Господин Великий Новгород. Часть 1
Прямо от Пешеходного моста начинается Ильина улица, которая пересекает Дворище и угодит вглубь Торговой стороны.
Именно на ней, на Знаменской площади, расположена одна из интереснейших церквей Новгорода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Она знаменита не датой постройки – 1374 год, не своей сохранностью и даже не богатым наружным декором.
Она славится тем, что это единственная в мире церковь, где сохранились монументальные фрески работы Феофана Грека, в том числе полностью роспись купола и барабана.
«О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском». (Из Википедии).
Феофан родился в Византии и жил и работал в Константинополе. В 1370 году Феофан Грек поселился в Великом Новгороде, и восемь лет спустя приступил к росписи церкви Спаса Преображения. И только двадцать лет спустя, в начале 1390-х годов он прибыл в захолустную тогда Москву…
Сегодня церковь работает как музей, билет туда стоит 150 рублей. В церкви можно свободно фотографировать, только просят не включать вспышку. Я ни разу не специалист в религии, иконописи и творчестве Феофана Грека, но признаюсь, я снял там все, что можно было снять. Тут уже не буду ничего писать, просто смотрите фотографии…
Святой Спиридон Тримифунтский Анфим Никомидийский Поликарп Смирнский и Анфим Никомидийский Святая Троица Святая Троица фрагмент композиции Поклонение жертве Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник Богоматерь Оранта Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий Преподобный Макарий Египетский, в круге - Святой Акакий Спас Вседержитель ПантократорПрактически напротив этой церкви расположен Знаменский собор.
В 1354 году на этом месте была возведена церковь Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение» которая, согласно преданию, спасла Новгород от осаждавших его в 1169 году суздальцев. На протяжении трехсот лет икона хранилась в этой церкви. В 1692 году церковь была разобрана, а на ее месте возведен Знаменский собор. Сегодня икона «Знамение» хранится в Софийском соборе, где ее можно увидеть, а Знаменский собор превращен в очередной музей.
Билет туда стоит те же 150 рублей, и, по словам билетерши, там можно увидеть интересные росписи, созданные в самом начале 18 века костромскими иконописцами. Но после Феофана Грека смотреть их было уже неинтересно, поэтому мы просто прогулялись по территории окруженной стеной, с возвышающейся над ней колокольней.
Вернувшись на Большую Московскую улицу,
мы свернули направо – над невысокими домами были видны купола очередных церквей. Первой нам попалась небольшая Климентовская церковь, которая была построена в 1520 году на средства и по заказу московского купца Тараканова.
Немного дальше по улице возвышается церковь Великомученика Дмитрия Солунского с колокольней. Церковь была заложена в 1381 году и освящена в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем в Куликовской битве. Церковь многократно горела и восстанавливалась, так что ее первоначальный вид не сохранился.
Церковь отличается красивым орнаментом. Точное время постройки колокольни неизвестно, но предполагается, что она появилась в районе 1690-х годов, причем дошла до нашего времени практически без изменений.
Еще немного дальше, на противоположной стороне улицы Федоровский Ручей, которая пересекает Большую Московскую, видна церковь Федора Стратилата на Ручью, так же с колокольней. Церковь была заложена в 1360 году и закончена всего за один год. Сегодня храм является классическим памятником новгородского зодчества. Пристройка с колокольней была построена позже, в 17 веке.
В пределах видимости было еще несколько куполов, но Новгород город такой, что там можно идти и идти от церкви к церкви. Мы же развернулись, и пошли в обратную сторону.
На Никольской улице, на которую мы свернули с Московской, обнаружился очередной храм –нарядная церковь Апостола Филиппа с весьма интересной историей. В 1528 году новгородскими и московскими купцами на одном основании были построены две церкви – Филиппа Апостола и Николы Чудотворца. В последующие три века церкви неоднократно перестраивались, в результате слившись в один приход. В последний год 19 столетия церковь Николы Чудотворца полностью разобрали, так что из двух церквей осталась только одна. В хрущевские времена церковь Апостола Филиппа была единственной действующей церковью в городе. На рубеже 70-х годов прошлого века был составлен проект реставрации разобранной церкви, но Москва наложила строгий запрет на расширение единственного действующего храма. Митрополит Никодим без малого десять лет добивался отмены этого запрета, и в 1977 году начались работы по восстановлению. В результате обе церкви были восстановлены такими же, какими они были в 16 веке…
Оттуда мы вернулись к набережной, посмотреть, как выглядит Волхов и Кремль из этой части города. По дороге нам попалась еще одна церковь очень интересной архитектуры –Михаила Архангела на Торгу. Двухэтажная галерея с колокольней соединяют церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения. Такой вид комплекс обрел в районе 1300-х годов. В конце 18 века церкви очень сильно пострадали от пожара, и в начале 19 века от них остались одни руины. Позже церкви с галереями были восстановлены, но ненадолго, им сильно досталось во время войны. Сегодня они тоже находятся не в лучше состоянии.
Церковь стоит недалеко от волховского берега и крутой гостиницы «Россия», фасад которой выходит на Волхов с Кремлем на противоположном берегу, и на совершенно неблагоустроенную территорию перед ней. Собственно, там находится пустырь, заваленный грудами песка и каким-то мусором. Мда… Но зато с этого места открывается вид на весь Кремль.
Пока мы гуляли по Торговой стороне Новгорода, погода снова начала портиться, голубые просветы на небе затянуло тучами, и то и дело шел дождь. Когда мы вышли на Пешеходный мост, дождь уже припустил не на шутку.
В общем, когда мы зашли на территорию Кремля, дождь поливал вовсю. Нам опять не удалось спокойно погулять по самому интересному месту города! Щелкнув пару кадров Звонницы и высоченную Евфимиевскую Часозвоню – один из символов Новгорода,
мы, прячась от дождя, поскакали в Софийский собор.
Как я уже говорил, фотографировать там нельзя. Но зайти туда не только можно, но и нужно!
Проведя некоторое время в соборе, мы вышли под так и не прекратившийся дождь, и, что делать, пошли догуливать по Кремлю. Подняться на стены и на башню Кокуй нам не удалось – все было закрыто, видимо, снова несезон. Мы еще раз прошлись мимо Тысячелетия – дождь снова не дал нам его ни толком рассмотреть, ни сфотографировать,
и мимо Вечного Огня вышли к интересной Покровской церкви, которая, как казалось, вырастала прямо из кирпичной стены под Покровской башней в западной части Кремля.
Первые упоминания об этой церкви встречаются в летописях 1305 года, но современный вид церковь получила при перестройке в 1692-93 годах. Тогда церковь Покрова Пресвятой Богородицы становится одной из главных церквей Новгородского Кремля и домовым храмом воевод. В конце 18 века Покровская башня становится тюрьмой, а церковь – тюремным храмом.Практически напротив Покровской церкви, ближе к восточной стене, сохранилась еще одна небольшая церквушка – Андрея Стратилата. Когда-то на этом месте стоял большой храм Бориса и Глеба с отдельным приделом Андрея Стратилата. В начале 17 века Новгород был захвачен шведами, во время военных действий собор был сильно разрушен, и в 1682 году окончательно обрушился и был разобран. А сохранившийся придел был расширен и превращен в отдельную церковь. В начале 19 века церковь была очередной раз перестроена и отремонтирована. Внутри церкви сохранились фрески 16-17 веков – времен существования Борисоглебского храма.
Время было пятый час, поезд у нас был около девяти вечера, холодный дождь и не думал заканчиваться – вот ведь незадача! Что еще оставалось делать – мы пошли в музей… )
Если кто вдруг не знает, то прямо за памятником Тысячелетия расположено главное административное учреждение Новгородской губернии – Здание Присутственных мест, построенное в 18-19 веках. Сегодня это главное здание Новгородского музея-заповедника.
Туда-то мы и отправились. Увы и ах, музей работает до шести часов, мы же туда пришли около пяти. Ребята, сколько же там всего интересного!!! Археологические находки, берестяные грамоты, отдельные выставки «Клады» и «Русская икона» (иконы занимают целый этаж). И у нас всего час времени! Мы шли по музею галопом, хотя, без всяких усилий, там можно было бы провести часа три-четыре. Это ужасно! Хотелось рассматривать каждый экспонат, а приходилось просто мельком бросать взгляд на витрину и бежать дальше… В общем, я могу дать такой совет – музей обязателен к посещению и закладывать на него надо минимум три часа!
Меня поразили берестяные грамоты, коих там довольно много. Очень интересные свидетельства жизни людей несколько сотен лет назад. Мне почему-то казалось, что их использовали для какой-то серьезной переписки, но изрядное количество грамот напоминают современные смс-ки…
Кстати, только на чтение перевода этих грамот можно потратить час-другой! Вот содержание одной из грамот 14 века: «Поклон от Семена к невестке моей. Если ты не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети. Возьми солоду горсть, а муки сколько нужно. Да когда будешь печь, лишнего не расходуй, чтобы потом не оставалось. А мясо возьмешь в сеннике. И еще насчет Игната: ты ему рубль-то все-таки дай.» Мне кажется, это звучит изумительно! Представляете, это писалось где-то шестьсот лет назад!
Еще меня очень заинтересовали монеты, найденные в многочисленных кладах, многие из них, не побоюсь этого слова, раритетные.
Это сребреники Владимира – первые русские серебряные монеты 10-11 веков. Сребреники чеканились князьями Владимиром Святославовичем и Святополком в Киеве и Ярославом Мудрым в Новгороде. Монеты эти чеканились недолго, и в небольшом количестве, что делает их нумизматическими редкостями. Цена на аукционах на них доходит до нескольких тысяч (а то и десятков тысяч) долларов. То есть, даже просто увидеть такую монету – это уже очень интересно!
Еще одна раритетная монета – это первый русский рубль 1654 года, отчеканенный Алексеем Михайловичем Тишайшим в ходе проводимой им денежной реформы. Кстати, понятие «рубль» использовалось на Руси с 13 века, что делает нашу валюту старейшей в мире после британского фунта. По разным причинам, таких рублей было отчеканено около 5-6 тысяч штук, а до нашего времени сохранилось всего около сорока экземпляров, большая их часть находится в музейных коллекциях.
Ефимками назывались западноевропейские талеры, ходившие на территории Руси в те времена в связи с нехваткой своей монеты. Название они получили от первых иоахимсталеров, чеканившихся в городе Йоахимсталь в Богемии (современной Чехии). Талеры ходили как сами по себе, так и использовались для чеканки своих монет – тот же рубль чеканился из «талерного» серебра. На некоторые талерах чеканили клеймо – всадник с копьем и дату – 1655 – такие монеты называются «ефимок с признаком». Такая монета стоила 64 серебряные копейки – именно такое количество серебра было в тогдашних талерах. На фотографии ефимка видны гладкие поверхности – в этих местах, с противоположной стороны монеты, выбиты клейма.
Тут можно увидеть новгородку, или новгородскую деньгу. Их начали чеканить в Великом Новгороде с 1420 года. Первоначально масса новгородки была примерно 0,94 грамма – из 204-х граммовой гривенки серебра чеканили 216 таких монет. На лицевой стороне монеты изображен новгородский «вотчинник», принимающий дары от стоящего перед ним новгородца, а на оборотной стороне можно увидеть надпись «Великого Новгорода».
На этой фотографии представлены различные европейские серебряные солиды весьма грубой чеканки. В 11-12 веках такие солиды были широко распространены в Европе. В Германии он равнялся 12 пфеннигам, во Франции – 12 денье. Со временем в Италии солид превратился в сольдо, в Испании – в суэльдо, в Германии в шиллинг, а во Франции – в су.
Тут лежат красивые европейские талеры 16-17 веков. Увеличьте фотографию, и посмотрите, какая отличная чеканка, какие великолепные портреты!
С трудом оторвавшись от старинного серебра,
мы побежали на второй этаж, на выставку «Русская икона». Тут вообще можно было зависнуть надолго, с учетом, что я мало что в этом понимаю. Практически на бегу удалось сделать несколько фотографий…
Увы и ах, но в шесть часов теплый, сухой и интересный музей пришлось покинуть. Погода продолжала радовать – на улице валил мокрый снег, сопровождающийся сильнейшим холодным ветром. Подгоняемые ветром, мы выскочили из Кремля, и затормозили только у ряда уже закрывающихся сувенирных палаток, раскинувших свои сети на Сенной площади. К счастью, среди них нашлось работающее кафе, которое так и называлось – «Кафе на Сенной». Именно в нем, под свежайшего судачка, мы и скоротали время до поезда.Одним словом, для посещения я могу рекомендовать не только великолепный Великий Новгород где есть много всего чудесного - даже универсальные но не универсальные зарядные устройства, но и вышеупомянутое кафе! ))