Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<<<<<<<<<<< ================ РИМ (Стена Аврелиана) ================ >>>>>>>>>>>>>>>
На фоне коричневатых древнеримских стен выделяются построенные уже в 16 столетии светлые Ворота св. Иоанна (Порта Сан-Джованни), названные так из-за близости к базилике Сан-Джованни-ин-Латерано.
А вот возвышающиеся рядом с ними впечатляющие монументальные Ослиные ворота (Porta Asinaria) являются современниками самой стены. В 546 году через них в Рим вошла готская армия под предводительством Тотилы.
К сожалению, сегодня Ослиные ворота не только закрыты для прохода, но и огорожены, и подступиться к ним даже для того, чтобы просто получше их рассмотреть, не получилось. Только вот так, сбоку...
Зато мощью и великолепием Аврелиановых стен, пусть местами и разрушенных, можно в полной мере полюбоваться (и в не меньшей - восхититься) на улице Viale Castrense:
Стена упирается в очень любопытное сооружение: остатки Амфитеатра Кастренсе (Amphitheatrum castrense) - третьего после намного более известных Колизея и театра Марцелла амфитеатра Рима. Его название происходит от латинского слова "castrum", что означает "двор" (в контексте "придворный"), поскольку он являлся частью императорского комплекса.
Позже Амфитеатр Кастренсе, как и Мавзолей Адриана (ныне - Замок Святого Ангела), пирамида Цестия, акведуки и некоторые другие древние сооружения, был встроен в Стену Аврелиана, и его внешние арки замуровали, а уже в 16 века полностью снесли второй ярус. Сегодня внутри него находится сад, принадлежащий расположенной рядом церкви Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. К которой мы и выходим, пройдя через безымянные ворота в Аврелиановой стене:
Базилика Святого Креста в Иерусалиме (дословно именно так, а не иерусалимского Святого Креста) - одна из самых значимых и почитаемых в Риме и входит в число так называемых Семи паломнических церквей. Она была сооружена на месте часовни - базилики св. Елены (матери римского императора Константина, объявившего христианство господствующей религией), в свою очередь, встроенной в главный зал её дворца, где хранились "священные реликвии", привезённые Еленой из Святой земли. По легенде, пол часовни был покрыт землёй, специально доставленной сюда из Иерусалима на нескольких кораблях.
С церковью Санта-Кроче-ин-Джерузалемме связано имя некоего Герберта Аврилакского - того самого "чернокнижника", разобрать рукописи которого якобы был приглашён в Москву Воланд. Герберт Аврилакский действительно был реальным историческим персонажем, но отнюдь не колдуном и не "чёрным магом" (хотя слава такая о нём ходила, а там как знать…). Он родился во Франции, обучался в Каталонии, а потом сам обучал, уже в Риме, будущего императора Оттона II, служил аббатом в Боббио (я до сих пор с восторгом вспоминаю этот потрясающий городок) недалеко от Пьяченцы и архиепископом Равенны, а закончил жизнь римским папой Сильвестром II, оказавшись первым французом на Святом престоле. Ему - опять же, по легенде - предрекли, что если он отслужит мессу в Иерусалиме, то умрёт. Папа предсказание воспринял всерьёз и паломничество в Палестину отменил. Но пророчество – вещь не шуточная, если уж сказали тебе, что "примешь ты смерть от коня своего" - значит, примешь. Однажды, после службы в церкви Святого Креста, стоявшей, напомню, на иерусалимской - буквально – земле, ему стало плохо, и вскорости он скончался.
Пока я рассказывал про Герберта Аврилакского (уж тут хотите - верьте, хотите - нет), мы дошли до площади Больших ворот - Пьяцца-ди-Порта-Маджоре, на которой опять встречаемся со старыми знакомыми: древними акведукамии Клавдия и Новым Анийским, про которые я рассказывал выше (помните, "два в одном": 2 жёлоба на одном основании):
При возведении Аврелиановой стены многие арки акведука были замурованы (похоже, что уже в более поздние времена некоторые из них вновь открыли для облегчения прохода и проезда транспорта), а те, что остались, образовали ворота, которые сначала назывались Пренестинскими (Виа Пренестина и сейчас уходит отсюда на восток), а потом были переименованы на чисто итальянский манер - Порта-Маджоре. То есть, по сути, они являются не чем иным, как фрагментом акведука с некоторым "рестайлингом", и водоводные каналы (ныне, конечно, не функционирующие) до сих пор хорошо видны над Большими воротами.
Рядом с ними находится другой древнеримский памятник - гробница пекаря Эврисака (на ней сохранилась соответствующая надпись, позволившая точно идентифицировать остатки этого сооружения), датируемая 30 годом до н.э. Она, кстати, была совершенно случайно обнаружена уже в 19 столетии.
Трубы на внешней стороне гробницы не имеют архитектурного смысла и являются чистым декором. Считается, что они имитируют некие приспособления, характерные для пекарен того времени (ёмкости для хранения зерна и тестомешалки).
Рядом с Порта-Маджоре от Клавдиева акведука отходит ещё один акведук, получивший имя императора Нерона (его также называют "Нероновыми арками" - Arcus Neroniani), который построил его для водоснабжения своего дворца - Золотого дома. Он хорошо виден в парке, расположенном вдоль Виа Статилия, а потом исчезает в закрытой для посещения (сейчас здесь находится резиденция британского посла) Виллы Волконской, когда-то принадлежавшей русской княгине и её потомкам.