Продолжение заметки Вавр-Брюссель
День тринадцатый, воскресенье 14 сентября. Ватерлоо и окончание чемпионата.
Одной из причин, что заманила меня в этот маленький бельгийский городок Вавр, было то обстоятельство, что в двух десятках километрах от него находится местечко, хорошо знакомое всем, кто хотя бы закончил школу. Это – Ватерлоо. Причем мало кто достоверно знает, где это самое Ватерлоо находится. Большинство на вопрос о Ватерлоо ответят, что там был разбит Наполеон в своей последней битве. Мало кто назовет местонахождением Ватерлоо Бельгию. Тем не менее, это так.
Уже после возвращения домой в Москву я купил увесистую книгу о Наполеоне и подробно познакомился с обстоятельствами этой битвы. Там я выяснил, что через Вавр прошли прусские войска под командованием генерала Блюхера, неожиданное появление которых на поле сражения уже во второй половине дня, решило исход битвы. Так я ещё более воодушевился значимостью этого маленького городка.
А в то воскресное утро я был очень благодарен Ирине, что она согласилась пожертвовать первой половиной последнего дня чемпионата, чтобы посетить Ватерлоо. Воспользовавшись туристическим проспектом, я выяснил, что место битвы увековечено рукотворным холмом, высотой около сорока метров, который был насыпан через десять лет после окончания битвы женщинами из Льежа, носивших землю на своих спинах в корзинах.
Этот холм находится не в самой деревушке Ватерлоо, а чуть поодаль. Этот ориентир я и решил взять на заметку, чтобы осуществить нашу экскурсию.
Действительно, мы добрались до Ватерлоо по живописным местным дорогам минут за двадцать. Дальше пришлось остановиться и спрашивать направление дальнейшего пути. Осматривать деревню Ватерлоо не имело смысла, нам был нужен мемориал. Зная по вчерашним брюссельским блужданиям бестолковость бельгийцев в картах, я приготовился к очередным трудностям, но, к счастью, первый же спрошенный на улице человек на прекрасном английском объяснил, куда нам надо ехать. Через несколько минут мы уже увидели немного в стороне от дороги тот самый холм.
Он примечателен ещё тем, что на вершине установлен чугунный лев, символизирующий Англию – победительницу Наполеона в той битве. На пьедестале, высотой шесть метров, стоит пятиметровый лев. Холм был воздвигнут в том месте, где был ранен принц Вильгельм Оранский в момент, когда он пытался отбить нападение французской гвардии. На фоне довольно ровной местности холм выглядит довольно необычно, напоминая поначалу отвалы шахты.
Мы подъехали на стоянку. Машин было немного, мы обрадовались, но к нам тут же подошёл служитель и содрал с нас несколько евро за парковку. Расплатившись, мы пошли с Ириной на осмотр. В кассе мы купили билет на посещение холма и панорамы битвы Ватерлоо. Нам выдали по два жетона и мы прошли через турникет к холму. Наверх вела лестница, насчитывающая 228 ступенек. Мы преодолели подъём и вышли на смотровую площадку на вершине холма.
Во все стороны расстилались сельскохозяйственные поля, нисколько не напоминающие о перипетиях былого сражения. Мы подошли к карте, иллюстрирующей расположение войск во время битвы. Включив воображение, мы представили, как почти двести лет назад десятки тысяч солдат и сотни генералов решали здесь судьбу Европы. Я был горд тем, что немногие из многочисленных российских туристов, посетивших в последние годы Бельгию, побывали в Ватерлоо, ограничившись лишь традиционными экскурсиями в Брюссель, Брюгге и Антверпен. Мы же с Ириной, приобщившись к энергетике этого места, теперь долго будем вспоминать бельгийский пейзаж, открывшийся нам с вершины холма, мудрого английского Лёву и бедного Наполеона, медная фигура которого в человеческий рост установлена в скверике рядом с мемориалом.
Спустившись с холма, мы направились в здание панорамы битвы Ватерлоо. По сравнению с родной московской панорамой Бородинской битвы, и здание, и живописное полотно, конечно были весьма скромными. Мы оказались внутри одни. Поэтому спокойно не торопясь обошли по кругу панораму, разглядывая эпизоды запечатленной в картине и бутафорских фигурах людей и коней на фоне укреплений. Так как подробности битвы нам в тот день были неизвестны, отметив про себя необходимость дома с этими подробностями познакомиться, мы покинули панораму. Теперь на Ватерлоо можно было ставить жирную галку.
Окончание чемпионата по ИПО в Вавре
Через полчаса мы уже были на стадионе Вавра, где подходил к концу чемпионат. Ирина ещё раз внимательно понаблюдала за выступлениями последних участников по послушанию и защите и окончательно пришла к выводу, что, случись ей выйти на поле стадиона вместе с Арчом, выглядела бы она достойно. Но что делать, если сборная России, в которую включен Арчер, в очередной раз не приняла участия в чемпионате.
Чемпионат закончился. Начались показательные выступления бельгийских кинологических служб. Сначала они продемонстрировали обезвреживание заминированного автомобиля. Затем на поле вышли дети. Они организовали живую полосу препятствий. Проводник усадил собаку на капот автомобиля, а сам ушёл на другой конец поля. После команды «ко мне» собака прыгнула с капота и преодолела полосу препятствий, подбежав к проводнику. Он подал команду «место», и собака проделала то же самое в противоположном направлении.
Затем последовали упражнения на спине проводника. Собака выполняла команды «стоять», «сидеть» и «лежать». Потом на поле выехал велосипедист – нарушитель. Собака по команде атаковала его, легко настигнув жмущего на педали что есть сил человека.
На поле вынесли бочки, и за ними спрятался вооруженный автоматом злоумышленник. Собака атаковала его, и удерживала до подхода проводника. Злоумышленник был обезоружен и конвоирован к трибунам. Затем последовали несколько атак через открытые дверцы автомобиля, на злоумышленника, издававшего устрашающие звуки ударами палкой по бочкам. Когда раздались взрывы, я от неожиданности чуть не уронил камеру. Над стадионом потянулся дым, шла стрельба и группа собак работала по группе злоумышленников.
Во время атаки одной из собак стало плохо. Представление прекратили и дождались, когда собаке будет оказана медицинская помощь. Она очухалась после обморока и продолжила работу. Апофеозом стало групповое выступление собак, всех как одна – бельгийских овчарок, в составе воинского подразделения. Когда выступление закончилось, все военные встали по стойке «смирно» и отдали честь трибунам.
На трибунах появился высокопоставленный чиновник – наверное, министр. Это вызвало определённый ажиотаж среди корреспондентов. Ему подарили какую-то картину, и он расположился в ложе VIP вместе с мэром Вавра и руководителями собачьих организации Бельгии.
Возникла небольшая пауза, так как следующим номером выступлений были прыжки проводников с собаками на парашютах. Когда парашютисты стали один за другим приземляться на стадионе, стадион разразился овациями. Среди парашютистов оказался и экс-чемпион мира – немец Хельмут Райзер.
Заиграл оркестр, и команды стран-участниц прошли парадом перед трибунами. Отличились японцы, которые надели на своих собак национальные флаги страны восходящего солнца. Тоскливо было видеть флаг Украины в отсутствии флага России.
Началось награждение. Первое командное место заняли бельгийцы. Им же достались первое и третье места в личном зачете. Немцы на этот раз ушли в тень. На втором месте – австрийцы, на третьем – швейцарцы.
Бельгийцы очень радовались своей победе. Особенно им было приятно, что бельгийские овчарки обыграли немецких овчарок. Посмотрим, что будет на будущий год.
Мы с Ириной покинули трибуны и пошли на резервное поле, чтобы провести тренировку с Арчером по послушанию. Это было символично, что, несмотря на все обстоятельства, Арчер всё-таки выступил в Вавре, хоть и не перед судьями и трибунами, а только передо мной. Жаль, что ему так и не удалось официально защитить честь России. Но ни он, ни Ирина в этом не виноваты. Просто они опередили время.
Мы вернулись в отель и отметили за ужином полное выполнение нашей сложной программы: Ульм и Бундесзигер – это раз! Париж и Версаль – это два! Вавр с чемпионатом по ИПО, Брюсселем и Ватерлоо – это три! Можно считать, три поездки в одном флаконе!