начало истории здесь:
По Бирме босиком. Приказано выжить
ДЕНЬ 5. ЭНЕРГИЧНО по БАГАНУ
Если в Янгоне главное место поклонения — Шведагон, то в Багане — это Швезигон — золотая (shwe) пагода на холме (zigon). Сама ступа почти столь же велика, как в Янгоне, правда золота поменьше, храмов вокруг значительно меньше, но и народу почти нет, а это колоссальный плюс! Можно спокойно походить вокруг, пофотать, удивиться мифическим львам-чинте с одной головой и двумя телами, стоящими по углам основания пагоды. Про этих чудищ рассказывают легенду: демоны долго тиранили одну деревню, а ангелы решили изгнать их, для чего прикинулись чудищем в виде льва с одной головой и раздвоенным телом. Демоны так испугались, что это чудище стало эталонным защитником всех бирманцев от злых сил. Жаль, только погодка не радует с утра, пасмурно. По легенде царь Аноратха привез со Шри-Ланки копию зуба Будды, возложил его на спину белого слона (а как же иначе!) и отправил его погулять. Где слон остановился на отдых, там повелел и ступу строить, так и появился Швезигон на вершине холмика. Опять же, по легенде, царь запечатал в Швезигоне изумрудную статую Будды, привезённую из Китая, лобную кость Будды и свою золотую статуэтку. Раньше паломники могли подниматься по ярусам на самый верх ступы, но сейчас посетителям вход туда закрыт.
Есть интересные утверждения о ступе (я бессовестно скачал их из И-нета):
а) Тень от ступы в любое время дня не выходит за пределы окружающих комплекс стен. Люди также утверждают, что тени не движутся ни на сантиметр в течение дня.
в) Даже во время затяжных проливных дождей вода не скапливается во дворе комплекса.
г) Окружающие Шведагон деревья цветут весь год.
д) Если ударить в барабан с одной стороны ступы, люди, стоящие с другой стороны, ничего не услышат.
е) Массивный зонтик хти, венчающий пагоду, не поддерживается тросами и остаётся на своём месте с 1090 года.
ж) В Мьянме статуи и ступы оклеивают листиками сусального золота. Если после приклеивания золотого листика уронить бумажную подложку из-под золота, даже с самого верхнего уровня ступы, то при любом ветре она не улетит за пределы комплекса.
Понятно дело, что вновь заехали на шопинг в единственный в мире музей дерева танака, пастой из которого бирманки так любят мазать свои лица. Наши женщины тоже накупили танаки в надежде быстро омолодиться. А затем направились на фабрику местных ремесел. Как раз у ее входа нас и приняли в оборот местные торговцы, в Багане они необыкновенно активны и прилипчивы. Попадая в очередную точку, нас каждый раз атаковали нахрапистые коробейники, через короткое время стало казаться, что их лица одинаковы — дежа вю прямо. Оказалось, что это гримасы местной торговли: продавец, «подцепив» автобус, весь день ездит за ним на мотике, и берет туристов измором, пихая свой товар в течение всего дня! У всех храмов идет бойкая торговля, мы заинтересовались масками, цены ошарашили — 40–50 $ за маску! И это в нищей стране, где месячный оклад в 200 $ считается за радость. Кстати, приобретая сувениры, не забывайте, что вывоз изображений Будды из страны запрещен.
Периодически подходят темные личности и, потаясь, предлагают купить стекляшки, утверждая, что это рубины, сапфиры и прочие драгоценности. Я в этом деле не мастак, но точно знаю, что вывоз драг-камней из страны без сертификатов запрещен. А тюрьмы в Бирме еще хуже, чем в России.Погода, на счастье, разгулялась, надо ускоряться и срочно ехать по храмам, нас ждет Manuha Temple, при его входе стоит огромная золоченая чаша, туда деньги надо бросать. Не пойму только, зачем такая большая, столько денег им никогда не собрать. Привычно скинули сандалеты, прошлепали босыми пятками по грязным храмовым полам, потом привычно протерли ноги бактерицидной салфеткой, и вновь в автобус. Огромный белый храм Ananda Temple на фоне десятков других, уже не произвел впечатления, но галочку поставили: мы здесь тоже были.
Чем ближе закат, тем быстрее надо двигаться, нас ждут повозки, запряженные лошадками, ожидается экзотичная прогулка по малым храмам, которые стоят в полях. Неспешная поездка на лошадке по грунтовым дорогам между маленьких пагод и ступ доставляет немалое удовольствие. По дороге встречаются экзотично-аутентичные повозки, запряженные горбатыми коровами зебу — от экзотики потихоньку начинает сносить башку. В особо живописных местах водитель кобылы делает остановки и дает пофотаться. Жаль, что мы едем плотным гужевым караваном, это нарушает идиллию единения с природой и храмами.
Весь караван направляется к Shwesandaw Pagoda — пагоде с пятью террасами, говорят, что ней тоже заключены останки Будды. Правда, вдумчивый турист всегда задается вопросом: откуда взялось столько телесных остатков Будды, если их хватило на тысячи-тысяч пагод и ступ по всему миру? Рядом с пагодой расположен храм Shinbinthalyaung, внутри — лежачий Будда, но нам туда попасть не удалось.
А сама Shwesandaw Pagoda очень примечательна — она единственная в Багане, на верхние ярусы которой можно забираться всем желающим. Именно она пользуется колоссальным успехом на рассвете и закате, когда сотни туристов ползут по крутым лестницам к самому верху, чтобы занять коронные места для просмотра сансета. Обзор с верхних уровней потрясающий — на сколько хватает взгляда, простирается бесконечная зеленая равнина, по которой беспорядочно разбросаны краснокирпичные строения-храмы. Десятки храмов, торчащих из зелени, заполняют все видимое пространство, в лучах заходящего солнца картина невероятная — это надо видеть своими глазами.
А вечером нас завезли в ресторанчик, где гостей развлекал почти настоящий слон!
Храмы Багана и их подробные описания можно посмотреть по ссылке
http://www.myanmartours.us/destinations/bagan/ba-attractions/dhammayangyi-temple/
ДЕНЬ 6 ХЕХО — пещера ПИНДАЙЯ
Две ночи в баганском Thazin Garden Hotel пролетели, как мгновение. Отель оказался самым хреновым из всех, где мы ночевали. Хотя, если разобраться, ужасными там были только завтраки, а номер большой и уютный, кровать золоченая, бунгало комфортные, территория симпатичная, и даже маленькие ступы-храмы стояли рядом. По дороге в отель, каждый раз приходилось форсировать глубокую и широкую лужу — веселый экстрим. Чуть дальше ехали по совсем разбитой грунтовке, на обочине которой в грязи всегда валялись упитанные свинтусы. В день вылета запланирован ранний подъем, но еще затемно нас разбудила громкая музыка, выспаться не удалось. В стране все ближе праздник полнолуния, в это время все монастыри принято одаривать богатыми дарами и делать это максимально громко. Везде и всюду собирают дары, их развешивают на треугольные рамы, похожие на елки. Особо красиво смотрится «елочка», украшенная сотнями 1000-кьятовых купюр. Рано утром дары грузят на грузовички, впереди едет машина с огромными колонками, порой, укомплектованная целой электромузыкальной группой. Раздается мощный музыкальный рев, разрывающий уши, и колонна отправляется в храм. Еще до рассвета у нашего отеля припарковались грузовички с орущими матюгальниками, и на них погрузили подарочные «елки», запасенные с вечера.
Перелет из Багана в Хехо — авиационные ворота штата Шан и озера Инле, очень короткий. Но два часа задержки, и промежуточная посадка в Мандалае, растянули его до бесконечности. Во время снижения удивила земля, похожая на бабушкино лоскутное одеяло — красно-коричневый кусок соседствует с зеленым лоскутом, а рядом с ним желтая заплата, и так до горизонта. По дороге радуют глаз цветущие ярко желтые поля и ладные домики (частенько каменные), чувствуется, что здесь живут побогаче, чем в других регионах.
Долго ли, иль коротко, но доехали мы до деревни Пиндайя, в ней сразу бросается в глаза целое поле беленых ступ с золочеными куполами,
а над деревней возвышается гора, в недрах которой спряталась одноименная пещера. Рассказывают красивую легенду о том, как местные девицы долго гуляли по округе, не заметили, как стемнело, и решили заночевать в пещере. Утром, как глаза продрали, так и обалдели: вход загородил огромный и злой паучище. Ясное дело, что на каждого злодея всегда найдется храбрец-удалец. Местный доблестный воин замочил зловредного арахнида, сначала стрелой, а потом удачно проткнул его брюхо сабелькой. Кстати, фигуры паука и его победителя установлены у входа в пещеру, народ охотно с ними фотается. С тех пор пещера считается святой, и все уверены, что размещать там статуи Будды — это огромный бонус к карме. В результате фигурок скопилось 8000, больших и маленьких, причем все золоченые.
К пещере по склону горы проложены длинные лестницы, укрытые галереями. А наверху еще и лифт пристроили. По открытому бирманскому солнцу особенно не побегаешь, кроме того, каждая галерея — удобное место для торговли. У нас Христос изгонял торговцев из храма, а здесь все наоборот — храм и торговцы удачно дополняют друг друга. Сейчас размещение новых фигур запрещено, зато, в пещеру каждый день ломятся тысячи паломников. Одно плохо, на входе в пещеру очень узкий лаз, в нем едва могут разойтись два худых человека и то бочком.
В результате, на входе толчея и давки. Очень я боялся соваться в это бутылочное горлышко — мне то что, а вот жену и задавить могли, да и клаустрофобия тоже тут, как тут. Как просочился через теснину, там пещера резко расширяется и остается только вертеть головой и наслаждаться подземными чудесами, украшенными тысячами статуй Будды и редкими сталактитами.
Справа у пещерной тропинки заметил узкую дырку, оттуда свет — интересное дело, решил залезть. Лаз очень узкий, едва протиснулся на карачках, а внутри крошечная часовня-склеп, только на выход собрался, а из лаза, как тараканы, полезли бирманцы. Смекнул, что каменный мешок узкий, сейчас набьется народ, и потом не вылезти, пришлось матюгами распугивать аборигенов, чтобы посторонились. Золотой покров на статуях постоянно подновляют, это тоже национальная традиция — на статуи Будды наклеивать кусочки сусального золота, которые можно купить при входе в любой храм. Впечатления от посещения пещеры потрясающие, это надо видеть, это просто невероятно!
Поздно вечером разместились в крайне необычном отеле Royal Nadi Resort (Ньоншуэ). От озера дамбой отгородили искусственную заводь, а по периметру построили хижины-коттеджи на сваях в национальном стиле, так, чтобы домики нависали над водой. Вечером присели на открытой террасе с бокальчиком красненького — романтика, блин. Что приятно, комаров не было! Но, в принципе, комары в стране имеются, особенно в районе каналов, рек и озер. Они маленькие и очень противные — кусают незаметно, зато потом расчесы до крови. Фумигатор и спрей от комаров обязателен. По утрам вода красиво парит струйками загадочных испарений, а листья лотоса покрываются крупными каплями росы. Большие пауки окутывают своей паутиной все окрестные кусты и на них тоже оседают крошечные капельки росы.
Так начинается утро богатых интуристов в окрестностях озера Инле в Бирме А вот и сам хозяин паутины. Интересно - ядовитый? По утрам пауки ткут паутину на всех кустахПОЛЕЗНОСТИ
На карте страна выглядит небольшой, но это оптический обман. Расстояние между городами немалые, а дороги неважные, поэтому лучше летать. Внутри страны летают новенькие турбовинтовые, но не шумные ATR-72. Они летают из Янгона по кольцевым маршрутам с 3–4 промежуточными посадками в режиме рейсовых автобусов. Например, Янгон-Мандалай-Баган-Хехо-Янгон, взлет-посадка, высадка-пересадка, полетел дальше. Это очень удобно, но всегда есть шанс попасть на задержку рейса на 2–3 часа. Билеты на рейсы дорогие — интуриста здесь обирают без всякого сожаления Алкоголь в Бирме есть: пиво 1,5 $ в магазине, в кафе-ресторанах от 3 до 5 $.Необъяснимо дорогое местное вино от 15 $ бутылка в магазине, 5–7 $ бокал в ресторане. Южноафриканские вина тоже есть, причем дешевле.
В магазинах продается местный ром — невероятно дешев, но ужасен на вкус.
Есть местное виски в ассортименте — недорого, пить можно.
Существует национальная фишка — пальмовый ликер, но в магазинах найти его не удалось, говорят, что его делают лишь в деревнях кустарным образом.
Читал, что в Бирме проблемы с И-нетом, типа, правительство ограничивает доступ аборигенам. Мы жили в различных отелях 5,4 и 3*, wi-fi был везде, правда, на Инле очень тормознутый. Туристы рекомендуют брать фонарь, вроде возможны отключения э/энергии. За 11 дней мы с этим не сталкивались, хотя фонарь я взял. Над Баганом, а также над озером Инле, на рассвете можно полетать на воздушном шаре. Однако, цена этого удовольствия совершенно недец-цкая — 330–350 $ за час.