В Великий Новгород меня занесла внезапная командировка, которые, к счастью, у меня бывают достаточно редко. Собственно, делов там было на два-три часа в пятницу вечером, но поезда туда ходят ночные, и я подумал, почему бы мне там не задержаться еще и на субботу, благо я никогда не был в этом старинном городе. Подумав еще немного, я позвал с собой Ксю — двухместный номер в гостинице и проезд мне оплачивала фирма, оставалось только прикупить еще один комплект билетов — то есть поездка получалась почти халявной.
Итак, гостиница (Интурист!!!) была забронирована, билеты выкуплены, осталось надеяться на хорошую погоду, ибо этой весной она не баловала. Ночь в поезде пролетела не то, чтобы незаметно, но терпимо, и вот мы с Ксю выходим на новгородский вокзал. Интересно, но станция называется Новгород-на-Волхове, никакого Великого Новгорода на сайте РЖД нет…
Новгород встретил нас неласково. Температура была немногим выше нуля, шел дождь, периодически переходящий в мокрый снег. Мы шли по пустынному утреннему городу, ежась от мокрого ветра, настроение у нас, не скажу, что было радостным. Вокзал находится в километре-двух от сердца древнего города — Кремля. Надо просто идти, и никуда не сворачивать.
Безлюдный Воскресенский бульвар, который начинается прямо от Привокзальной площади, вывел нас в Сквер Воинской Славы, где, на фоне кинотеатра «Россия» возвышается соответствующий монумент.
Квартал, расположенный за кинотеатром можно обойти или слева или справа — в любом случае вы выйдете в Сквер Лёни Голикова, с одной стороны ограниченный монументальным зданием Правительства области.
С противоположной стороны от здания Правительства расположена полукруглая Площадь Победы-Софийская, от которой уже видны кремлевские стены. Тут же стоит само собой разумеющийся памятник Ленину. Дорога, ведущая через Кремлевский парк выводит ровно ко входу в Кремль — очень удобно!
Первым что бросается в глаза на территории Кремля это даже не Софийский Собор, а памятник «Тысячелетие России». Огромный монумент почти шестнадцатиметровой высоты был установлен в Новгородском Детинце в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь. На открытии памятника, которое состоялось 8 сентября, присутствовал Александр II с семейством, порядка 12 тысяч офицеров и солдат, и просто зрители. Празднования длились три дня. Характерно, что прославляющий историю и лучших людей родной страны памятник, после революции, был признан памятником самодержавию, и обшит досками. Хорошо, что его еще не переплавили…
Во время оккупации Новгорода фашистами в 41–44 годах, немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывести его в Германию. На момент освобождения города советскими войсками памятник представлял собой грустное зрелище — верхняя часть державы была разрушена, фигуры первого яруса валялись вокруг, крест был срублен и погнут. Многие мелкие детали скульптур безвозвратно пропали. Удивительно, но памятник был восстановлен уже в ноябре 1944 года, для чего к нему была даже проложена узкоколейка. Последний раз памятник реставрировался в 1994 году. В 1992 году «Тысячелетие России» попало в список ЮНЕСКО, а еще он, вместе с Софийским собором присутствовал на вышедшей из обращения пятирублевой купюре 1997 года, в 1998 году была выпущена юбилейная пятирублевая монета, а в 2012 — десятирублевая. Словом, со всех сторон — это знаковое место!
Жаль было только одно — усилившийся ветер с мокрым снегом не дал нам с Ксю рассмотреть поподробнее этот, в высшей степени интересный, памятник.
Хит Великого Новгорода — это, без сомнения, Собор Святой Софии, он же Софийский собор. Он был заложен в 1046 году великим князем Ярославом Мудрым и освящен в 1050 (или 52) году. Это делает его древнейшей церковью на территории России! Конечно, в Европе, сохранилось довольно большое количество тысячелетних построек, но у нас он такой один. Несмотря на почтенный возраст, собор сохранился до наших дней практически в оригинальном виде. В 1929 году собор был закрыт, но, к счастью, не разрушен, в нем устроили даже не тюрьму или склад, а антирелигиозный музей. Во время ВОВ храм пострадал сильнее, он был разграблен, и в него попало порядка пяти снарядов (они прилетели с нашей стороны), но, тем не менее, храм устоял. По окончании войны храм был восстановлен и стал одним из «экспонатов» Новгородского музея-заповедника, а в 1991 году был окончательно передан РПЦ.Фотографировать в храме нельзя, поэтому, чтобы увидеть три иконостаса с иконами 14–19 веков, икону Божией Матери «Знамение», сохранившиеся древние росписи и раки с мощами святых — надо посетить Софийский собор лично. Кстати, о мощах. В числе прочих, там находятся мощи князя Владимира и князя Мстислава, о существовании которых я знал (когда-то я учился в школе), но совершенно не ассоциировал с реальными, когда-то жившими людьми. Стоя же у богато украшенной раки, и читая установленную рядом табличку, где рассказывается о, к примеру, князе Владимире Ярославиче (1020—1052 гг.), я, пожалуй, впервые почувствовал, что это был реальный человек, а не просто набор букв в учебнике. Не говоря уж о его отце Ярославе Мудром, заложившем великолепный собор, дошедший до наших дней…
Но внутрь собора мы зашли на следующий день, рано утром он был еще закрыт. Мы, прикрывая фотоаппараты от снега, обошли собор по кругу, и пошли к еще одной кремлевской достопримечательности — Звоннице Софийского собора. Первое упоминание о Звоннице было связано с не самым радостным событием — согласно летописи от 1437 года, Звонница с частью крепостной стены упала в Волхов во время сильного наводнения. В 1439 году Звонницу возвели заново, после чего неоднократно перестраивали, современный вид она приобрела в середине 18 века, а в 1992 году попала в список ЮНЕСКО.
В связи с отвратной погодой мы решили отложить дальнейший осмотр Кремля на потом, а сейчас попробовать заселиться. Выйдя через ворота, открывающиеся в сторону Волхова и Пешеходного моста, мы подивились широченной реке и занесенному мокрым снегом пляжу — для купания снова был НЕСЕЗОН.
Гостиница была недалеко, в километре с небольшим, поэтому найти ее проблем не составило. Снаружи она выглядела чем-то средним между школой и домом культуры, строили ее в начале 80-х, без особых изысков.
Внутри она была более современная.
В принципе, я абсолютно непритязателен в выборе жилья, лишь бы качество и удобство соответствовали деньгам. Когда мы зашли в гостиницу, то обнаружили в холле несколько десятков китайских туристов. Думаете, мы удивились? Уже нет. Есть ощущение, что вернувшись в один прекрасный день к себе домой, и увидев дюжину китайцев, сидящих у меня на кухне, я тоже не удивлюсь, они ВЕЗДЕ. Увы, но заселиться у нас не получилось — было слишком рано и номер еще не освободили. Я оставил на ресепшене свой номер телефона с просьбой, чтобы мне позвонили как только, так сразу, глотнули чайку с булочкой, которые предлагались в кафе около решепшена, и отправились обратно в хмурый город в поисках достопримечательностей. Чего-чего, а этого в Новгороде с избытком.
Чуть дальше гостиницы, на большой поляне, стоит кирпичная церковь Петра и Павла в Кожевниках, явно нуждающаяся в реставрации. Церковь была построена в 1406 году на средства ремесленников-кожевенников.
Снег и дождь вроде как приутихли, поэтому мы поснимали живописно расположенную церковь, и пошли дальше, в сторону Покровского Зверина монастыря. По пути нам попался еще один симпатичный храм — церковь Николая Чудотворца Белого. Церковь на этом месте была построена в районе 1313 года, а современный вид она приняла после перестройки в середине века 19-го.
Должен заметить, что на территории Великого Новгорода насчитывается 91 сохранившаяся церковь — очень много для относительно небольшого города, так что увидеть их все явно не получится, надо выбирать наиболее интересные, ну, или те, что лежат вдоль маршрута.
Итак, Зверин-Покровский монастырь.
Первое упоминание о нем относится к 1148 году, но точная дата его возникновения неизвестна. Зато известно происхождение названия. Рядом с монастырем рос заповедный лес, в котором охотились князья — Зверинец. От него получил название монастырь и улица, на которой он стоит — Зверина (сегодня — улица Бредова-Звериная). В ансамбле монастыря три церкви — Церковь Покрова Богородицы, построенная в самом начале 15 века, церковь Симеона Богоприимца, законченная в 1467 году,
и главный храм монастыря — Покровский собор, который был освящен в 1901 году.
Напротив монастыря, на небольшой площади, установлен приятный памятник святым Петру и Февронии Муромским. Интересно, что их праздник (день любви, семьи и верности) приходится ровно на мой день рождения…
Прогулявшись по территории монастыря, мы пошли дальше убивать время до заселения. Попытавшись срезать путь через небольшой сквер, мы были облаяны собаками, и, памятуя о наших недавних приключениях в Ульциньской Солане, сочли за благо их обойти. Пройдя вперед по улице Великой (где и был расположен Интурист) мы вышли на Большую Санкт-Петербургскую улицу, где нами не было обнаружено ничего интересного. К счастью, в этот момент нам позвонили из гостиницы с радостным известием, что наш номер освободился, и мы поспешили туда, все-таки, как ни крути, погода не особо располагала к прогулкам.
Попав в наш двухместный номер бизнес-класса, я в очередной раз убедился, что путешествия по родной стране меня не возбуждают. За 47 евро (в пересчете, само собой) нам дали небольшой, но чистый номерок с удобствами. Понимаете, к чему я… Не должен стоить такой номер в небольшом провинциальном городе (без всяких претензий в Новгороду, как таковому), таких денег. За похожие деньги я имел в Риге трехкомнатную квартиру с видом на Ратушную площадь… В общем, либо больше, либо дешевле, либо в другом городе. Ну да ладно, деньги-то были не мои…
Потусив какое-то время в номере, мы на улице неподалеку нашли ирландский паб,
который предлагал недорогие комплексные обеды (а так же наше любимое бельгийское пиво Grimbergen), а так же еще две церкви — церковь Троицы Живоначальной в Свято-Духовом монастыре, и сам Духов монастырь в лице Собора Сошествия Святого Духа. Троицкая церковь была построена в 1557 году и требует серьезной реставрации,
а более пристойного вида собор был построен в конце 19 века на месте каменного собора 1357 года. С 20-х годов прошлого века в церквях находится архив.
После этого Ксю отправилась в номер отсыпаться, а я пошел по делам, которые, собственно, и привели меня в это место.
Субботним утром немного распогодилось, показалось солнце и голубое небо. Мы с Ксю не стали терять времени, и отправились досматривать достопримечательности. Должен заметить, что в хорошую погоду Новгород выглядел куда как лучше. Мимо монструозного здания Новгородского Академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского
мы вышли на Софийскую набережную.
Несмотря на громкое название, набережная то и дело прерывалась какими-то пустырями, которые украшали заброшенные постройки и ржавый металлолом.
Зато через Волхов открывались весьма приятные панорамы на Торговую сторону Новгорода, в том числе на красивую церковь Бориса и Глеба в Плотниках.Мы потихоньку дошли до Пешеходного моста — Кремль мы решили оставить на потом, а с утра пойти на Торговую сторону, где на Ярославовом Дворище расположена целая россыпь церквей и других достопримечательностей. Помимо Пешеходного моста, недалеко от него, волховские берега соединяет автобомобильный мост имени Александра Невского.
А с Пешеходного моста по которому мы шли, открывались красивые виды на Кремль, Волхов, Ярославово Дворище и Уставшую Туристку, с которой мы не преминули сфотографироваться.
Мост выводит на Вечевую площадь, где стоит памятник «Ганзейский знак».Как известно, Великий Новгород не только состоял в Ганзейском Союзе, который в 12–17 веках объединял более трехсот торговых городов. В нем, наряду с Брюгге, Бергеном и Лондоном находилась одна из крупнейших контор Ганзы. А в 1993 году Новгород вступил в Ганзейский союз Нового времени, который был основан в 1980 году в голландском городе Зволле. Оттуда, мимо не очень внятного Ганзейского фонтана мы выходим на Дворище, где находится много всего интересного.
Вид на Дворище с Б. Московской улицы.
Ярославское Дворище и Торг упоминается в летописях начиная с 10 века, и на протяжении нескольких веков выполняло важнейшую функцию — это было самое центровое торговое место, а так же на Вечевой площади проходили знаменитые новгородские вече. В многочисленных лавках, расположенных на торгу покупали и продавали множество различных товаров — драгоценные металлы, медь, вино, пряности, ткани, воск, кожу, меха и все прочее, что импортировалось из Руси и экспортировалось из Европы. Само собой, все лавки были деревянные, поэтому они не сохранились, но в 17 веке на Дворище был построен каменный Гостиный двор. Увы, и это не спасло его от разрушения — пережив оккупацию и освобождения города во время ВОВ, он был разобран в середине 50-х годов прошлого века. От него осталась только часть аркады, протянувшуюся вдоль Волхова, которую прекрасно видно с моста. А если погулять вдоль нее уже на Торговой стороне, то можно поймать интересные ракурсы с Кремлем.
Однако, вернемся на Дворище. На относительно небольшой площади расположено восемь церквей, построенных в разных стилях и в разное время. Первое, что бросается в глаза, если идти от аркады — это Воротная башня Гостиного двора, единственное, что уцелело от этой постройки. Башня была возведена московским мастером Гурием Вахромеевым в 1686 году.
Если обойти башню, то мы выйдем на открытое пространство, отделенное от города Большой Московской улицей. Именно тут находятся обещанные церкви. Первой мы видим церковь покровительницы торговли Параскевы-Пятницы на Торгу. Первый каменный храм на месте старого деревянного был воздвигнут на этом месте в 1207 году. Церковь неоднократно горела, перестраивалась и переделывалась, тем не менее, ей удалось сохранить вид, похожий на первоначальный. У нее нестандартная архитектура, ее еще называют церковью «о ста семидесяти углах». Я не пересчитывал, но действительно, углов на ней с избытком. Говорят, что если незамужняя девушка обойдет вокруг церкви три раза, то она выйдет замуж. От греха подальше, я обошел ее один раз…)
Правее нее находится мощный Никольский собор — древнейшее строение на Дворище. Он был заложен в 1113 году князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Никольский собор — первая каменная постройка на Торговой стороне. Именно у его стен с начала 13 века собиралось вече. Уже в 17 веке рядом с собором была построена колокольня, сейчас она «слилась» с Воротной башней.
Правее собора, вдоль Никольской улицы, стоят еще два храма — церковь Прокопия и церковь Жен-мироносиц. Церковь Жен-мироносиц была построена в 1508 году по заказу купца Дмитрия Ивановича Сыркова. В отличии от других церквей, в этой церкви были обширные подвалы, где размещались склады для хранения товаров, и говорят, что в свое время в этих самых подвалах хранилась часть казны Ивана Грозного.
Церков Прокопия Великомученника на Торгу была построена тем же Сырковым позже, в 1529 году.
Остается добавить, сегодня церкви выполняют исключительно музейные функции, а в церкви Жен-мироносиц находится детский культурный центр.
Левее церкви Параскевы-Пятницы находятся еще три церкви. Первая из них — церковь Успения на Торгу, которая была заложена в далеком 1135 году князем Всеволодом. Она была посвящена новгородцам, которые погибли в неудачном походе на Суздаль.
Еще левее стоит интересная церковь Великомученика Георгия на Торгу, возведенная в 1356 году. Именно тут очень понятно архитектурное понятие «восьмерик на четверике» — на четырехгранном основании стоит восьмигранный ярус.
И завершает наш экскурс по Дворищу мощная одноглавая церковь Иоанна Предтечи на Опоках. Она была заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В церкви действовал купеческий суд, разбиравший все торговые тяжбы, а так же хранились эталоны мер — «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд». В 1453 году храм была разрушен, а на его месте поставлен новый. При строительстве были использованы фрагменты стен и фундамент старой постройки, и частично повторен ее архитектурный облик.
На этом мы покидаем Ярославово Дворище, и идем гулять по городу, где тоже есть много всего интересного.