Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки
<<<<<====== РИМ ("Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта") ======>>>>>
К сожалению, не успел я дописать про "каменную Италию" до очередной поездки, поэтому пришлось сделать небольшой перерыв... Поездка, кстати, получилась ошеломляющей, просто настоящий "вынос мозга". Которая теперь заставляет пересмотреть планы будущих путешествий... Но пока мы всё ещё в Риме, где застряли на Пьяцца-дель-Пополо, откуда и начинаем потихоньку выбираться.По дороге к "Народной" площади (или от неё) я советую обратить внимание на, казалось бы, неприметную и сравнительно малоизвестную улочку Виа Маргутта (Via Margutta). Она напоминает уже упомянутую где-то выше Виа-дей-Коронари, но является ещё более атмосферной, ещё более уютной и ещё менее людной (не хочется писать "менее туристической", чтоб это не выглядело снобизмом; я не очень люблю подобные штампы и не считаю зазорными прогулки по туристическим местам, равно как и не считаю достоинством превозношение своей якобы "нетуристичности"; единственная реальная заслуга путешественника – уметь выбрать именно те уголки, которые нравятся или интересны именно ему). Это настоящая "домашняя" римская улочка, хотя магазинчики для "заезжих" и даже какие-то "едальни" на ней тоже имеются. Ну а контраст с проходящей практически параллельным курсом местной "Тверской" (Корсо) очевиден до до невозможности.
Здесь же можно увидеть Фонтан искусств - ещё одно произведение Пьетро Ломбарди:
Другой интересный фонтан расположен на одной из соседних улиц с интригующим названием улица Львиной пасти (Via Bocca di Leone). Никакой пасти там уже давно нет, и была ли она вообще - тайна сия затерялась в глубинах веков или, может, даже тысячелетий. Есть предположение, что ещё в римские времена она (не сама по себе, а в составе цельной львиной морды, естественно) была изображена на крышке люка, ведущего в глубины античной канализации (то бишь клоаки) - нечто подобное известным Устам Истины, дожившим до наших дней и находящимся ныне в церкви Санта-Мария-ин-Космедин на Бычьем форуме. Называется он Фонтаном Торлония - по имени одноимённого палаццо, к стене которого он "прислонился", а главной его особенностью является древнеримский саркофаг (сам-то фонтан не старый, его построили уже в 1842 году) с барельефами, изображающими фавнов и каких-то особ дамского пола:
Вряд ли кого-то удивит обилие народа на Площади Испании, особенно в столь "лакомое" предзакатное время. По числу людей на квадратный сантиметр она уступала, пожалуй, только Фонтану Треви (вот где был ужас-ужас!!!), но, в отличие от оного, людность вокруг самой знаменитой Лестницы в мире (мне кажется, реальных конкурентов у неё в этом нет, как считаете?) не выглядела сумасшествием, а воспринималась очень органично. Интересно, я раньше не знал, что фонтан-лодочка "Баркачча", оказывается, появился на свет аж на целый век раньше самой лестницы. А вот церковь на вершине (Тринита-деи-Монти), напротив, существовала ещё почти за столетие до сооружения фонтана.
Вроде ведь не сезон каштанов, а здесь они чуть ли ни на каждом углу...
Кстати, сказал о каштанах, а почему-то вспомнилось мороженое (вот что общего?!). Вопреки широко бытующему мнению я не считаю римское (да и вообще итальянское) мороженое каким-то очень уж выдающимся и особого вкусового различия между ним и тем, что продаётся в Испании и прочих европейских странах, не вижу. Разве что выбор здесь, возможно (только возможно - не подсчитывал, исключительно на глазок!), побольше, да и ассортимент утончённых вкусо-ароматов побогаче (хотя вот на Санторини попробовал оливковое мороженое - ничего особенного, но оливковое! - а в Риме такого не видел). Меня поразило мороженое со вкусом "крема каталана" - "испанцы" поймут, что это такое:) Скажу честно: вкус - 1 в 1, от "настоящего" каталонского десерта не отличишь:) Ну и "коричное" (в смысле - с корицей) запомнилось, может, потому, что я её (корицу) вообще очень люблю. А вот "шампанского", про которое я много читал, встретить нигде не удалось (хотя, признаюсь, что такой задачи и не стояло, и каждая встречная "точка" на предмет наличия оного особо не изучалась). Церковь св. Лаврентия Сан-Лоренцо-ин-Лучина - ещё один римский храм времён раннего христианства. Она, конечно, претерпела множество "ап-грейдов", зато сохранила "настоящую" романскую колокольню - одну из "жемчужин" Средневековья, за которыми в сегодняшнем Риме ещё очень побегать надо:
Остатки старины (лев - 12 века) в небольшом атриуме под церковным портиком:
Очередной древнеегипетский обелиск перед фасадом Палаццо Монтечиторио:
Ещё один древнеримский саркофаг "примостился" перед боковым фасадом церкви с длинным названием Святой Марии Непорочного Зачатия на Марсовом поле (Santa Maria della Concezione in Campo Marzio). Ответ на вопрос, а что он здесь делает, я неожиданно получил из той же детской книжечки (повторюсь - замечательной!) "Чижик в Риме": "В Риме нет никаких "потому что", в нем сплошные "чтобы было". Возможно, это не тот ответ, который я искал, но в логичности и остроумии (логичной остроумности?) ему отказать трудно, не так ли?...
..............................
Храм Божественного Адриана входил в суперобязательную программу, и ожидания он оправдал по полной программе. Мне кажется, это самая недооценённая римская достопримечательность. Несмотря на то, что его почти полностью "скушала" местная фондовая биржа (понятно, что отдельно стоящие сооружения, даже если это развалины, всегда смотрятся более эффектно), остатки колоннады бокового фасада, насчитывающие 11 колонн (а всего их было 13) высотой 15 метров, производят сильное впечатление. Особенно, если подойти совсем близко к ним и ощутить мощь этих камней:
Кстати, многочисленные отверстия в стене храма - совсем не следы бомбёжек или обстрелов: они «родные» и предназначались для крепления наружных мраморных плит и, возможно, какого-то декора.
На Площади Колонны (Piazza Colonna) возвышается именно она - колонна Марка Аврелия, того самого императора, чья статуя ныне украшает Капитолийский холм, сооружённая по образу и подобию колонны Траяна. Она также украшена спиральным барельефом, который изображает батальные сцены сражения римской армии с варварами, и внутри неё тоже проложена ведущая наверх винтовая лестница с узкими окошками. Когда-то колонну венчала статуя Марка Аврелия, но она была разрушена в Средние Века, а в 16 столетии вместо неё установили скульптуру апостола Павла (примерно тогда же на колонну Траяна водрузили св. Петра).
Сооружение колонны Марка Аврелия (конец 2 века) ознаменовало те времена, когда Римская Империя ещё была сильна и могущественна, но на горизонте уже маячили первые признаки её будущего заката. До времён "последнего легиона" было ещё далеко, но на границах уже было не столь спокойно и благополучно, как прежде, а управление многочисленными дальними провинциями и обеспечение порядка в них вызывало всё больше сложностей (реформа Диоклетиана, разделившего Империю на 4 части и введшего институт тетрархов, только отсрочила развитие кризиса). К тому же в стране начались эпидемии, а гордость Рима - налаженная система дорог и коммуникаций - способствовала быстрейшему распространению болезней. ..............................
Самое, возможно, оригинальное сооружение античного Рима - мавзолей Гая Цестия в форме пирамиды (и названный, соответственно, пирамидой Цестия), построенный менее чем за год в 12 году до н. э. вблизи ворот Сан-Паоло (бывших Остийских). Такой вид, как считают, был обусловлен тем, что незадолго до того Египет стал римской провинцией, и в Риме появилась мода на его культуру. "Парная" ей Ватиканская пирамида (предания утверждали, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской - его брат Ромул) просуществовала до конца 15 столетия, когда была разрушена "испанским" папой Александром VI - знаменитым Родриго Борджиа.
Впрочем, не менее оригинальный, хотя визуально не столь эффектный памятник, сохранившийся со времён Римской империи - холм Тестаччо - искусственная горка, почти полностью состоящая из осколков разбитых древних амфор (причём в подавляющем большинстве - огромных, 70-литровых), в которых перевозилось оливковое масло, в основном - из Испании. Даже его название происходит от латинского слова testa - "керамический черепок". До сих пор точно не известно, почему римляне утилизировали амфоры именно таким образом. Большинство версий склоняются к тому, что после того, как амфоры использовались несколько раз, запах прогорклого масла въедался в их внутренние стенки, и вновь налитое в них свежее масло портилось. А именно в этом месте холм образовался по причине близости к старому порту на Тибре.
Обо всём этом ныне напоминает обаятельный Фонтан амфор на площади Тестаччо (правда, географически она находится чуть в стороне от холма) - ещё одно творение (пожалуй, самое монументальное) Пьетро Ломбарди: