Прочитав множество отзывов о Люцерне, я отметила, что нет никого, кому бы этот город не пришёлся по вкусу. Наверно, это потому, что он очень многогранный, я бы даже сказала, что у различных его районов совершенно разное настроение.
На берегу Люцернского озера, глядя на водную гладь, окаймленную заснеженными вершинами гор, испытываешь умиротворение.
Позже, возле монумента "Умирающему льву", накатывает лёгкая печаль. Ей на смену тут же приходит захватывающее приключение в Ледниковом саду и детский восторг в Зеркальном лабиринте.
Следующая смена настроения поджидает в "картинных галереях", устроенных под стропилами крытых деревянных мостов Люцерна. Здесь уж волей-неволей задумываешься о смысле бытия...
Но город не даёт передышки от эмоций, и напоследок это будет чистая радость от знакомства с самым его сердцем — историческим центром. Перед тем, как нырнуть в его улицы, задержимся немного на берегу реки Ройс.
Помимо знаменитых мостов, взгляд, как магнитом, притягивает церковь Иезуитов — наверное, самый яркий пример барокко в Люцерне. Она, и правда, была в 17 веке первым храмом, выполненным в этом стиле, на территории современной Швейцарии.
Другая "необычность" находится прямо в воде.
Поскольку вода из Фирвальдштетского озера постоянно перетекает в Ройс, необходимо поддерживать озёрный уровень, регулируя и ограничивая течение реки.
В древности для этого использовались "ступени Реусса", по которым вода поступала на водяные мельницы города. В 1860 году вместо них построили уникальную плотину.
Она деревянная и состоит из кольев, которые по мере необходимости опускаются в воду или поднимаются, создавая шлюз. Делается это вручную!
Подобно короне, окрестный пейзаж венчает белоснежный замок на горе. Это отель Château Gütsch, расположенный в настоящем замке 19 века, с территории которого открывается вид на исторический центр Люцерна, Фирвальдштетское озеро и окружающие его горы.
Замок-отель Гютч построен в 1888 году в романтическом стиле баварского дворца, характерном для периода Belle Époque. В 2005 году этот отель хотел приобрести Майкл Джексон, но сделка не сложилась, так что сейчас роскошная недвижимость принадлежит российскому бизнесмену Александру Лебедеву.
Наконец, с левого берега Ройс хорошо видны остатки крепостной стены Museggmauer. Средневековые стены длиной 870 метров были сооружены в Люцерне около 1400 года, и до нашего времени сохранился значительный их участок. Музеггмауэр был оборудован восемью высокими башнями, три из них сейчас открыты для посещения. С берега, а также с Мельничной площади виден силуэт башни Маннли (Männliturm), высотой около 33 метров. В одной из угловых её вышек умостился "Железный Маннли" — комическая фигура воина со знаменем.
Ну, а теперь, хорошенько оглядевшись на левом берегу, пересечем, наконец, реку по любому из мостов и заглянем в старый Люцерн. Он сам будет рассказывать о себе. Каким образом? Очень просто — город говорит с нами при помощи росписей, покрывающих большинство исторических домов.
От ослепительно белого здания люцернского театра элегантный мост Реусбрюкке ведёт прямиком на площадь Конмаркт — бывший зерновой рынок, где высится массивная башня Старой ратушиСтарая ратуша чем-то напомнила мне северо-итальянские палаццо, как оказалось, не случайно. Ратушу строил Антон Айсенман, архитектор из Северной Италии. Он соединил в своем проекте Ренессанс с традиционными для региона архитектурными стилями. Например, данью уважения местной традиции, является красная черепичная крыша с мансардными окнами, выступающая за пределы здания.
Но, если честно, на мой вкус и сама Ратуша и, тем более, дополняющая её часовая башня слишком тяжеловесны. То ли дело находящийся здесь же, напротив, Дом гильдии пекарей.
Гильдия очень древняя, она была основана в 1408-м году, и в неё входили не только мельники и пекари, но также и ремесленники, изготовлявшие для них орудия труда. В 16-м веке к ним присоединились ещё и моряки, развозившие зерно и хлеб, а следом за ними кулинары, которые занимались выпечкой паштетов.
На фасаде, обращенном к Ратуше, как раз и рассказана долгая история Гильдии пекарей. Здесь нарисовано своеобразное "Генеалогическое древо" в виде виноградной лозы, украшенной гербами всех членов сообщества.
За следующими историями пожалуем к Оленьей площади — Hirschenplatz. Сегодня она уютна, элегантна и красива, а вот до середины 16-го века на ней находился рынок, где продавали свиней.
За углом был закуток, куда сваливали свиной навоз, и можно себе только представить, как там воняло. Не лишенные юмора швейцарцы прозвали это место "Сладкий угол".
Дома, окружающие Hirschenplatz, построены в позднеготическом стиле и в качестве декора имеют искусную роспись фасадов. Высокий эркер одного из зданий венчает фигурка золотого ангела, а на стенах — затейливая фантазия рисунков. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит :-)
Но особенно "говорящие" фрески украшают Дорнахер Хауз. Они рассказывают нам о битве при Дорнахе, происходившей в 1499 году.
Войска нескольких швейцарских кантонов сражались тогда против армии Священной Римской империи, управлял которой император Максимилиан Первый. Швейцарцы в битве при Дорнахе одержали победу, что фактически уже тогда позволило им создать независимую Конфедерацию.
Хотя официально независимость Швейцарии была признана лишь 1648 году, швейцарцы до сих пор помнят о битве при Дорнахе и гордятся своей победой.
Кроме росписей фасада у Дорнахер Хауз весьма необычные окна. Они застеклены особым образом, так, чтобы снаружи невозможно было видеть, что происходит внутри дома, а стоя у окна, очень удобно подглядывать за всем, что творится на улице. Просто мечта любопытной Варвары, а не окна!
А ещё на Оленьей площади установлен фонтан "Человек с гусями" — копия знаменитого фонтана "The Man with the geese" в Нюрнберге.
Скульптура является иллюстрацией к старинной легенде об одном бедном крестьянине, тратившем все свои жалкие доходы на выпивку. Когда у бедолаги ничего не осталось, кроме двух гусей, он и их потащил на рынок, чтобы обменять на пару кружек эля.
И тут случилось чудо! Птицы заговорили с пьянчужкой человеческим голосом, умоляя не продавать их, а взамен обещали исполнить любое желание хозяина. У крестьянина было одно срочное желание "Напиться!", и тогда из клювов гусей потекла вода.
Мораль: формулируйте свои требования как можно точнее :-)
Зайдя за угол Оленьей площади, мы попадаем на Вэйнмаркт — площадь Винного рынка. Красивое название, но за свою долгую историю площадь успела побывать и первой городской рыночной площадью, и рыбным рынком, и лобным местом.
В юго-западном углу Weinmarkt находился городской суд, с балкона которого зачитывались приговоры, которые тут же и приводили в исполнение возле липы "правосудия". Обязательная для таких мест липа росла прямо на площади, но теперь о ней напоминает лишь название одного из здешних ресторанов — Lynden.
Посреди Вэйнмаркт стоит копия древнего фонтана "Гвардейцы", оригинал которого находится в историческом музее. Фонтан, созданный в 1481 году по проекту Конрада Люкса, представляет собой восьмиугольную готическую колонну с фигурой святого Маврикия наверху.
Каждую сторону колонны подбирают статуи свирепых воинов в доспехахА Люцерн тем временем говорит с нами уже стихами! Текст красуется над огромной фреской, которая посвящена первому чуду, сотворенному Христом во время свадьбы в Канне Галилейской. Это когда Иисус обратил воду в вино, если кто забыл.
Начиная с 15-го века на площади Weinmarkt происходили многодневные пасхальные празднества, во время которых регулярно разыгрывался сюжет "Первого чуда в Канне". Идея проведения этих религиозных спектаклей-мистерий принадлежит Братству Тернового Венца.
Здесь же ежегодно проводились и городские карнавалы с участием музыкантов и уличных артистов.
Вот об этих событиях и призвана напоминать фреска, созданная художником Эдвардом Рингли в 1928 году. За помощью с переводом надписи мне пришлось обратиться к Ирине. Текст приблизительно (очень приблизительно) следующий:
"Во время Пасхи на Вайнмаркт — для народа здесь театр.
Когда Фастнахт, то место это — для актеров и поэтов..."
О том же рассказывает и настенная роспись Хьюго Бахманна (Hugo Bachmann), выполненная в 1956 году. Она изображает музыкантов и актеров, которые выступали здесь в дни карнавала.
Однако, это далеко не всё. Другие здания на Винном рынке расскажут иные истории. Их фасады тоже покрыты "говорящими" броскими росписями.
Среди них стоит обратить внимание на Müllersche Apotheke. Эта аптека существует здесь с 1530 года.
Мне понравилось четверостишие, найденное в интернете. Только поэтическим натурам дано в нескольких строчках описать увиденное:
А стены аптеки расписаны так,
Как-будто бы храм алхимической тайны —
Весов колдовских засекреченный такт
В пропорции снадобий меры случайной...
Интересное изречение на латыни, неожиданное, а может, наоборот, очень подходящее для такого заведения, как аптека, написано прямо над её эркером:
AMOR MEDICABIS = LIS NVLLIS HERBIS
оно означает "Нет никаких трав, которые могут вылечить от любви", или проще "нет лекарства от любви".
Южная часть площади занята домами городской знати, которые были построены в 16-м веке, а отреставрированы и украшены росписью в 19-м. Одна из самых затейливых фресок (1893 г.) украшает отель "Hotel des Balance". На фасаде — настоящий средневековый парад воинов в богатых одеждах.
До того, как в здании открылся отель, оно служило Ратушей, зданием Суда, головным офисом Стрелкового общества и цехом Гильдии торговцев пряностями.
Что ж, увидеть получилось много, но это далеко не всё, что может рассказать о собственной истории удивительный Люцерн.
В переулках старинного центра ещё много расписных фасадов.
Фрески древние и современные, цветные и черно-белые, тончайшей работы, словно выполненные чернильным пером и яркие, нанесённые размашистыми мазками. Каждая по-своему прекрасна, а все вместе они создают особую атмосферу и передают неповторимый городской характер.
Ещё о Люцерне:
Дорога, озеро и лев
"Кино" позапрошлого века
Ледниковый сад
Пляска жизни