Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<====== РИМ ("Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта") ======>>>>>
Сейчас мы ненадолго "нырнём" в небольшой переулочек, и я сразу же объясню, зачем. Он, конечно, и со стороны смотрится весьма "аппетитно", но дело не в этом (точнее, не только в этом).Переулок называется Vicolo del Leonetto, то есть "львёночка" (в родительном падеже). А сам львёночек расположился на стене (точнее, прямо на углу) одного из домов. Нет, вы, конечно, можете возразить, что это ни разу не львёнок, а вообще непонятно кто, но названия переулка это всё равно не изменит
А над порталом другого дома неподалёку - каменная голова Медузы (уж Горгоны или какой ещё - того не ведаю...), пишут, что античных времён:
Ну и сам переулочек очень романтичный, даром, что короткий...
..............................
Церковь Сан-Рокко сама по себе особо не примечательна (за исключением того, что решение о её строительстве принял папа Александр VI, более известный как глава клана Борджиа), таких, или почти таких в Риме - пруд пруди (хотя её интерьеры, судя по фото, очень даже красивые, если кому интересно - http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1213 ):
Но на её боковом фасаде можно увидеть очень любопытную штуку: местный "ниломер" (те, кто был в Каире, сразу поймут, что я имею в виду), точнее, "тибромер" (ну а по-научному - гидрометр): каменную водомерную рейку, на которой отмечали уровни аномального, как это сейчас модно говорить, поднятия воды в реке при наводнениях. На нём, к примеру, видно, что в 1598 году уровень Тибра поднялся почти на 4 метра!
Это единственный сохранившийся гидрометр из пяти когда-то существовавших в Риме. Правда, располагался он, конечно, не здесь, а к стене церкви был перенесён уже в конце 19 века во время реконструкции набережных.
..............................
Совсем рядом находятся ещё две античные реликвии. Первая - восстановленный Алтарь мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из поездки по провинциям, который был извлечён из земных недр благодаря (без всякой иронии, там пришлось решать сложные гидротехнические проблемы) Муссолини, а позже помещён внутрь специально построенного для него павильона. А вторая - Мавзолей того же Августа, уже давно находящийся в состоянии перманентной реставрации. Кроме самого императора здесь были похоронены уже упомянутые в этом рассказе его сестра Октавия, племянник Марцелл, а также император Клавдий (помните его акведук?).
Сейчас Мавзолей обнесён забором и окружён строительными лесами, разглядеть его практически невозможно. Разве только частично и кусочно:
..............................
По пути к Пьяцца-дель-Пополо мы проходим мимо дома-студии известного скульптора конца 18 - начала 19 веков Антонио Кановы (одни из самых известных его работ - "Амур и Психея" и "Три грации"). На стенах дома находятся многочисленные фрагменты самых разных античных скульптур, которые, как я понял (но не уверен, что на 100% правильно), когда-то служили Канове "материалом" для изучения и, возможно, вдохновения.
Ещё одна "говорящая статуя" - Бабуин (Бабуино) в составе одноимённого фонтана. Сама статуя, вроде как, древняя, возможно, даже античная, хотя - что любопытно! - нигде её история не рассказывается. Считается лишь, что она изображала бога Силена (правда, не уточняется, какого именно: самого Силена - сын Гермеса и воспитателя Диониса или просто одного из "силенообразных", ведь силенами ещё назвали целую мифическую народность, как, например, нимф). По бытующей легенде бабуином бедного бога прозвали за его уродливость и сходство с обезьяной, хотя итальянская "Википедия" предлагает в качестве альтернативы лингвистическую версию, которая, впрочем, в конечном счёте мало отличается от первой.
*** "Народная площадь" Пьяцца-дель-Пополо (хотя есть предположение, что народ тут вовсе ни при чём, а название произошло из-за росших здесь тополей, которые на латыни обозначаются тем же словом) - одна большая "картинка" на тему "Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта"…
"В отличие от большинства римских львов, которые с важностью низвергают в свои чаши потоки воды, эти львы на Пьяцца дель Пополо цедят сквозь зубы нечто веерообразное, подобное изогнутой тонкой стеклянной пластинке" (Г. Мортон):
Установленный в центре площади древнеегипетский Фламиниев обелиск, который так и норовит влезть в каждый кадр, был создан в 13 век до н.э. и является третьим по высоте среди прочим римских обелисков:
Над Пьяцца-дель-Пополо возвышается "8-й" римский холм (в том смысле, что он не входит в число семи "классических" холмов, на которых расположился Рим) - Пинчо (или Пинчио). Древнеримские знатные семейства ещё в доимперские времена оценили красоту этого места и обосновались здесь, построив множество особняков и вилл с садами, в их числе, как полагают, был даже сам Помпей. Вот на этот холм мы сейчас и поднимемся, благо сделать это, по сравнению со, скажем, Авентином, довольно не трудно. Тем более, что дорога туда - сама по себе небольшой музей под открытым небом:
Фонтан с нехитрым названием "Ванна" (Fontana della Vasca) тоже очень простой. Интереса же он заслуживает потому, что центральный массивный "бак" (пишут, что он изготовлен из красного гранита, но цвет за много столетий уже "потерялся") является очень древним и, как предполагают, некогда использовался в каких-то античных термах. (в скобках замечу, что здесь я, наконец, всё-таки умудрился «поймать» кран, от которых в других местах благополучно уклонялся)
Наверху холма в центре небольшого круглого бассейна расположен очень красивый и необычный Фонтан Моисея. Он изображает эпизод, когда мать будущего пророка, желая спасти сына ("фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку"), "не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки":
Пинчо - холм относительно невысокий, и виды на Рим отсюда открываются не столь панорамные, как с прочих знаменитых "смотровых площадок", но всё-таки они (виды) имеются:
Главной же туристической "фишкой" Пинчо является вид со здешней террасы над Пьяцца-дель-Пополо на закат на фоне купола собора св. Петра. В этот день до сумерек времени оставалось ещё много, солнце светило прямо в кадр ... ну давайте то, что получилось, назовём "очень ранним закатом"