Введение
Свою первую экскурсионную поездку в Европу я совершил в 1995-ом году. Тогда я выбрал тур «Вся Франция», хотя с юности считал себя почитателем и любителем Великобритании. Но, так получилось. Об этом я писал в своих предыдущих заметках на Турбине. При этом я понимал, что Великобритания никуда от меня не денется, а просто немного отодвигается по времени. Однако я не мог знать, что отодвинется она от меня на девять лет, когда я побываю практически по всей Европе, но мечту моей юности смогу увидеть через такой продолжительный срок.
Наконец, весной 2004-го было принято решение осмотреть «Всю Великобританию». Для этого был выбран промежуток времени между майскими длинными выходными. Кроме того, я решил взять с собой старшего сына Павла, который только что закончил вуз, и за границей ни разу не был. Он согласился, я купил две путевки в одном из московских турагентств в групповой тур. Мне виза была выдана заочно, ему же пришлось проходить собеседование в московском консульстве. Все формальности были соблюдены, и мы стали с нетерпением ждать начала поездки.
День первый, 29 апреля - четверг. Москва-Брест
Как добраться до Альбиона? Конечно, вы скажете – на самолете! И будете правы на 100%. Но я решил по-другому. Мне хотелось увидеть белые скалы Дувра после пересечения Ла Манша (мы так привыкли его называть). Но еще со школы я знал, что англичане называют узкую полоску воды, отделяющую их остров от континента, Английский канал. Разве можно на самолете ощутить тот момент, когда ты покидаешь континентальную Европу, и уже через короткое время вновь видишь землю, которая гордо зовется Великобритания! Конечно, нет! Надо переплыть Ла Манш на пароме, решил я. А для этого надо добраться по Кале по суше.
И я стал выбирать предложения туристических компаний по практической реализации этой идеи. Собственно варианта было два: автобусом из Москвы от начала до конца. Или поездом из Москвы до Польши, а уже потом – на автобус. Первый вариант был чуть дешевле. Вариант с поездом мне понравился больше. И я остановился на нем.
Поэтому мы прибыли с Павлом на Белорусский вокзал и в 16.00 тронулись в не очень дальний путь в купейном вагоне поезда Москва-Брест. Мне вспомнилась моя первая экскурсионная поездка в 1995-ом году, когда я точно так же поездом направился смотреть «Всю Францию». Однако тогда поезд шел на Гродно и белорусско-польскую границу в Кузнице Белостока.
Теперь же – прямо через Брест. Сидя в поезде, вспоминались наши уже многократные к тому времени автомобильные прогоны по трассе Москва-Брест (европейская Е30). К 2004-ому году мы это сделали уже четырежды. Обычно на автомобиле мы тратили на это до 12-и часов (100 км). Поезд шел остаток дня и всю ночь 14 часов. Половину этого времени мы комфортно спали.
День второй. 30 апреля – пятница. Брест-Тересполь-Вроцлав-Срода Сляска
В 6 утра наш поезд прибыл в Брест. Там мы через час пересели на электричку, и еще через час были в польском Тересполе. Пограничный и таможенный контроль произошел в электричке и практически не занял времени. А на автомобиле на Варшавском мосту (так называется пограничный переход в Бресте) обычно на это дело уходит несколько часов. Я порадовался, как это удобно путешественникам пересекать границу без автомобиля!
В Тересполе нас ждал польский экскурсионный автобус с двумя водителями поляками. В те годы российские экскурсионные агентства широко использовали польских посредников в части перевозок (автобусы были польскими). Зачастую и гиды были польскими (у меня так было в 1996-ом во время поездки «Вся Италия»). На этот раз у нас был российский гид Анатолий и представительница туристической фирмы, которая отвечала за финансовую сторону поездки. Туристов было не очень много – около сорока человек. Поэтому мы достаточно комфортно разместились в автобусе, хотя, как обычно, поначалу возникли трения кому - где сидеть. Когда все, наконец, расселись, и автобус тронулся в путь около 9-и утра, я расслабился и постарался получить удовольствие.
Намеченная по программе пешеходная экскурсия по Варшаве не состоялась, как нам объяснили, из-за празднеств в столице Польши по поводу вступления в ЕС. Эта причина была с пониманием воспринята туристами и поначалу возражений не вызвала. Тем более что экскурсия по Варшаве была заменена в этот день экскурсией по Вроцлаву. Нас ждал первый длинный перегон до Вроцлава (около 600 километров) по хорошо знакомой дороге.
За девять часов мы добрались до Вроцлава, и нам была предложена первая двухчасовая экскурсия по этому прекрасному городу. До этого мы несколько раз проезжали с супругой на своем автомобиле через Вроцлав на пути в Германию через Герлиц: в 1999-ом, 2002-ом и 2003-ей. Тогда объездной дороги вокруг Вроцлава не было, и приходилось осуществлять транзит через город. Поэтому он запомнился нам своими пробками. Мы ни разу не останавливались там, и города практически не видели. Поэтому, получив возможность, наконец увидеть город хотя бы с краткой экскурсией, я был очень доволен.
Нашим гидом был молодой человек Анатолий. Он был очень общительным, подчеркнуто предусмотрительным и вежливым, поэтому поначалу произвел на нас положительное впечатление. Однако позднее выяснилось следующее обстоятельство. Оказалось, что эта поездка в качестве гида была для него первой. Турагентство наняло его для этой цели в последний момент. Видимо, он тоже произвел на руководство турагентства хорошее впечатление своим внешним видом, к тому же он хорошо знал английский, так как несколько лет жил в Австралии. Как переводчик он был хорошим помощником, но гидом он не был… Вероятно, он готовился к поездке по путеводителям, так как нигде из тех городов, что нам предстояло посетить, он не был. Пока мы ехали по Польше во Вроцлав, он читал свой путеводитель, готовясь провести по городу экскурсию, хотя сам его никогда не видел.
Это выяснилось уже тогда, когда экскурсия началась. Он что-то рассказывал, надо отдать ему должное, но на вопросы ответить не мог. Да еще экскурсанты попались дотошные – ведь это была наша первая экскурсия, все соскучились по впечатлениям и информации. А Анатолий – Толя – оплошал. Начались шутки, подковырки. Я расстроился, но продолжал видеосъемку.
Городская ратуша на Рыночной площади – одна из самых красивых в Европе. Здесь и готика, и ренессанс. К сожалению, во время войны она была полностью разрушена, но ее, к счастью, восстановили. Особенно красивы астрономические часы. Прекрасны старинные здания Рыночной площади! Понятно, что про каждое из них можно было узнать многое (в частности, дома имеют названия "Под золотым солнцем", "Под голубым солнцем", "Под семью электорами"), но экскурсия была краткой, а мне надо было снимать видео. К тому же, скоро выяснилось, что наш гид Анатолий не очень владеет информацией. Ее он, видимо, почерпнул из путеводителя во время длинной дороги, сам до этого во Вроцлаве не был. Однако в тот вечер я по этому поводу еще не очень расстроился. Позднее (я об этом расскажу) недостаточная квалификация нашего гида вышла на первый план. Пока же пришлось посетовать, что все дома Рыночной площади – реконструкция.
Далее мы прошли к Костелу Святой Эльжбеты. Когда-то башня этого костела была самой высокой в Силезии. Я поначалу, подумал, что обрубок существующей башни – результат войны, но, как оказалось, шпиль был снесен еще раньше ураганом. Так и стоит костел без шпиля…
Стало темнеть, и в восемь вечера мы погрузились в автобус и направились на поселение в отель. Он оказался неподалеку от Вроцлава в деревушке Срода Сляска. Для размещения туристов из экскурсионного автобуса на транзитную ночь – очень неплохо и, наверное, недорого. Пишу, наверное, так как цен на отели не знаю, у нас был пакетный тур, и я могу только предполагать. За этот день мы преодолели на автобусе около 700 километров.
В тот вечер у нас с Павлом еще оставались продукты из дома, и мы с ним поужинали по-домашнему в номере. В целом, я считаю, что день удался. Проехали большую часть Польши и получили представление о Вроцлаве. При этом я понимал, что Вроцлав надо смотреть более подробно. Поэтому мы вернулись туда с супругой через шесть лет в августе 2010-го. Но об этом в другой заметке.
День третий. 1 мая – суббота.Срода Сласка - граница Германии -Айзенах-Кельн
Могу себе представить, как туристическая компания формировала наш маршрут. В этот день нужно было преодолеть от окрестностей Вроцлава, где находится Срода Сляска и наш транзитный отель до Кёльна. В общей сложности около 900 километров. Самое оптимистическое время на это 12 часов в пути. Так что даже, если бы мы больше нигде не останавливались (кроме обеда и зеленых стоянок), то почти весь светлый день ушел бы только на дорогу. Скучный был бы день!
Поэтому я понимаю прокладчиков маршрута, которые запланировали остановку в Айзенахе у знаменитого Варбургского замка по пути в Кёльн. Очень правильное решение. Я очень был рад, когда увидел в описании маршрута такую остановку. Мне очень хотелось побывать в Вартбургском замке! Однако жизнь внесла коррективы.
Выехали из отеля мы вроде бы рано – в 7.40. Около сотни километров до границы (а Польша тогда еще в Шенгене не была), и через два часа мы подъезжаем к пограничному переходу у Згоржелеца и видим длинную вереницу автобусов из Восточной Европы (большая часть из них из России). Увы, там мы потеряли два часа… Как нам этих двух часов потом не хватило!