Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<<<<<<<<<<< ================ РИМ (Латеранская базилика св. Иоанна - Сан-Джованни-ин-Латерано) ================ >>>>>>>>>>>>>>>
Латеранская базилика св. Иоанна - Сан-Джованни-ин-Латерано - одна из старейших (если не самая старая) церквей Рима, "мать христианских церквей" по выражению Г. Мортона: землю, на которой она стоит, подарил римским христианам сам император Константин. На протяжении почти 1000 лет Латеран был центром мирового католицизма и резиденцией римских пап. Однако и по сей день именно базилика св. Иоанна (а не ватиканский Сан-Пьетро) является кафедральным собором Рима.К сожалению, многочисленные перестройки (которые, не сомневаюсь, проходили под девизом "хотели как лучше...") не пошли на пользу базилике, и внешне она является сегодня всего лишь "одной из многих", причём совсем не самой красивой. Здесь мы сходимся во взглядах с Г. Мортоном (всегда ж приятно, когда твоё мнение разделяют умные люди!): "Латеранский собор Святого Иоанна разочаровывает, несмотря на грандиозность, сияющие цветные плиты, пурпурную с золотом крышу, папский алтарь, сверкающий, как шкатулка с драгоценностями. Он разочаровывает, потому что мы знаем его историю и понимаем, что этот огромный барочный храм не имеет с древними святыми ничего общего. С какой радостью мы бы отдали все это великолепие за один взгляд на старую церковь и патриархию".
Красиво смотрится лишь белоснежный фасад на фоне голубого неба, но это красота не столько форм, сколько красок:
Честно говоря, вот эта непафосная часть бокового фасада, обрамляющая снаружи трансепт - поперечный неф базилики (со второго яруса лоджии папы благословляли собравшихся верующих), мне понравилась больше всего (тут, конечно, башенки "делают" весь вид):
На фоне монументального портала почти не заметна настоящая, можно сказать - уникальная историческая достопримечательность базилики - высокие зеленоватые древнеримские бронзовые двери, когда-то украшавшие здание Сената и установленные здесь в середине 17 века архитектором Ф. Борромини. Сегодня они являются одними из трёх действующих античных дверей Рима, причём две другие пары до сих пор стоят на своих "родных" местах: в Пантеоне и храме Ромула на Форуме.
А сбоку от них - уже вполне современная дверь:
Интерьеры Сан-Джованни-ин-Латерано по-императорски (или по-папски, что, в общем, то же самое) роскошны и пышны... но мало чем запоминаются:
Потолки - это да... Настоящий памятник папским богатствам...
С Латеранской базиликой связана ещё одна легенда о Герберте Аврилакском. Он похоронен в ней в числе прочих 22 римских пап, и на его могиле по-латыни начертана фраза, которая переводится примерно так: "Здесь покоятся бренные останки Сильвестра, который встанет по звуку последней трубы при явлении Господа". Однако из-за неоднозначного перевода некоторых слов в народе сложилась легенда, что кости Герберта-Сильвестра погромыхивают перед смертью очередного папы....
Пожалуй, самое интересное место (по крайней мере, для меня) в Латеранской базилике - клуатр 13 века (попутно замечу, что самый большой в Риме), который, в отличие от самой церкви, сохранил свой аутентичный вид. Хотя, конечно, до монреальского (что близ сицилийского Палермо) ему далеко, да и по сравнению с лучшими готическими и романскими "двориками" он выглядит простовато. Его главная "фишка" - свойственная школе Космати "игра на мраморе", основанная на тонкой резьбе и мозаичном сочетании цветовых оттенков, благодаря которому клуатр имеет несколько арабско-византийское обличие (или, по крайней мере, так кажется).
Как остроумно заметил П. Муратов, его "витые колонны могли быть придуманы только людьми, слишком часто державшими в руках восковые свечи":
В галереях клуатра разместили архитектурные и декоративные фрагменты, сохранившиеся от "раннего" Сан-Джованни-ин-Латерано:
Рядом с Латеранской базиликой находится первый римский баптистерий, сооружённый в 5 веке. До сих пор жива легенда, что в нём крестили императора Константина, но в действительности этот факт не имеет ни хронологических, ни исторических подтверждений и, скорее всего, не соответствует действительности. Баптистерий неоднократно перестраивался и от своего первоначального вида сохранил только восьмигранную структуру.
Вот такая интересная решётка на полу:
На площади перед базиликой возвышается египетский обелиск - самый большой и самый древний из 13 римских обелисков. Он был изготовлен в 15 веке до (!!!) н. э. в эпоху правления фараона Тутмоса III для храма бога Амона в Фивах. Император Константин Великий вывез его в Александрию, а его сын Констанций доставил в Рим и установил в Большом цирке (Чирко Массимо). На Латеранской площади обелиск появился в 1588 году по воле, разумеется, тогдашнего римского папы.
Напротив, на другой стороне площади, расположен Латеранский дворец, реконструированный в конце 16 века, а в нём - так называемая Святая лестница (Scala Santa), состоящая из 28 мраморных (правда, сейчас покрытых деревом) ступеней. По легенде, это лестница находилась во дворце Понтия Пилата в Иерусалиме, и именно по ней поднимался Иисус, когда шёл на суд прокуратора, а в Рим её привезла всё та же Елена - мать Константина Великого. По давней традиции, живущей и сегодня, паломники взбираются по ступенькам на коленях (считается, что за это их ожидает отпущение всех грехов).
Частью старого Латеранского дворца когда-то был триклиний, сооружённый папой Леоном III (кстати, тем самым, что короновал первого европейского императора - короля франков Карла Великого) на рубеже 8-9 веков, а потому получивший имя Triclinium Leoninum. Вообще триклинием в Древнем Риме называли столовую комнату или зал с тремя застольными ложами-клиниями, на которых римляне возлежали во время еды. Разумеется, в папской трапезной лож было намного больше, чем 3: размеры зала составляли 68 на 16 метров. Возможно, именно здесь папа угощал Карла Великого в то время, когда тот посетил Рим.
Стены и апсида триклиния были украшены яркими мозаиками в византийском стиле. Некоторые из них уцелели, и сегодня их можно видеть в центре портала у бокового фасада перестроенного Латеранского дворца:
Тут же, на Пьяцце Сан-Джованни-ин-Латерано, виден ещё один маленький фрагмент Неронова акведука, окружённый домами более поздней застройки: