Рассказывая о нашей прогулке по Бёрну Берн. От моста до моста, я намеренно опустила подробности очень важной части знакомства с историческим центром.
Дело в том, что в моем восприятии "Берн на берегах реки" и "Берн внутри речной петли" — два совершенно различных по настроению и даже по окраске города.
Старинная часть Бёрна очерчена настолько крутым изгибом реки Аре, что напоминает небольшой полуостров. Внутри него всего несколько основных улиц, и находясь на них, я не могла отделаться от устойчивой ассоциации. Город напоминал мне декорации кукольного театра.
Многочисленные средневековые скульптуры, которыми украшены городские фонтаны, не получалось воспринимать иначе, как забавные разрисованные игрушки.
Фонтан "Волынщик" — Pfeiferbrunnen. В основе его сюжета — гравюра Альбрехта Дюрера (1514 г.)Кроме того, подобных кукол можно было повсюду увидеть на вывесках и фасадах зданий.
Ну, вот это — что за милаха забрался на карниз? С клювом, лапами и крыльями орла, с кошачьими ушами и хвостом, да с козлиными копытами Сатира!
А вот тут ещё: судя по всему, это бернский медведь, правда закрадывается подозрение, что его прабабка согрешила со львом.
Цветовая гамма Бёрна довольно монотонна, особенно в пасмурную погоду. Дома, построенные в классическом стиле сплошь желтовато-серые, однако улицы не выглядят скучными, благодаря этим раскрашенным фигуркам.
По пути от вокзала вдоль улицы Марктштрассе, видна Тюремная башня,
ранее служившая сторожевой башней и, как понятно из названия, тюрьмой. Тюремная башня — Кефигтурм (Käfigturm) была построена в конце 13 века и являлась частью второй крепостной стены.
Гордость Кефигтурма — великолепные встроенные часы с рельефом "Величие Берна".
Сразу за этой башней начинается территория Старого города, которая вся целиком признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Напротив Тюремной башни стоит фонтан со скульптурой, которая символизирует одну из основных добродетелей — Умеренность. Очевидно, в качестве намёка?
Женщина, одетая по моде 16 века, льёт тонкой струйкой воду из кувшина в миску.
Правда, теперь фонтан называется Anna-Seiler-Brunnen. Он переименован в честь основательницы бернской больницы Анны Зайлер.
Далее дом имперского стиля и соответствующего названия "Кайзерхаус", тоже со статуей-куклой на фасаде и красочной вывеской.
Ещё несколько шагов, и снова фонтан. Schützenbrunnen,
что значит Стрелок. Причём, название относится не к человеку в доспехах — у него только знамя и меч в руках — а к медвежонку у его ног. Вот медвежонок, тот как раз вооружён маленьким ружьем и целится в прохожих.
Раньше фонтан стоял перед домом общества стрелков, а на Марктгассе перенесён в 1931 году. Что же он здесь охраняет? Видимо, подходы к самому сердцу города, ведь за его спиной уже видны старинные городские ворота, оставшиеся от самой первой крепостной стены.
Они находятся в следующей Часовой башне —
Zytgloggeturm —
Эта сторожевая башня начала 13-го века теперь выглядит, как декорация к детскому спектаклю, а ведь успела послужить и дозорной вышкой, и тюрьмой, до того, как передала свои функции Кефигтурм. Тогда же и первый ряд крепостных стен был заменён вторым — город расширялся.
На подходе взгляд, прикованный, естественно, к Цитглогге, буквально спотыкается о густейшее хитросплетение электропроводов.
Такое теперь не часто встретишь в европейских городах. Однако, в центре Бёрна до сих пор ездят троллейбусы!
Обойдя Цитглогге, мы увидели у её подножия приличную толпу. Оказывается, мы не зная и не подгадывая, пришли к башне аккурат к началу представления.
За три-четыре минуты до каждого часа на башне поет петух и начинают двигаться фигурки шута, медведей и других сказочных существ. Ну, как тут не вспомнить
Театр кукол имени Образцова и себя в ожидании спектакля — маленькую, с разинутым ртом под волшебными музыкальными часами!
Часовая башня в Бёрне имеет аж три циферблата, причём третий представляет собой красочные астрономические часы, которые не только показывают время, но и день недели, месяц, знак зодиака и даже фазы Луны. Их изготовил для башни мастер Каспар Бруннер в 1530 году.
Следуя от башни далее по улице Крамгассе, мы продолжили знакомство с городскими фонтанами. Первым и главным тут фонтан Церинген (Zähringerbrunnen) иногда его называют просто Bärenbrunnen — медвежий фонтан.
Скульптура на колонне изображает медведя-рыцаря в шлеме и с мечами за поясом. В лапах медведь держит знамя и щит с гербом. У ног большого медведя сидит медвежонок, который ест виноград.
Название Церинген этот средневековый (1537 г.) фонтан получил в 19 веке в честь основателя города — Бертольда фон Церенгена. Очевидно, из-за того, что эмблему золотого льва на красном фоне приняли тогда за герб герцога. Хотя на самом деле на гербе Бертольда красовался красный орел на золотом фоне.
Поскольку, напомню, мы гуляли по Берну накануне "Детский" карнавал Бёрна , то застали и его подготовку — посреди улиц срочно сооружались небольшие трибуны. Забравшись на одну из таких трибун, я смогла хорошенько рассмотреть фонтан, а заодно и кое что ещё.
Подобные мужские туалеты на 4 персоны я уже видела однажды в интернете. Задумка оригинальная, экономия места налицо, но слишком уж это сооружение открыто. Здесь его чуть-чуть огораживала весьма условная полупрозрачная ширмочка.
Конечно, на карнавал приедут тысячи гостей, и пиво по поводу праздника будет литься рекой — в данном случае забота о людях очень понятна. Но зачем же было устанавливать туалет непосредственно посреди улицы, по которой будет двигаться шествие, да ещё прямо под трибуной? Наверно, культурным европейцам виднее :)
Следующий фонтан, который мы увидели на Крамгассе, как и остальные построен в середине 16-го столетия и изображает библейского Самсона, разрывающего пасть льва. В прежние века фонтан Самсон назывался иначе: Шаальбруннен — от Schaal (на бернском диалекте) — "скотобойня" или просто "Мясник".
Есть предположение, что этот фонтан был сооружён на пожертвования гильдии мясников, поскольку Самсон имеет при себе набор мясника, а на боку у него подвешены челюсти осла.
Свернув сразу за этим фонтаном на улицу Rathausgasse, мы вышли к церкви Святых Петра и Павла
Здание строил парижский архитектор Pierre Joseph Edouard Deperthes в 1858-1864 гг. Ему удалось создать изящный силуэт храма, придав ему черты романского стиля и ранней готики.
Внутри церкви изумительной красочности витражи-розетки. На одной изображён агнец. Это символ Христа, принёсшего себя в жертву ради всех людей.
На втором витраже изображён пеликан с птенцами. Это тоже символ Христа. В древности люди не сразу узнали, что пеликан кормит свой выводок рыбой, спрятанной в зобу. Им казалось, что эти птицы разрывают себе грудь и отдают птенцам частички собственной плоти. Отсюда представление о пеликане, как о птице, приносящей себя в жертву ради своих детей и, соответственно, аналогия с Иисусом.
В 19 веке храм Св. Петра и Павла стал первой католической церковью Бёрна, построенной в непосредственной близости от городской ратуши. Сегодня церковь интересна тем, что в ней периодически проводят службы для католиков разных этнических групп.
Так, например, мы увидели афишу с объявлением о том, что непосредственно в день карнавала в храме будет проведена вечерняя служба для филиппинской диаспоры.
Церковь стоит практически вплотную к старинной готической ратуше, на Ратхаусплац.
Ратуша в Бёрне очень старинная, её строили с 1406 по 1415 год. Мы застали вывешенный на фасаде огромный вымпел, сообщающий о почтенном возрасте сего политического центра города.
Ратуша до сих пор служит по прямому назначению. Еженедельно в ней проводятся заседания членов городского совета, а пять раз в году здесь заседает Совет кантона.
Наверно, трудно представить, чтобы за свою 600-летнюю историю здание Ратуши ни разу не претерпело никаких изменений? Конечно, его неоднократно перестраивали и украшали согласно архитектурным веяниям разных веков, но в 1942 году ему решили вернуть изначальный облик. Так что мы теперь любуемся, можно сказать, оригиналом!
Перед ратушей тоже стоит старинный фонтан (1542 г.) Vennerbrunnen
"Venner" — это титул или звание в старой Швейцарии, так что название статуи можно перевести, как "военный дворянин". Но согласно Википедии, фонтан именуется "Знаменосец".
Познакомившись с Ратушной площадью Бёрна, мы снова вернулись на центральную улицу Kramgasse, которая тем временем успела перейти в Gerechtigkeitsgasse. Здесь находится фонтан, который мне понравился, пожалуй, больше всех.
Gerechtigkeitsbrunnen
Женщина, одетая в синее платье и сандалии по моде Древнего Рима стоит с завязанными глазами и держит в руках меч и весы. Юстиция. Мы все знакомы с её символикой.
Правосудие, по идее, беспристрастно и вершится, не оглядываясь ни на ранги, ни на чьё происхождение. Оно превыше любой земной власти. Потому у ног Юстиции четыре головы с закрытыми глазами: папа римский, султан, император и председатель кантонального совета — представители основных форм власти в 16 веке.
Показательна история скульптуры. Созданная в 1543 году, Юстиция спокойно простояла в Бёрне почти три столетия, и прикасались к ней исключительно ради периодического капитального ремонта. Но в конце 18 века у статуи были украдены её атрибуты — меч и весы. Странный случай, после которого прошло ещё два столетия...
За неполных 500 лет существования фонтана, только в нашем просвещенном и продвинутом ХХ веке, а конкретно в 1986 году, нашлись люди, которым понадобилось разбить статую Юстиции, стянув её верёвкой с пьедестала.
Теперь на месте оригинального фонтана стоит его копия. И правильно, а то народ делается все смелее, все свободнее...Дичаем
Интересно, что по отношению к людоеду, поедающему детей, подобной агрессии вандалы никогда не проявляли.
Фонтан "Пожиратель детей" Kindlifresserbrunnen
Наверное, один из самых знаменитых в городе, он находится на площади Корнхаусплац. Из поколения в поколение матери пугали им своих непослушных детей.
Вокруг колонны Kindlifresserbrunnen марширует хоровод довольно злобных вооружённых медведей, но они не так страшны, как основная скульптура.
Скорее всего, эта скульптура изображает древнегреческого бога Хроноса или же героя европейского фольклора Огра: великан пожирает ребёнка, а в сумке держит ещё несколько будущих жертв.
Вот только скульптор "надел" на своего Огра остроконечную шляпу, слишком уж похожую на еврейский колпак. В средние века евреев обязывали носить такие.
Этот момент вызывает подозрения, что фонтан содержит намёк на "кровавый навет" — миф, получивший распространение где-то с середины 12 века. Суть мифа заключалась в том, что евреи якобы ежегодно, перед праздником Песах похищали христианских детей, приносили их в жертву, а детскую кровь добавляли в мацу.
Такой вот антисемитский по сути фонтан...
Но есть и моральная компенсация )) На самой главной площади Бёрна, прямо перед Мюнстером установлен фонтан "Моисей".
Mosesbrunnen — Фонтан Моисея
Моисей с 16 века, неизменно стоит на Мюнстерплац, держа в левой руке раскрытую книгу с десятью заповедями, а правой рукой указывая на заповедь "Не сотвори себе кумира".
*********************
У центральных улиц Бёрна есть парочка особенностей, об одной из которых я уже писала раньше — это аркады, имеющиеся практически у всех домов. По закону каждый, кто строил дом, должен был обеспечить вдоль его фасада "сухой проход" для жителей города. Также в прежние времена в этих арках часто располагались торговые ряды.
Вторая же особенность состоит в том, что большинство домов, стоящих вдоль центральных улиц, имеют подвальные помещения, двери которых выходят прямо на мостовую.
Раньше там были погреба, теперь же в подвалах размешаются ночные клубы, кафешки, сувенирные лавки и различные мастерские.
Проходя по улице, мы заглядывали в эти двери, устроенные под углом к мостовой, и видели уводящие вниз ступеньки, вывеску, оформление. Иногда получалось разглядеть интерьер кафе или магазина почти целиком, если погреб был не слишком глубок.
Но каждый раз, когда такие двери были закрыты, мне казалось, что там внизу должна быть каморка папы Карло. А в ней очаг, нарисованный на холсте, и за ним прячется волшебная дверца...
Или так: за косой дверью, выходящей на мостовую, находится театр Карабаса-Барабаса, только куклы сбежали от злого хозяина и живут теперь на улицах города.
В самом деле, разве не кажутся разноцветные до лубочности статуи на колоннах фонтанов, на вывесках и фасадах зданий, куклами? Они словно созданы для ярмарочного представления, и у каждой своя интересная роль.
Бёрн, видимо, подслушал эти мысли и прислал мне в ответ своё благосклонное подтверждение. Правда-правда!
В какой-то момент мне захотелось сфотографировать дочку на фоне одной особенно яркой и большой двери бывшего погреба. Как только мы подошли поближе, одновременно поняли, что это за дверь — расположенная над ней витрина недвусмысленно указывала, что мы умудрились остановиться возле настоящего кукольного театра! Занятное совпадение.
Час спустя после этого эпизода город и вовсе преобразился. На улицы хлынула нарядная толпа, зазвучали барабаны и флейты. Стартовал "Детский" карнавал Бёрна.
Неудивительно, что Бёрн так и остался в моей памяти большим Кукольным театром.