Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<<<=========== РИМ (район улиц Санто-Стефано-Ротондо и Виа-делла-Навичелла ) ===========>>>>>>>
Один из самых живописных видов старинного (в разной степени) Рима открывается там, где улица Санто-Стефано-Ротондо (Via Santo Stefano Rotondo) "впадает" в Виа-делла-Навичелла. Здесь в едином "ансамбле" объединились древнеримская Арка Долабеллы (10 год н. э.) и фасад больницы при церкви Сан-Томмазо-ин-Формис (сама церковь находится в глубине и с улицы не видна). Мусорные же контейнеры примем как неизбежный атрибут большого города и постараемся не сосредотачиваться на них.
Над воротам больницы расположена любопытнейшая средневековая мозаика: Христос благословляет (иногда пишут, что освобождает из рабства, имея в виду, видимо, кандалы на ногах обоих) двух человек: белого и чернокожего (!):
Если пройти под Аркой Долабеллы по улице с длинным названием Виа-ди-Сан-Паоло-делла-Кроче, то сначала ничто не предвещает того, что буквально через какие-то 100-200 метров мы окажемся в одном из самых уютных уголков Рима. Ну, улица и улица...
Потом впереди показывается небольшой кусочек церкви и становится интереснее:
Наконец мы выходим на площадь, посвящённую раннехристианским мученикам Иоанну и Павлу (а вовсе не апостолам, как может показаться), расположенную перед одноимённой церковью (точнее, опять базиликой) Санти-Джованни-э-Паоло. Это просто потрясающее место, но описать словами его очень трудно. Сказать, что оно живописное? Да. Что оно уютное? Это я уже говорил. Что оно обладает особой атмосферой умиротворения и гармонии? Безусловно. Но понимаю, что, даже сказав это, я не сказал ничего. И мои фото мало чем помогут. Просто придите сюда, и сами всё поймёте. Если в Риме есть бог, то он обитает именно здесь:)
Очень простой входной портал (по сути, обычная мраморная прямоугольная рамка) украшают (или охраняют?!) лишь скульптуры львов начала 12 столетия:
Церковные интерьеры 18 века пышные, но очень "на любителя" (то есть, в моём понимании, "ничего особенного"):
Фундаментом великолепной романской колокольни (её первые 2 яруса были сооружены в 12 веке, а последующие 5 - в 13-ом, и различие между ними хорошо заметно даже глазу неспециалиста) является часть опорной стены не сохранившегося храма императора Клавдия, построенного в конце 1 столетия его женой Агриппиной после смерти мужа.
Колокольня имеет ещё одну интересную особенность: она украшена керамическими блюдами (сегодня мы видим их копии, а оригиналы хранятся в музее "Римские дома Целия", расположенном в подземельях Санти-Джованни-э-Паоло) в явно восточном стиле. Виктор Сонькин в книге (очень интересной, кстати!) "Здесь был Рим" пишет, что они были сделаны ещё в Испании времён мусульманского владычества и расписаны стихами из Корана, но поскольку в Риме мало кто мог разобрать арабскую вязь, тарелочки использовали в качестве декора колокольни христианской церкви. Подтверждения этой информации я не нашёл (возможно, для этого надо "копать" ооочень глубоко), так что "за что купил, за то и продаю".
Сразу за базиликой улицу Кливо-ди-Скауро (в неё незаметно переходит Виа-ди-Сан-Паоло-делла-Кроче) пересекают 7 кирпичных арок, построенных в Средние Века для подпорки бокового фасада Санти-Джованни-э-Паоло, образующие нечто вроде тоннеля и придающие улице неповторимый колорит и создающие на ней мистическую атмосферу. Ну разве нет?!
Площадь возле базилики Иоанна и Павла - прекрасное место, чтоб отдохнуть после долгих хождений по Риму и привести в порядок ноги и мысли. А потом окончательно расслабиться прогулкой по Вилле Челимонтана, вход в которую расположен здесь же, а сама вилла открыта для свободного (то есть бесплатного) посещения в течение всего светового дня (на полноценный её осмотр энтузиазма, признаться, уже не хватило, но интересных мест на её немаленькой территории хватает).
..............................
Возможно, кому-то будет интересно увидеть, как "ложится" маршрут, охватывающий всё, что описано выше (после Парка акведуков), на карту. Примерно вот так (кое-где я чуть-чуть "округлил"): https://www.google.ru/maps/dir/41.8857208,12.5096233/41.8872376,12.5148765/41.891238,12.5141549/41.8873066,12.5054145/41.8886816,12.4981276/41.8840901,12.4962784/41.8853042,12.4897767/@41.8863106,12.5010635,15z/data=!4m14!4m13!1m0!1m0!1m5!3m4!1m2!1d12.5116482!2d41.8891556!3s0x132f61946b1983a5:0xe0e45dab31f4dd68!1m0!1m0!1m0!1m0!3e2. В конечном счёте мы выходим к метро Circo Massimo.
=========================================================
Что ж, друзья, спасибо всем, кто прочитал и разделил со мной воспоминания о "первом" римском дне (хронологически потом ещё была Базилика Святого Павла "за стенами", но я решил перенести её на потом, чтобы разнообразить сам рассказ, поскольку церквей и базилик в последних разделах уже было предостаточно).
Ещё в самом начале я сказал, что за какими-то особыми "открытиями" в Риме я не гнался, и сейчас никого ничем удивить не пытаюсь (да это и невозможно, говоря о ТАКОМ городе). Это не рассказ, как таковой, и даже не путевые записки - это просто "римские картинки", какие мне самому будет интересно (надеюсь, что так!) пересмотреть лет так через несколько, тем более что, благодаря погоде, они получились если и не очень качественными (на что я со своей "мыльницей" и не претендую), то яркими, цветными и живыми.
Я сразу и честно предупреждаю, что следующая часть ("второй день") в плане мест, которые я покажу, будет ещё более традиционной, возможно, даже банальной. Ну что же, это тоже часть "моего" Рима, и я хочу запомнить его именно таким. Мы, конечно, завернём в некоторые "уголки", но в целом маршрут пройдёт по стандартным, известным всем местам. Поэтому "говорить" я буду ещё меньше, а фотографий будет ещё больше - уж простите меня за это, я знаю, что когда (и если!) мне захочется вспомнить "Рим-2017", то я не стану смотреть фото, а открою этот рассказ... И кроме того, я уверен, что его прочитают и те мои друзья, которые знают Рим намного хуже, чем завсегдатаи этого раздела, которые эту часть, наверное, просто пролистают или и вовсе пропустят, на что имеют полное право:)
Я уже не раз писал, что на посещение той или иной страны или даже отдельного города иногда самопроизвольно накладывается какая-то песенка или мелодия. До сих пор помню, что в самой первой итальянской поездке (той самой, что была 20 лет назад) меня всю дорогу "сопровождала" "Итальяно" (та, что "по-умному" называется Lasciate Mi Cantare) Тото Кутуньо - я, кстати, и сейчас считаю её самой "итальянской" песней всех времён и народов (не считая, конечно, главного "гимна" отдельно взятой Сицилии - лучшей в мире инструменталки из "Крёстного Отца"). А вот на этот раз откуда-то взялась песня, которая из всех, где хотя бы упоминается слово "Рим", является, наверное, самой "неримской", её даже страшно назвать – это «Rom» из альбома "Чингис-Хана" 80-го года! Ну а кто такой этот "Чингис-Хан", должны прекрасно помнить люди моего поколения, для которых слова "дискотека 80-х" были жизненной реальностью, а не ретро-передачей. Эх, было время...
Нет, что-то в этой песенке всё же есть... Вполне "имперское" (так и видится точёный профиль очередного Августа) начало и весёленькое (не знаю, правда, насколько "итальянское") "Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта" в конце:) А прочитав её перевод, я даже удивился: текст оказался намного разумнее, чем можно было предположить (как, кстати, и в Бониэмовском "Распутине") - этакий краткий экскурс в историю города (с поправками на жанр, разумеется).
Dschinghis Khan - Rom
https://youtu.be/BOYZOeUo27w
Другая версия "рассказа о Риме в двух словах" (я бы назвал это "от Рима имперского до Рима папского") - в современной напольной мозаике: