Уверен, что большинство блоггеров уже побывали в речных круизах. И лишь малая их часть еще не успела приобщиться к этому ленивому и неспешному отдыху на воде, именно для них я решил написать отчет. Итак, корабли плавают не только по морю, но и по рекам — написал складно, но невероятно банально. А уж если моряк услышит, так вообще обидится и с презрением скажет: «плавает дерьмо в проруби, а корабли ХОДЯТ!» Ладно, продолжим — суда бывают разные: большие и маленькие. Похоже, лавры капитана Очевидность сегодня не дают мне покоя, хотя, от истины не уйдешь: чем больше судно, тем оно более современное, соответственно более комфортное. Обратная сторона медали — чем больше и новее, тем дороже на него путевки. Обычно по нашим рекам ходят 2-3-4 палубные суда, часть из них уже настоящие старички 58-62гг выпуска, но если судно после реновации, все не так плохо. Наш первый длительный речной круиз был волшебным образом выигран мною семь лет назад. У нас была каюта люкс, понравилось безмерно, очень хотелось повторить, но ждать пришлось долго. Шанс выпал в год 100-летия Октябрьской революции, когда не удалось вырваться за границу на майские праздники. По такому случаю решили пройти круизом по маршруту Москва-Углич-Ярославль-Тутаев-Мышкин. Что радует, в стоимость круиза были включены экскурсии во всех городах, это случается не всегда.
Наш нынешний кораблик Тимирязев был пониже классом, 3х палубная посудина оказалась моим престарелым ровесником, но внутри все было относительно пристойно. Приличные каюты, в которых даже свой туалет имеется и холодильник в придачу, давно раскупили предусмотрительные круизеры. А нам досталась каюта, похожая на узкое и тесное купе ж/д вагона с койками в два яруса и крошечным умывальником. Туалет «типа гальюн», был на улице. В отзывах читал, что кормежка на таких круизах может быть очень хреновой, но все оказалось очень неплохо. За каждой палубой закреплен свой ресторан, часто бывает, что питание в две смены, их тоже надо выбирать заранее. Еда не похожа на такой привычный и любимый нам all inclusive, но три раза кормят по расписанию, да еще и компот дают: разнообразно, вкусно и питательно. Конечно, огорчало отсутствие лобстеров, омаров и сыра бри, а также шампанского на завтрак, но человек быстро привыкает к любым лишениям, так и мы смирились. На некоторых рейсах можно даже выбирать блюда на завтра, но это был не наш случай.
Из Москвы суда уходят с Северного речного порта. Во времена социализма его называли портом пяти морей. Как нынче, не знаю, но до двух морей добраться можно точно — суда до сих пор ходят до Балтики и почти до Каспия. Величественный в прошлом Речной вокзал в руинах — реставрация никогда не закончится, но причальные стенки целы и кораблики, один за другим отваливают в рейсы под Прощание Славянки. В отличие от заграницы, у нас еще не додумались отбирать спиртное при посадке, и этим надо воспользоваться, бар на борту есть, но его посещение быстро пробьет дыру в бюджете. На борту встречают хлебом-солью, каюты уже известны при бронировании, потому народ расселяется быстро. Чем выше палуба, тем круче номера. Единственно, что надо учитывать при выборе даже элитных кают — это близость к музыкальному салону, дискотеке и бару — музыка за стеной до самой ночи может отравить самый лучший отдых. Идеально подходят каюты в середине судна. Самая нижняя палуба на границе ватерлинии дипломатично называется платформой, там сыро и размещаются самые неудобные каюты, плюс шум от двигателей, а еще и иллюминаторы вместо окон.
Чтобы туристы не скучали их развлекают в духе дома отдыха «Кому за…«: утренняя зарядка, песни под баян, танцкласс, для тех, кто еще способен двигаться, игры для детишек, вечером концерт местной агитбригады и дискотека. Если погода хорошая, можно просто сидеть на палубе и созерцать лесистые берега, неспешно проплывающие мимо. На первый взгляд скучно, но очень расслабляюще. Морские суда идут по морю быстро и ходко, а вот речные тащатся, как черепахи — медленно и неспешно, зато качки не бывает. Первоначально это раздражает, а потом привыкаешь и впадаешь в негу и расслабон.
Кстати, на счет пяти морей, тут все непросто — от Москвы до Волги около 120 км, на машине ерунда — два-три часа, а вот судну требуется 14–15 часов. За это время приходится преодолеть шесть шлюзов, и только в районе Дубны выйти к великой русской реке. Разница уровней Москвы реки и Волги составляет метров сорок, череда шлюзов позволяет благополучно опустить судно до нужной отметки. Интересное сооружение шлюз — идешь по каналу, и вдруг стоп-машина: ворота перед носом. После остановки закрываются ворота позади, и вода начинает потихоньку уходить, а судно опускается вместе с водой на 8–12 метров вниз. В итоге корабль оказывается в огромном и глубоком бетонном коробе, затем открываются передние ворота и продолжаем путь. Первые сутки круизера начинаются вечером, всю ночь проходим шлюзы, к середине дня видим Калязин со знаменитой колокольней, торчащей посреди реки на островке.
И лишь к вечеру приходим в Углич, золотые маковки его церквей заметны сразу. Чтобы попасть в город, надо преодолеть очередной шлюз, а затем по каналу пройти к причалу, он напротив знаменитой церкви на месте убиения царевича Дмитрия. Какая же обида, что первая половина дня стояла приличная погода, а ближе к городу налетели черные тучи и пошел дождь.
Городок Углич крошечный, но интересный, в экскурсию входит посещение Кремля, жаль стен его не сохранилось, зато осталась жемчужина — Церковь царевича Дмитрия на Крови. Нынче это музей с невероятно красивой росписью, но фото внутри за дополнительные бабки. Именно на этом месте погиб последний Рюрик — царевич Дмитрий. До сих пор остается тайной, убили отрока, или сам себя мальчик жизни лишил в припадке эпилепсии, когда играл с ребятами в ножички. Тайна эта навечно останется неразгаданной с мая 1591 г. Именно с тех трагических событий началась великая российская смута и нашествия проклятых ляхов. На территории Кремля действует Храм Преображения Господня и Похвалы, его внутреннее убранство не производит особого впечатления. На экскурсии нам достались самые темные тучи, шквальный ветер и дождь, порой казалось, что начинается ураган. Ветер вырывал зонты из рук, капли дождя заливали объектив. Но через час чуть распогодилось, и мы успели заглянуть в Богоявленский монастырь, там идет масштабная реставрация, и завершение строительства новой колокольни. Углич считается сырным городом, но вкусного сыра обнаружить не удалось. На осмотр всего города достаточно 2–4 часов, не более.
К вечеру на борт пришло известие о том, что шлюз в районе Рыбинска давно сломан, но капитан — старый речной волк, заверил, что он обо всем договорился и шлюз починят к нашему прибытию. Кэп не обманул, и ранним утром яркое солнце разбудило всех пассажиров пораньше. Ярославль приветствовал туристов прекрасной погодой — холодный и сильный ветер при ясном небе и сияющем солнце.
У причала Ярославля уже ждали автобусы, гид поздравил группу: мы были первыми, кто проскочил шлюз после ремонта. Круизеров катали три часа по всему городу с посещением местного «Кремля». Он только похож на Кремль, а на самом деле Спасо-Преображенский монастырь. Именно в этих стенах в свое время нашли список «Слова о полку Игореве». Здесь же, в период лихолетья 1611-13гг, чеканили русскую монету, ведь город в те годы выполнял функции столицы Руси. Тут формировалось второе ополчение во главе с Мининым и Пожарским. С раннего утра в монастыре не так много народа, но с каждой минутой групп все больше, к середине дня уже толпы. На звонницу, стоящую в центре монастыря, можно забраться за 250 рублей, но когда я собрался, уже стояла большая очередь. Со стороны р. Которосль, установлена Часовня Казанской Божией матери в форме ракеты. Та самая, изображение которой на каждой купюре в тысячу рублей, рядом с ней все фотаются. А с другой стороны монастыря на большом камне установлен медведь — главный символ города, он иногда ревет и пугает туристов.
Интересен огромный новодельный Успенский собор, на высоком берегу Волги. Он относительно недавно построен на деньги всего одного строителя-мецената. Достроить храм очень торопились к юбилею города, но полностью не успели. Молодец мужик — совершил богоугодное дело, а заодно и свое имя обессмертил в веках. С высоты набережной открывается потрясающий вид на стрелку, там, где установлен памятник 1000-летию Ярославля.
Заканчивается экскурсия на Советской площади у городской Думы и церкви Ильи Пророка. Дума в выходной закрыта, да и делать там нечего, а вот зайти в церковь обязательно — это музей, красивее росписей на стенах и потолках я еще не видел. Церковь строили на деньги богатейших купцов Скрипиных, в знак особого расположения патриарх пожаловал церкви лоскут от ризы Христа, теперь он хранится в шатровом Ризоположенском приделе. Что интересно, в те времена в подвалах купеческих церквей хранились товары самих купцов, и никто не считал это нарушением церковного устава.
Теперь самое время пройтись пешком по малому историческому кругу: пешеходная ул. Кирова, там заходим в кафе, пьем кофе и греемся. Далее заглядываем в Депутатский пер. полюбоваться необычной Сретенской церковью, возвращаемся на Кирова и идем до Знаменской башни. Там же, на пл. Волкова любуемся первым в России национальным театром — Театр драмы, затем по Первомайской спускаемся до Гостиного двора и Ротонды. По Депутатской улице идем до часовни Александра Невского, и можно возвращаться к набережной Волги. На Депутатской обнаружили кото-кафе «КОфеТерий», времени сидеть там уже не было, попросил сделать несколько фото, но получил вежливый отказ: вечером деньги, утром — стулья, тьфу: сначала билеты, потом фото.
По дороге в порт, на бегу заглянули в Ярославский художественный музей на Волжской набережной, он размещен в красивейшем особняке, а в его парке выставлены странные скульптуры. За десять минут до отплытия запрыгнули на борт: впереди нас ждет Тутаев. И блаженно засели за обед: салатик, первое, второе, компот, а отплытия все нет. Влетает директор круиза, и обухом по голове: «после ремонта Рыбинского шлюза пристани Тутаева затоплены, экскурсии не будет, пока стоим в Ярославле…" Вот это подстава!!! Я тут же побежал на берег смотреть знаменитый планетарий, тот самый, под патронажем самой Терешковой. Архитектура строения очень примечательная и необычная, внутри крошечная космическая выставка и несколько интерактивностей — детям будет интересно, взрослым не очень.
А жена в это время завалилась спать, до чего же сладко придавить подушку после обеда. Детей силком отправляют на тихий час, им это не нравится, они мечтают стать взрослыми, а в зрелости так хочется вздремнуть днем, но никто не позволяет. Эх, вернуться бы в детство — такая вот диалектика… Пасторальные виды берегов Тутаева медленно проплыли мимо нас, а мы полюбовались ими с борта теплохода. В лучах заходящего солнца церкви с колокольнями картинно отражались в почти неподвижной волжской воде — до чего же красивы наши неброские российские просторы.
По вечерам скучать не приходилось: ужин, небольшой концертик, танец живота и дискотека. В нашем рейсе попалась необычная парочка женщин — одна молодая, невысокая и худая, а другая совсем наоборот. Они привезли с собой метелки Pom Pon, которыми махают черлидершы, и размахивали ими везде. Апофеозом стал вечер, когда молодушка хлебнула для храбрости огненной воды и решила не только людей посмотреть, но и себя показать. Под очень короткую юбку она одела черные чулки, и давай кренделя на танцполе выделывать, сверкая заголенными ляжками. Женщины поджимали губы, мужики иронически усмехались, а дети ржали в голос: вечер, однозначно, удался. Ночью шли по Рыбинскому водохранилищу, оно немного похоже на море, поэтому судно чуть-чуть покачало, но не сильно.
На третий день с утра намечена «Зеленая стоянка» — в жаркое время приятная опция, в начале холодного мая — бесполезна трата времени и денег. По расписанию приход в 8–00, в реальности пришли на четыре часа раньше, очень удивляет такое ускорение. Рядом с причалом хорошо оборудованный пляж, он так и манит искупнуться, но не сегодня — солнце светит, но не греет. На градуснике всего +3-4С, а мы не моржи, моржи не мы!, да еще напрягает табличка «Купаться запрещено». Поэтому туристов разводят на совершенно бездарную экскурсию в соседнюю деревню всего-то за 700рэ. Я отказался, а жена поехала, повелась на сыроварню — разочарование полнейшее. Чтобы убить время, я направился в недалекий «зоопарк», животных там мало и совсем не интересно, но 200р отдай, не греши. Бедные лисы мечутся в тесных клетках, жалко их; енот спрятался на потолке, лишь бы его не трогали. Страусы похожи на двуногих лошадей, без устали снующих по просторным загонам, их длинные шеи в постоянном движении и напоминают змей. От скуки заглянуть можно, тем более, что автобус бесплатный.
К обеду отчалили и через пару часов пристали в городе Мышкине. Город — это очень громко сказано, скорее деревня. По легенде местный князь охотился в этих местах, да прилег вздремнуть на травке. Разбудила его наглая мышь, пробежавшая по лицу. Князь был в гневе, но увидев ядовитую змею у своего изголовья, быстро сменил гнев на милость и повелел заложить город. У краеведов своя версия — местные племена жили на узком мысу, который называли мыш, так и возникло название. Проживает здесь менее шести тысяч жителей, и все они заточены под туризм. Молодцы аборигены — из ничего создали потрясающе мышиный бренд. Чудеса и веселуха начинаются с причала, там ростовые живые куклы Кошка и Мышка выдают уморительное мини-представление на мотив «Все хорошо, прекрасная маркиза». Прямо на площади перед причалом множество лотков с сувениркой, копченой и вяленой рыбой. Рыбка недешевая, но исключительно красивая и вкусная, в магазине в два раза дешевле, но вкус совсем не тот.
Крутой подъем ведет к Кафедральному собору Успения Божией Матери, его громада непропорционально возвышается над невысокой застройкой. Совершенно не ясно, зачем в крошечном селении строить столь огромный собор, да еще проект заказывать итальянцу. Не понять нам местное купечество начала 19 века, особенно при том, что неподалеку стоит старинный Никольский собор. Храм сохранился чудом: когда босяки решили взорвать святыню, председатель коммуны сказал: «мужики, у нас столько мусора на улицах не убирается, так церковные обломки мы никогда не вывезем…" Убирать дополнительный мусор никому не захотелось. При коммунистах на колокольне устроили водокачку, а в храме льняной склад. Нынче собор восстанавливают, а на колокольню можно забраться каждому, что мы с женой и сделали — виды сверху замечательные.
Пройтись по узким улочкам, до сих пор хранящим купеческий дух прежних веков, одно удовольствие. Прибыли мы в канун дня Победы, показалось, что в городок вернулась Советская власть. Такого количества красных флагов на улицах уже давно не видел, прямо ностальгия одолела по социалистическому прошлому. А еще для круизников устраивали мини-митинги памяти у мемориала Победы, отвыкли мы от этого, но трогает почти до слез… С высокого берега открывается великолепный вид на реку. Поражает столпотворение у причала, который рассчитан лишь на одно судно. А в этот вечер пришло целых семь кораблей. Им пришлось швартоваться бортами друг к другу, такой связки кораблей одновременно никогда не видел.
По городку запланирована экскурсия. На первый взгляд — ну чего интересного можно рассказать о местном льне? Но гид столько примет и столько поговорок сообщила, что показалось, будто экспонаты «ожили». Музей валенка — маленький и очень интересный, но без гида впечатления будут не те. Вершина креатива этого музея — тюремный валенок с маленькими решетками и замочками. Потом экскурсия на мельницу, я сразу стал озираться, где же ветряк, а его нет, стоят лишь деревянные бараки на крутом берегу! Ветряк и речка не понадобились: в 19 веке закупили двигатель, типа дизеля, он прекрасно вертел жернова. Внутри показывают всего одно помещение, где стоят ростовые куклы — мыши, и гид очень интересно рассказывает о каждом персонаже, но предупреждает не трогать куклы. В углу две крупные мыши замерли, внезапно крупный мышь начинает с грохотом вращать жернов, а особь помельче — толочь лен в ступе. Ничего себе техника, думаю про себя, но главный прикол еще впереди, когда гид предлагает сфотаться с ними, а мыши лезут обниматься к туристам. Вот развели, так развели — две мыши оказались живыми! Прикольный факт — местная самогонка от мельника называлась косорыловка. Представляю, из какой гадости ее гнали, и каково было ее пить! Хотя, тут дело вкуса: греки и турки с удовольствием пьют узо, а по мне — настоящий керосин с анисовыми каплями.
Апофеоз — визит в Мышкины палаты http://www.myshkintour.ru/. Снаружи это самый настоящий Мышиный Дворец! Внизу встречают горничные и стражники, потом вводят в тронный зал, где ростовые Мышь-Царь и Царица разыгрывают перед туристами целое представление по мотивам «Федота стрельца — удалого молодца». Потрясающе юморно и прикольно, народ стоит, разинув рот. А в подвалах дворца живут настоящие мыши в вольерах, в том числе и летучие! Городок произвел крайне приятное впечатление, мы уходили от причала на закате, очень романтично было сидеть на палубе, провожая взглядом, уплывающие вдаль городские постройки, подсвеченные заходящим солнцем.
Последние четвертые сутки на борту планировались самыми скучными, ибо почти 30 часов кораблю предстояло идти по реке, водохранилищу и каналу Москвы без единой остановки. Ночь была долгой, а хмурое утро застало нас в шлюзе перед Дубной, после него начинается канал, вырытый руками несчастных политзаключенных в 30гг. На канал, как бусины, нанизаны шлюзы, каждый из которых отнимает больше часа времени. По радио объявили концерт самодеятельности круизеров — мы с женой усмехнулись: будет один участник, но сильно ошиблись. На борту нашлось множество талантов, зрителям так понравилось, что требовали продолжения банкета, но пришлось идти на обед. А после тихого часа организовали еще один концерт, уже силами аниматоров. Необычное получилось мероприятие, ведь сегодня День Победы! Я был уверен, что молодежь аполитична и забыла нашу историю напрочь, хорошо, что ошибся. Песни военных лет пели и стар и млад: в зале воцарилась теплая и трогательная обстановка. А на палубы с насупленного неба моросил дождик и сыпались снежинки — поздняя осень нагрянула под конец весны.
Возврат планировался к полуночи, но кэп расстарался и подогнал судно в столицу ровно в 22–00. Ожидаемо по времени, но неожиданно для туристов, черное небо взорвалось десятками огненных букетов разноцветных салютов, ударные волны канонадой били со всех сторон. Яркие мерцающие облака ежесекундно вспыхивали справа и слева, это был потрясающий салют Победы. Тысячи красных, синих, зеленых и белых звездочек на мгновение возгорались ярчайшим светом, а затем дождем гаснущих искр опадали на засыпающий город. Душа переполнилась восторгом и ликованием, но, где-то в глубине шевелилась печаль. И не понять отчего — от осознания невероятной цены, заплаченной за нашу Победу, или от завершения прекрасного круиза…