барельефная экспозиция, расположенная над главным порталом просто поражает роскошью и обилием скульптур.
Чести ради надо сказать, что эта картина "Страшного суда" над входом — единственное, что уцелело в период иконоборчества. Созданная на рубеже 15-16 веков композиция состоит из 220 малых и больших скульптур, изображающих праведников в раю и грешников в аду, апостолов, святых...Все это копии, поскольку оригиналы теперь хранятся в Историческом музее.
По северной стороне Мюнстера на берегу реки раньше находилось кладбище, но его снесли, устроив на этом месте прогулочную зону — парк Мюнстерплатформ.
Он действительно похож на ровную платформу, поднятую над Аре. Столики кафе и небольшой променад находятся прямо у её границы, и виды отсюда открываются замечательные, не хуже, чем с любого из мостов.
Берег реки в этой части высокий и крутой, потому и все остальные парки, устроенные при богатых особняках, тоже напоминают платформы, только меньшего размера. Ну, просто "висячие сады Семирамиды"!
Чуть поодаль виден ещё один мост, до которого мы из-за нехватки времени уже не дошли — Кирхенфельд брюкке. По нему, кстати, можно добраться к прекрасному замку — Историческому музею.
Kirchenfeldbrücke был построен в 1883 г, и отчего-то именно его облюбовали бернские самоубийцы. К примеру, здесь покончил жизнь швейцарский художник и архитектор Ханс Эггиманн (1872-1929).
Что ж, как мы можем судить по датам постройки, мосты Бёрна вырастали один за другим в течении 50 лет после того, как в 1840 году стало понятно, что единственного старого моста Унтерборг городу больше не хватает.
Всего исторически значимых мостов в Бёрне шесть: Унтерборг, Нидегг, Корнхаус, Альтенбергстег, Кирхенфельд, Лоррайне. И хотя мы не успели побывать на всех, все же поняли, что с каждого из них открываются потрясающие виды, которые оставляют в душе самые лучшие воспоминания о посещении этого города.