Я уже рассказывала о том, как все мои планы и ожидания, нежно лелеянные целый год, лопнули в один момент, когда на просьбу об отпуске в конце февраля я получила отказ. Это случилось аккурат после новогодних праздников, и почти весь следующий месяц прошёл в жестокой борьбе с разочарованием и подступавшей апатией. Но тут очень кстати на глаза мне попалась реклама карнавального тура в Швейцарию, где празднование, как ни странно, проходит неделей позже установленных во всем католическом мире сроков.
Это было настоящей удачей, за которую мы немедленно ухватились. И всё же я постоянно задавалась вопросом — как такое вообще может быть? В смысле, почему Фаснахт в Базеле — самый масштабный карнавал Швейцарии — проводится в то время, когда все страны Европы уже отплясали, да и русская Масленица осталась позади? Великий Пост уже наступил, а тут вовсю рядятся, гуляют, балагурят и запивают пивом жареные колбаски! Чтобы это понять, пришлось покопаться в истории.
Слово Fasnacht (здесь пишут без буквы t в середине) означает "Ночь Великого Поста" от глагола fasten — "поститься". Как и прочие карнавалы, Фаснахт зародился в средние века, когда обильные пирушки устраивали из необходимости подъесть все скоропортящиеся продукты, такие, например, как мясо и рыба. Ведь именно на их потребление во время поста налагался запрет, и подобные припасы в отсутствие холодильников долго сохраняться не могли.
Но хотя традиции пирушек и народных гуляний накануне поста уходят корнями в глубину веков, точно известно, что эти празднества всегда проводились, неукоснительно следуя церковному календарю. Вот тут-то и кроется один нюанс...
Не хочу никого грузить церковными хрониками и делами, в которых сама вообще не разбираюсь, так что изложу предельно упрощенный вариант. Существовали определённые даты начала Великого Поста, утверждённые Никейским собором 325 года. В 1091 году эти даты сместились почти на неделю — по решению Беневентского собора. Какие у них там были вычисления нам не важно, надо только понять, что вот уже более тысячи лет пост начинается на шесть дней раньше того, что был "по старому стилю".
А теперь представьте, что некоторой части простолюдинов и лапотных крестьян в далёком 1091 году про решение Беневентского собора было неведомо, ну, попросту не дошло, и они продолжали устраивать карнавал, как привыкли. Легко! Но со временем духовенство, конечно, позаботилось о том, чтобы празднества проходили, когда нужно, то есть по "новому стилю".
По какой-то причине в Базеле и окрестностях порядок так и не был наведён. Здесь устраивались два карнавала: один официальный, признанный церковью, — его отмечали состоятельные горожане и знать, а другой через неделю — крестьянский, по старому стилю. И так продолжалось почти 500 лет!
Вообще-то, если приживается традиция праздновать что либо дважды, по старому и по новому стилю, её так просто не вытравишь. Уж нам ли этого не понять!
Интересно другое. В начале 16 века в землях нынешней Швейцарии победила Реформация. Реформаторы или протестанты боролись, как известно, против всего красивого, что есть в религии. Рушили скульптуры в храмах, уничтожали фрески, карнавалы тоже запрещали, как шутовство и безбожное занятие. Кроме того, они отменили пост, сделав предшествующие ему увеселения, естественно, излишними.
Итак, официальный карнавал в Базеле был отменён, но что же со вторым, "крестьянским"? А попробуйте-ка, объясните упрямому и неграмотному мужику, что праздника не будет! Простолюдины нигде и никогда не были излишне богобоязненны и законопослушны, а баслеры к тому же отличались гордым нравом и склонностью буянить. Так что боролись реформаторы с базельским Фаснахтом, боролись, да и сдались.
Так "крестьянский" фаснахт стал по сути единственным карнавалом в протестантском мире.
Власти, конечно, не оставляли попыток запретить хотя бы частично те или другие обычаи этого уличного гулянья, видя в нем постоянную угрозу беспорядков и стихийных народных выступлений. Их можно понять. Во время карнавалов процветало безудержное пьянство, шумовые эффекты, драки и разные опасные забавы, а любимыми масками были всяческие "дьявольские" рожи, вроде костюмов козла, чёрта и дикаря.
В середине 16 века были запрещены шествия с флейтами и барабанами, а в начале 18-го под страхом телесного наказания запретили переодевания и ношение устрашающих масок. Но каждый из таких запретов продержался недолго — дух народного праздника был неистребим.
Сегодня все разрешено, но взято под строжайший контроль. Нынешний Фаснахт — самый организованный и упорядоченный карнавал Европы со множеством правил, за соблюдением которых следят сами участники. В частности следят, чтобы их праздник не называли карнавалом или фастнахтом (с буквой т) — "мы не в Германии!"
Свой Фаснахт баслеры считают совершенно особенным, ни на что не похожим мероприятием и очень им гордятся.
К шествию допускаются только клики выступающих — гуген-музыканты, одетые в продуманные костюмы и традиционные маски флейтисты и барабанщики в сопровождении капельмейстера.
В состав каждой клики входят только коренные баслеры. Все остальные могут быть лишь зрителями, и это разделение на участников шествия и зрителей в Базеле очень строгое. Зрителям нельзя появиться на карнавале с раскрашенным лицом, нацепить клоунский нос, шутовской колпак или упаси боже, полумаску вроде венецианской. Это дурной тон.
Все карнавальные общества и музыкальные группы обязаны зарегистрироваться в карнавальном комитете и получить разрешение на участие в фаснахте. В последние годы таких разрешений выдаётся порядка 20 тысяч! Добавьте к ним неучтенные тысячи гостей карнавала, и оцените его масштабность.
Эти три сумасшедших, красочных и мистических дня в Базеле ценят и любят так сильно, что иногда называют "пятым временем года".
Ещё материалы про базельский карнавал:
Кто такие Ваггис и зачем нужны "Плакетте"