Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<<<<<<<<<<< ================ РИМ (раннехристианские церкви) ================ >>>>>>>>>>>>>>>
Теперь мы покинем мир римских акведуков и папской роскоши и направимся в раннехристианский Рим, Рим церквей, которые, будучи даже перестроенными, сохранили обаяние тех времён когда духовность ещё не измерялась тоннами мрамора и килограммами золота, затраченного на монументальные фасады и блестящие алтари. А пока особых достопримечательностей по сторонам нет, просто полюбуемся пробуждающейся весенней природой: в общем-то, ничего особенного, но если принять во внимание контраст с мартовской Москвой (где и сейчас, месяц спустя, только что снега нет...), то сразу станет понятно, как радуют глаз свежераспускающиеся листики и распустившиеся цветочки:По пути снова встречаются остатки акведука, тех самых "Нероновых арок":
Впереди показалась монументальная, похожая на крепость, церковь Санти-Куаттро-Коронати - Четырёх венценосных (так, наверное, точнее всего передать надлежащий контекст слова "коронати") святых. Честно говоря, я не смог выбрать из двух фотографий, вроде и похожих, но всё-таки разных, одну "правильную" и выставляю на ваш суд обе.
От обеих, признаюсь, дух захватывает... Не от самих фото, разумеется, а от вида церкви, казалось бы, выросшей, как гриб, прямо из земли, взломав камни уличного покрытия.
На самом деле, Санти-Куаттро-Коронати - не церковь, а монастырский комплекс, состоящий из двух женских монастырей, базилики и капеллы Сан-Сильвестро. В Средние Века здесь же располагался и кардинальский дворец, которому Санти-Куаттро-Коронати обязан своим "крепостным" видом - особенно явно он проявляется с другой стороны, но снимать прямо против ещё низкого утреннего солнца не имело смысла. Там удалось "словить" только одинокую "висячую" пристройку, которая на фоне монументальной стены выглядела то ли забавно, то ли несуразно...
Во внутренний двор комплекса ведут ворота в башне Льва IV (папы, естественно), построенной в 9 веке - возможно, это старейшая в Риме колокольня, сохранившая свой аутентичный вид:
Очень жаль, что по причине нестыковки с "часами открытых дверей" не удалось посмотреть колоритный клуатр 13 века... Равно как и капеллу Сан-Сильвестро, но о ней я жалею намного меньше.
..............................
Следующая церковь, которая показалась впереди, занимает в Риме особое место. "Церковь Сан-Клименте - одна из самых красивых средневековых церквей Рима, но она кажется на несколько столетий старше, чем в действительности. Она выглядит прекрасно сохранившейся базиликой IV века, совершенной в каждой мелочи. Вы делаете шаг с Виа ди Сан Джованни, что неподалеку от Колизея, и оказываетесь в атриуме под открытым небом с фонтаном в центре; перед вами изысканная церковь из белого и цветного мрамора с мозаичным полукуполом. Кажется, что это старый собор Святого Петра в миниатюре, он действительно очень похож на древние базилики IV века" (Г. Мортон).
Церковь (а точнее - базилика) св. Климента (Климентовский переулок в Москве назван именно в его честь) была сооружена сразу после прекращения гонений на христиан в конце 4 века. И - соглашусь с Мортоном - несмотря на многие переделки и не слишком, мягко говоря, старый фасад, внутри атриума ты чувствуешь ни с чем не сравнимый "аромат веков". И, в не меньшей степени, какое-то неземное умиротворение. Не говоря уже о том, что всё это очень красиво:
Бывшее когда-то главным входом в базилику и закрытое сегодня крыльцо с внешней стороны стены атриума:
Внутри церкви фотографировать нельзя, но я, каюсь, всё же сделал один (вот ей-богу, всего лишь один!) снимок - просто для общего представления.
Базилика Сан-Клементе (именно так, через "е" пишется имя Святого по-итальянски) уникальна ещё и тем, что под ней хорошо сохранились остатки сразу нескольких "культурных слоёв", которые наложились друг на друга так, что ни один последующий не уничтожает предыдущего: от первой церкви 4 века до развалин домов, сгоревших при "великом пожаре" Рима 64 года. Кроме того, уникальной находкой стало обнаружение митреума - святилища бога Митры 3 столетия. К сожалению, посетить археологическую зону тоже не получилось (на всякий случай приведу график её работы: http://www.basilicasanclemente.com/ita/index.php/informazioni/scavi ), но ещё ничего не потеряно: в следующей "римской" поездке базилика Сан-Клементе станет не просто "точкой маршрута", как в этот раз, а маршрут, напротив, будет подстроен под часы посещения её подземелий.
..............................
Ещё одна древняя римская церковь - Базилика св. Стефана, более известная как Санто-Стефано-Ротондо. Она была сооружена в 5 веке и, несмотря на реконструкции, сохранила свою первоначальную круглую (отсюда и слово "ротондо" в её названии) форму. Правда, снаружи её округлость заметить сложно, главным образом, "благодаря" пристроенному уже в 12 столетии портику:
А вот внутри сразу видно, что это - настоящая ротонда:
В часовне святых Примуса и Фелициана сохранилась уникальная мозаика - страшно подумать! - 7 века:
Но главная особенность Базилики св. Стефана в оригинальном "украшении" её интерьеров. Почему я использовал тут кавычки, вы сейчас поймёте. Практически все внутренние поверхности Санто-Стефано-Ротондо расписаны фресками, появившимися уже в 16 столетии, подробно и натуралистично изображающими сцены пыток и казней христианских мучеников и святых. Эти картины так шокировали побывавшего здесь Чарльза Диккенса, что в своих "Картинах Италии" он написал следующее: "San Stefano Rotondo ... отчетливей других возникает в моей памяти благодаря фрескам, которыми она расписана. Эти фрески изображают муки святых и первых христиан, и такое зрелище всевозможных ужасов и кровавой резни не приснится даже тому, кто съест на ужин целую свинью в сыром виде. Седобородых старцев варят, пекут, жарят на вертеле, надрезают, подпаливают, отдают на съедение диким зверям и собакам, погребают заживо, разрывают на части, привязав к хвостам лошадей, рубят на куски топорами; женщинам рвут груди железными щипцам и, отрезают языки, выкручивают уши, ломают челюсти; их тела растягивают на дыбе, или сдирают с них кожу, привязав к столбу, или они корчатся и расплавляются в пламени — таковы наименее страшные из сюжетов".
Чтоб было понятно, что именно вызвало такую реакцию уважаемого писателя, я приведу всего лишь одно (собственно, ТАКОГО больше я и не фотографировал) изображение:
А вот эти фрески являются, пожалуй, самыми безобидными:
Без комментариев...
..............................
По сравнению с предыдущими базиликами церковь Санта-Мария-ин-Домника является молодой: она построена "всего лишь" в 9 веке.
Напротив неё установлен фонтан с ласковым именем "Лодочка" (Navicella). Собственно "лодочкой" является копия античной каменной скульптуры в виде небольшого судёнышка, найденного неподалёку в 16 столетии. Благодаря ей церковь получила второе неофициальное название - Санта-Мария-алла-Навичелла.