Продолжение заметки Париж – второй экскурсионный день
День десятый, четверг 11 сентября. Третий день в Париже. Экскурсия в Версаль.
За два полных дня в Париже мы выполнили экскурсионную программу, которую обычно планируют себе туристы во время недельного тура. Поэтому, оставив на другой раз левый берег Сены, д’Орсэ и Булонский лес, мы решили посвятить первую половину третьего дня Версалю. Благо, в нашем распоряжении была наша «миражка», которая отдохнула в подземном гараже в течение полутора суток.
После завтрака мы отправились за машиной в парковку под сквером «Монтелон». Вырулив на рю Лафайетт, мы проследовали мимо Оперы на рю Рояль. На пляс Конкорд мы свернули на Елисейские поля - Шамп Елисей и на первом перекрёстке ушли на набережные Сены – Нью Йорк и президента Кеннеди. Ирина удивлялась отсутствию пробок на улицах Парижа. По сравнению с Москвой в части автомобильного движения Париж ей показался просто пустынным. Вроде и день был будний, но машин - действительно мало.
На секунду отвлёкшись, мы нечаянно свернули с набережной не в тот поворот. Пришлось делать петлю, которая выбросила нас на другой берег Сены по мосту, у подножия которого стоит оригинал статуи Свободы. Слава богу, по следующему мосту удалось вернуться на правильную дорогу – авеню Версаль. Далее по 910-ой магистрали мы благополучно доехали до места.
Я надеялся, что хотя бы в Версале удастся сэкономить на парковке, но, въехав в город, расстался с этой надеждой. Мы вновь обречённо свернули на подземную стоянку неподалёку от центрального входа. Пройдя через золотые ворота на площадь перед дворцом, мы полюбовались статуей Людовика Четырнадцатого и фасадами дворца.
Изначально я не был уверен, что нас пропустят в парк с собакой. Поэтому немного напрягся, когда, купив два билета, мы пошли к калитке с контролёрами. Оказалось, опасение было не напрасно. Девушка-контролёр стала что-то оживлённо говорить нам, показывая на Арчера. Мы сделали вид, что ничего не понимаем. Хотя для понимания ситуации французского языка было не нужно. Либо в парк нельзя с собакой, либо надо одеть намордник. Мы боялись первого, так как намордник был у нас собой. Всем своим видом мы изобразили непонимание. Нас подпирала сзади толпа экскурсантов, и, чтобы не задерживать очередь, контролёр махнула рукой, и мы с облегчением прошли в парк. Каково же было моё удивление, когда сзади я услышал, как она сказала другой девушке-контролёру, показывая на нас, по-русски: «Темнота, не понимают!» Видимо русские девушки подрабатывают в Версале контролёрами и они не распознали в нас соотечественников!
Парк распахнулся перед нами своей прекрасной перспективой на партер и Большой канал. Для меня это было третье посещение Версаля. Поэтому я со знанием дела повёл Ирину с Арчером по знакомой дороге мимо канала, фонтана Латоны по аллеям к Большому и Малому Трианонам. Когда мы отошли на несколько сот метров вглубь парка, народу стало существенно меньше, а вскоре людей совсем не стало. Мы отпустили Арчера с поводка, и он радостно принялся бегать по зелёной стриженой травке. После двух дней экскурсий по Парижу, он наконец-то ощутил привычную свободу. Нам тоже было приятно наблюдать за гармонией местной французской флоры с немецко-московской фауной.
К сожалению, деревня королевы, находящаяся в дальнем углу парка оказалась на реконструкции. Поэтому мы ограничились внешним осмотром летних дворцов - Трианонов. Ирина прошла на осмотр и во внутренние дворики, а мы с Арчером дважды подождали её на скамейках.
Вернувшись в большому дворцу, мы вновь с Арчером расположились в тенёчке у фонтана, пока Ирина осматривала дворец изнутри. Её не было довольно долго. Проходящие мимо нас экскурсанты с уважением и восхищением смотрели на Арчера. Многие обсуждали нас на разных языках. А несколько индусов осмелились даже подойти к нам, спрашивая разрешение сфотографировать собаку. С девушкой-индуской я побеседовал. Она рассказала, что у них дома тоже есть собака. Я же красочно описал ей достоинства нашего кобеля. Где они ещё увидят немецкую овчарку, которая только что получила оценку «отлично» на чемпионате мира! Тогда индусы принялись снимать нас на камеру, а я выставил кобеля и сделал с ним несколько выставочных кругов на поводке.
Проходили мимо и русские. Их реплики по нашему поводу было слушать занятно, так как они тоже не воспринимали нас как соотечественников и говорили о нас, как будто мы их не слышим! Наконец, появилась Ирина, и мы направились на выход. Я решил сэкономить на своём билете, ведь я уже дважды бывал внутри дворца.
Разыскав парковку и свою машину, мы двинулись обратно в Париж. Уже через полчаса мы мчались по набережной Сены мимо статуи Свободы, Эйфелевой башни, через пляс Конкорд. Заехав в Монтелон, мы оставили машину до следующего дня и отправились домой в отель обедать и отдыхать.
Вечером мы вновь отправились на заключительную прогулку по Парижу. Мы вышли на сверкающую огнями рю Риволи. Потом - по рю Берже мы прогулялись к «чреву Парижа», на месте которого сейчас подземный рынок – прототип нашего рынка под манежной площадью. Церковь Сент Эсташ вечером в подсветке ещё более прекрасна, чем днём. Вместе с толпами гуляющей молодёжи по пешеходным улочкам мы вышли к Центру Помпиду. Ирине это здание не понравилось, как и многим другим посетителям Парижа. Его конструктивистская архитектура пока ещё не находит отклика в наших традиционных вкусах.
Зато Отель де Виль – здание городской ратуши Ирина полюбила сразу. Хоть он и напоминает наш ГУМ. В подсветке мы ещё раз насладились его великолепием. Здесь Ирина сказала, что силы её оставили, и попросила меня отвести её домой по кратчайшей дороге. Пришлось проводить мою «ослицу белую – ослабелую» обратно в отель по Севастопольскому и Страсбургскому бульварам. Это заняло около часа, поэтому уже почти в полночь завершился наш третий и последний экскурсионный день в Париже.