Вступление.{json}{"ap_id":562731}{/json}
Случилось так, что прикупил я себе сканер. И когда я отсканировал все, ради чего он был приобретен, то вспомнил про мои малазийские фотографии, которые я снимал еще на пленочный фотоаппарат. Фотографии были так себе по качеству, сканер тоже не фонтан, так что получилось ровно то, что получилось. Но зато у меня сохранился оригинальный текст, который теперь я имею возможность проиллюстрировать. Как бы то ни было, но эта поездка сильно повлияла на мою последующую жизнь, в основном в плане путешествий. Я до сих пор вспоминаю ее с удовольствием и ностальгией — еще бы, в те времена я еще не был таким «зажратым», и многое, на что сейчас я не обращаю внимания, тогда мне казалось прекрасным и удивительным…
Поездка эта случилось в 2004 году, так что цены, курсы и прочие ориентиры могли измениться. Сегодня один доллар стоит около 4,5 ринггит, а в те далекие времена за него давали примерно 3,8 ринггита. Чтобы был понятен мой смутный очерк — я прилетел в Куала-Лумпур, пробыл там три дня в гостях у одного товарища, с которым познакомился в интернете, и который пригласил меня в гости, потом на ночном автобусе поехал на острова под названием Перхентианские. Архипелаг состоит из двух основных островов — Перхентиан Безар (большой) и Перхентиан Кечил (маленький). Я был на Кечиле. Острова находятся недалеко от восточного побережья Малайзии, в ее северной части, неподалеку от тайской границы. Проведя там некоторое время, я на автобусе переехал на западное побережье, откуда уплыл на Лангкави. Оттуда уже на самолете вернулся в КЛ, и потом в Москву.
Текст заметки оригинальный, был написан после возвращения. Сейчас он подвергся лишь небольшой редакции…
Поехали!)
В Малайзии я был в первый раз, самостоятельно (без турагентств) тоже в первый раз, и один тоже впервые. Так что почин был велик.
Итак, маршрут был таким: Москва-Ташкент-Куала-Лумпур (узбекскими авиалиниями), Перхентианы, Лангкави (автобусы), Лангкави- Куала-Лумпур (Air Asia), Куала-Лумпур -Ташкент-Москва (узбеки) с четвертого по двадцать первое октября 2004 года.
Билеты (в КЛ) брал в агентстве Оптимал, месяца за полтора до вылета, платил 18900 рублей со всеми аэропортовскими сборами, как мне сказали. По дороге из Ташкента квасил виски с ребятами из Красноярска, так что полет прошел нормально. Самолет был полупустой, я пытался спать на двух креслах, но получалось плохо. В Лумпуре не было никаких заморочек, шлепнули в паспорт штампик, и гуляй. От паспортного контроля до места выдачи багажа надо ехать на автоматическом поезде. Я получил багаж, там же около выдачи багажа в автоматической кассе (их везде полно) купил билет за 35 ринггит на KLIA Express до станции KL Sentral, где я договорился встретиться с Амиром (мой знакомый, который и соблазнил меня Малайзией). Жил три дня у него, так что ничего конкретного по размещению в Лумпуре не скажу. Зато посмотрел, как живут местные с доходами средней руки… Не фонтан, должен заметить. Хотя, смотря с чем сравнивать.
Достопримечательности, которые мне удалось посетить в столице:
Menara Tower -15 ринггит, не понравилось. Слишком высоко, толком и не видно ничего.
Петронасы — бесплатно, пришли около 12, билеты взяли на два часа — вид с мостика гораздо интересней чем с Менары, да и сами строения впечатляют, особенно ночью.
Парк птиц -35 ринггит, огромная территория, полно птиц в клетках и без, интересная территория с озерами, фонтанами и т. д. Запросто можно зависнуть на полдня, и если есть хоть какой интерес к живой природе — то рекомендую посетить.
Batu Caves — к сожалению, были там уже вечером, было темно, но интересно. Пещеры огромные, внутри всякие разноцветные индуистские скульптуры, можно фоткать — прикольно. Но 272 ступеньки ведущие ко входу в пещеру немного утомляют.
Genting Highlands — 50 км на северо-восток от Лумпура, можно ехать на такси (не знаю за сколько, меня отвезли на машине на халяву), еще туда ходят автобусы, по-моему с Путры. Едешь до Cable Car, и по ней за полчаса и 8 ринггит поднимаешься на гору, где есть пара дорогих отелей, и то, что местные называют Диснейлендом. Диснейленд есть крытый и открытый, там куча разных аттракционов, сувенирных магазинов и т. д. Билеты на посещение всего, что там есть в неограниченном количестве стоят около 40–45 ринггит. Можно провести полдня и больше, особенно если с компанией или с детьми. Парк расположен в горах, и чаще всего там прохладно, а в тот день было просто холодно (я, честно говоря, подмерзал). Плюс ко всему, в тот день был жуткий туман.
Было интересно ехать на канатке (ничего не видно, из тумана выныривают встречные кабинки, под тобой джунгли в тумане, и сам, как тот самый ежик), и кататься на американских горках, так как сидя посередине поезда, его начала уже видно не было, и куда его в следующий момент крутанет — тоже не известно. Самая фишка в этом месте — это Snow World, где за 25 ринггит можно 40 минут при температуре -13 градусов прыгать на искусственном снегу среди кусков льда, и кататься с горки. Местные в восторге. Очередь была на три сеанса вперед. Понятно, что туда я не пошел.
Амит (в центре) с друзьями.
Так же в программу входило посещение всяких маленьких забегаловок, потому что друг мой ел всего раз 5 в день, а пил еще чаще, так что мало что из тех мест, где едят местные, остались без нашего внимания.
Наконец, вечером, на третий день пребывания в городе, наступил счастливый момент отъезда. Днем раньше были приобретены билеты на автобус Куала-Лумпур (Putra Station) — Kuala Besut за 26 ринггит — из Безута ходят лодки до Перхентианов. Здесь же можно купить и билет на лодку до островов, что я и сделал, правда, не понятен смысл, потому что то же самое можно сделать на пристани в Kuala Besut.
Кстати, Лумпур — единственное место в этом путешествии, откуда я уезжал с облегчением. Как уже не раз писали — 3 дня, считая день приезда и отъезда на Лумпур более чем достаточно, если нет цели обойти весь город целиком. Обойти не пробовал, но 15–20 минут на такси стоят около 10 ринггит (по счетчику), в метро (замороченная штука!) за 1,5–3,0 ринггита можно проехать через полгорода. Главное при этом не выкидывать билетик, так как турникет без него не выпустит, и четко знать станцию назначения, т. к. до разных станций разная цена на проезд.
Итак, автобус отчалил полдесятого вечера. Кроме меня из европейцев в нем была пара англичан, и итальянец, прикольный мужик, с которым мы потом тусовались, пока ждали катера. Остальные местные. В два ночи была остановка поесть-пописать-покурить (практически все в одном и том же месте), и около шести утра мы прибыли в Kuala Besut. Пять минут пешком, и ты уже на пристани, откуда ходят speed и slow boats на Перхентианы. Скоростная лодка стоит 60 ринггит в оба конца, тормозная — 40. Ходят три раза в день — в 8, 12 и 16 часов. Что бы уехать с островов на материк, надо предупреждать хозяина гостиницы заранее, он звонит лодочнику, и тогда есть шанс уехать в нужное время. С большой лодки везут на берег на маленькой за два ринггита с носа. Boat-Taxi, понимаешь…
Билеты на острова можно купить и на пристани, но, как я писал, у меня с собой было. Пока ждали лодку, договорился с местным из какого-то агентства, что он мне купит билеты на автобус до Alor Setar, так как оттуда я собирался двигать на Лангкави. То есть, плачу я ему сейчас, а билеты забираю когда буду возвращаться с островов.
Кстали, в Lonely Planet написано, что из района Перхентианов на западное побережье в район Лангкави и Пенанга можно уехать только из Kota Bharu (автобусы туда ходят очень неудобно, а такси стоит 30 ринггит). Но оказывается, что неподалеку от Kuala Besut есть городок Jerteh (15 ринггит и 15 минут на такси), где можно спокойно взять билеты на западное побережье.
Так вот, этот товарищ взял деньги (36 ринггит), написал расписку, и я весь в сомнениях продолжил ждать лодку, под жалостливым взглядом итальянца, наблюдавшего эту процедуру. Забегая вперед скажу, что все было нормально, билеты он мне купил. Кстати, мой автобус в Алор Сетар был почти полный, и на автобусной станции в Безуте билеты на автобус из Джертеха не продают, то есть были все шансы пролететь.
Около семи-восьми утра загрузились на лодку, при этом предварительно выяснили, кто на Кечил, а кто на Безар. Плыли около получаса, человек шесть туристов, и столько же местных с секонд-хэнд стройматериалами. Никакого жилья заранее я не бронировал, а надеялся на удачу и конец сезона, что и оправдалось. Заранее приобретал только билеты на автобусы, так как междугородние ходят чаще всего два раза в день утром и вечером, и терять день в какой-нибудь дыре совсем не хотелось.
Я остановился на Кечиле, за западной стороне на Aur (Coral) Bay в одноименном Aur Bay Chalet, и это песня отдельная. Платил 30 ринггит в сутки. Домик на двоих с крылечком, снаружи симпатичный. Внутри комната 5*5 метров (или около того), двуспальная кровать с москитным пологом, покоцанный столик, табуретка с вентилятором на ней, лампочка Ильича 40 ватт, и больше ничего. Санузел — бетонная пристройка с входом из комнаты, унитаз с работающим сливом, на уровне головы душ, на уровне пояса кран, в полу дырка для слива воды. Все. Вода (холодная) все время, свет почти все время. Мыла, полотенец, белья — нет. Это купил, а простынь стребовал на ресепшене. Таким удобствам-неудобствам даже не расстроился, так как примерно на это рассчитывал, и в номере только спал и хранил вещи.
Берег был чистый, море тоже. Туристов на этом пляже было максимум человек 10–15, да и местных не намного больше. Два магазина, одна кафешка, дайв-центр. Больше ничего.
А нет, была экскурсия на лодке за 30 ринггит на Coral Island, Turtle Point, Shark Point. Ехать было лениво, тем более что это все было в пяти минутах от моей хижины.
На восточной стороне острова, на Long beach все то же самое, но всего больше. Но нырялки нет, пологое песчаное дно и все время волны.
Конкретно с Аур Бэй я не плавал, лодки там стоят, люди ходят,
я уходил до маленьких уединенных пляжей через мысок на северной части пляжа. Ходьбы там было от силы пара минут. Там был песок, скалы-камни, немного листьев и веток, так как джунгли подходят прямо к берегу, и полно обкатанных водой обломков кораллов. Народу не было никого, а если кто и приходил, то, видя, что пляжик занят, уходили на соседний.
Ресторан в то время был только один, кормили пристойно, но рыбы почему-то не было. Завтрак — кофе, тосты, сок около восьми ринггит, ужин в пределах двадцати, смотря чего брать. Пиво продавали только в одном месте — с заднего двора дайвинг-центра по 7 ринггит маленькая банка Чанга. Для сравнения, на Лангкави банка Карлсберга была 1,7 ринггита. Далее по берегу были еще другие домики, поприличнее, и, наверное, подороже, но ценами не интересовался, так как полностью устраивал мой вариант. Все недостатки скрадывала природа, которой я, выезжающий куда-нибудь крайне нерегулярно, наслаждался по полной….
В море была масса кораллов и тьма рыбы на глубине от тридцати сантиметров до трех метров. Попадались скаты, акулы, один раз видел черепаху. В общем, мне (я ехал туда поплавать с маской), было чем заняться.
Был самый конец сезона, и острова на сезон муссонов просто закрывают, я уплыл оттуда буквально с последней лодкой. Местные говорят, что лучшее время туда ехать — апрель, май, июнь. Погода, несмотря на приближающиеся муссоны, была отличной, море теплым, про температуру вне моря я просто умолчу. За пять дней моего там пребывания дождь был два раза ночью и один раз с утра, при этом к 11 небо было чистое. В общем, я остался совершенно доволен.
И вот отъезд. В 12 часов приходит тормозная лодка. На вопрос, почему не скоростная, ответили, что мол, end of season, no tourists, в общем, спасибо, что пришла вообще. Ладно, полтора часа по спокойному морю тоже хорошо, тем более что я никуда не торопился. Кстати, лодка была настолько тормозная, что по дороге в нее запрыгнула серебристая рыбина, которая тут же получила по голове от капитана со словами, что теперь у него будет обед. Потихоньку добрались до берега. Пока я оттирал ноги от мазута (баркас был деревянный и грязный) почти всех прибывших туристов расхватали таксисты, и в тот момент когда я обнаружил что я совсем даже не в Kuala Besut, уже почти никого не осталось. На вопрос «где я?» был получен ответ, что это какой-то Тупака, Тумака, в общем, я так и не понял, где. Схвативши за шкирку последнего таксиста, удалось от него добиться, что попасть туда, куда мне нужно, можно на его машине за 15 ринггит. Тут же на хвоста упали еще два потерявшихся европейца, и в результате мы приехали на пристань в Kuala Besut всего по пятерке с носа. Там, после некоторых приключений, был найден тип с моим билетом, и тот самый итальянец, с которым мы вместе плыли на остров. Он жил на Long Beach, и с гордостью сказал мне, что платил за жилье всего 15 ринггит. Напомню, я платил 30. У него было то же самое, что и у меня, но санузел был общий. Так что жилье есть на любой вкус и кошелек, хотя, общий душ и туалет, на мой взгляд, уже чересчур.
Оказалось, что он тоже едет в Jerteh, а потом на Пенанг. За 10 ринггит (по пятерке) доехали до автовокзала. Таксист показал нам, откуда уходят наши автобусы, и уехал. Макс купил билеты до Джорджтауна на 21.30, у меня билет был на полдевятого. Угнездились на вокзале, перекусили (почти бесплатно после острова), и просидели-протрындели до моего автобуса. Городочек маленький, я пошатался вокруг вокзала по магазинам — ничего интересного, все как везде. Кроме нас на вокзале сидели еще двое европейцев, остальные местные, частью весьма стремного вида. После того как я расстался с Максом, следующее белое лицо я увидел уже на Лангкави, во второй половине дня. Это я к тому, что как минимум в это время года, туристов совсем мало.
Промерз ночь в автобусе — по лучшей азиатской традиции, с которой я тогда только начал знакомиться, в автобусе был включен кондей на минус. Так что лучше брать с собой чего-нибудь теплее футболки, если ехать ночь.
Окончание следует…