Пиза - Рекко (Камольи, Рапалло, Портофино) - Альбенга (Вентимилья, Дольчеакуа, Таджа, Дзукарелло, Финальборго, Ноли, Вариготти, Лайгуэлья) - Генуя (Нерви, Боккадассе, Больяско)
Или вот так, кому как привычнее:
Pisa - Recco (Camogli, Rapallo, Portofino) - Albenga (Ventimiglia, Dolceacqua, Taggia, Zuccarello, Finalborgo, Noli, Varigotti, Laigueglia) - Genova (Nervi, Boccadasse, Bogliasco)
<<<<<<<<<<<<< ============== АЛЬБЕНГА ============== >>>>>>>>>>>>>
Альбенга (Albenga) оставила двоякое впечатление. С одной стороны, она действительно идеально – и территориально, и по транспорту - подходит для разъездов по западной Лигурии. С другой - именно в ней масштабы безобразия (давайте уж называть вещи своими именами, если даже местные жители в своих комментариях с ними согласны...) под названием "пляжное строительство" достигло своего апогея, и мы, живя в отеле в 100 метрах от моря, этого самого моря здесь так и не увидели - интуиция, следуя которой мы перед самым отъездом выложили из сумок купальную амуницию, не подвела.
Ещё одно достоинство Альбенги заключается в том, что в ней сохранились остатки старого города - не просто некий размытый "исторический центр", под которым часто понимается не аутентичный архитектурный ансамбль, а просто некая территория, бывшая когда-то ядром средневекового (или ещё более раннего) поселения, от которого уже ничего не осталось, а самый настоящий старый город (который, кстати, считается самым масштабным из сохранившихся в Лигурии, за исключением, разумеется, только Генуи): со старинным собором, ещё более древним баптистерием, очень атмосферной Площадью Львов, множеством средневековых каменных башен и окружающими их кварталами среди улочек, в которых нет-нет, да удаётся, особенно в сумерках, уловить "тень ветра" давно минувших времён... В общем, а Альбенге есть, где побродить вечерами, а это - одно из самых важных требований к городу базирования, особенно если оно предполагается не на одну ночь.
Центром исторического ансамбля старой Альбенги является площадь перед прекрасным собором св. Архангела Михаила (площадь, естественно, носит такое же имя), сохранившим в основном свой романско-готический облик 12-13 столетий. Вид на его главный фасад из глубины площади - главная "визитная карточка" Альбенги:
Интерьеры Дуомо полностью соответствуют его внешнему виду (тут надо отдать должное реставраторам прошлого века, которые удалили позднее барочное убранство алтаря и сделали всё "как было"):
"Обратный" вид на площадь уже от собора:
Соборная колокольня конца 14 века гармонично вливается в общий "башенный ряд" Альбенги - ещё одна характерная и узнаваемая особенность здешнего старого города.
Эти средневековые башни, сооружённые в основном в 12-14 столетиях - настоящие стражи и властители города. На его улочках невозможно отделаться от впечатления, что каменные великаны сопровождают глазами-окошками каждый твой шаг. И от их всевидящего ока никуда "не спрятаться, ни скрыться"...
Справа от собора - очень красивая полосатая церковь Богородицы (сама она старинная, но сегодняшний фасад - абсолютный новодел, результат реставрации 20 века) Санта-Мария-ин-Фонтибус (Santa Maria in Fontibus), название которой связывают с тем, что в древности рядом с ней находились чудодейственные источники (fontane).
На площади между двумя храмами, названной в честь 4 ноября - Дня национального единства и Вооруженных Сил - установлен небольшой мемориал в честь павших "во всех войнах":
С левой стороны собора можно увидеть Муниципальную лоджию 14 столетия - уцелевшую нижнюю часть старого Городского совета - Палаццо Веккьо (сам дворец впоследствии был перестроен, а сегодня в нём находится музей), в которой выставлены артефакты самых разных эпох - от древнеримской до средневековья, найденные при археологических раскопках в Альбенге и её окрестностях. На стене лоджии сохранилась фреска конца 15 века с изображением сцены Распятия.
...
Наиболее полно атмосферу средневекового города передаёт один из самых интересных и антуражных уголков Альбенги, который находится со стороны апсиды (проще говоря - задней) собора. Это Piazzetta dei Leoni - Площадь Львов, каменное покрытие которой было выложено ещё в 13 веке. Когда-то несколько домов, выходящих на неё (в том числе и расположенная между ними башня), принадлежали знатному семейству Коста. В 1608 году некий Алессандро Коста, не знаю уж как ему это удалось и чего стоило, привёз из самого Рима 3 скульптуры лежачих львов и установил их на площади перед своим дворцом. Многие источники называют Площадь Львов самой живописной в Альбенге, и я с ними полностью согласен.
Ещё один вид на Башню Коста:
***
Около бокового фасада собора находится уникальный баптистерий 5 века - древнейший памятник раннего христианства на территории Лигурии. Из-за причуд игр света и тени лучше всего он получился на вечерней фотографии, а вот на дневной - только фрагментарно (но при этом всё равно слишком контрастно):
Интерьеры баптистерия, в центре которого ещё можно увидеть остатки восьмиугольной купели, очень впечатляющие, в них полностью сохранился "дух древности":
В верхней части одной из ниш прямо напротив входа и сегодня видна мозаика 6 века (следы реставрации тут, конечно, заметны невооружённым глазом, но всё равно - изображение в своей основе оригинальное) в византийском стиле. В её центре - стилизованное изображение хрисмона - монограммы имени Христа (греческие буквы Х и Р) в окружении 12 голубей, олицетворяющих апостолов.
У входа в баптистерии стоит каменный саркофаг - хоть и отреставрированный, но тоже "родной" - 8 века:
А вот купола у баптистерия нет - точнее, он есть, но современный, изнутри - и вовсе деревянный, и причина тому крайне курьёзная, хотя и грустная. Дело в том, что в начале 20 века почему-то посчитали, что сохранившийся к тому времени купол был построен во времена ренессанса и потому не соответствует общему раннехристианскому стилю сооружения. Его демонтировали, а уже потом, во время более углублённого исследования, установили, что он, оказывается, всё же относился к позднероманскому периоду. Но, естественно, уже было поздно...
...
Улицы Альбенги нельзя назвать "узкими и кривыми", как это часто говорят в отношении старинных городков. Они здесь, напротив, прямые и длинные, но это не результат радикальной перестройки, а совсем наоборот: в современной уличной "геометрии" сохранилась традиционная структура римского города, древнего Альбингаунума (Albingaunum ). А примерно в том месте, где пересекались две главные римские улицы - Кардо и Декуманос, идущие соответственно с севера на юг и с востока на запад, сегодня расположена Лоджия Четырёх углов (Quattro Canti) с двумя арками: полукруглой и стрельчатой. Это всё, что осталось от средневекового портика, который располагался с обеих сторон улицы:
Вообще средневековья, за исключением отдельных мест, большинство из которых я уже показал, в Альбенге почти не сохранилось. Но разве можно сказать, что её "улочки и закоулочки" не обладают колоритом и какой-то особой атмосферой? Ни в коем случае!
*** Площадей внутри старого города, кроме основных исторических, не так много, но те, что есть - хороши:
Или вот такой симпатичный уголок, даже не знаю, что это:
Или же вот такой:
И немного современной Альбенги:
Эта мушмула, растущая на одной из не слишком людных площадей, так и манила и соблазняла согрешить и нарвать её (или хотя бы попробовать), но мы проявили стойкость и не поддались – городская собственность, как-никак...
Очень обаятельный плакат, призывающий на выставку "кошачьих портретов". Название, кстати, очень правильное: "Магия кошки"...
Ещё одно интереснейшее место, которое, честно говоря, обнаружить, не зная, можно только случайно - клуатр бывшего монастыря св. Франциска, построенного ещё во второй половине 13 века. Ни от самого монастыря, ни от его церкви ничего не осталось (возможно, только стены, к которым позже были пристроены новые дома), а вот клуатр - хотя бы в общем и целом - сохранился, хотя тоже был "адаптирован" к новым условиям.
Вход в него открывается через вот такие ворота с площади св. Франциска:
А вот и сам клуатр - в своём сегодняшнем виде. Во всяком случае, хорошо видны бывшие галереи, а там, где их заделали, остались колонны с интересными капителями:
Обширное пространство внутри галерей приспособлено под хознужды сегодняшних владельцев:
********** Вечерний город - это почти всегда что-то особенное. В сумерках при свете фонарей многие места начинают видеться по новому, многие опустевшие улочки, которые днём ничем не приглянулись, становятся загадочными и немного таинственными. И старая Альбенга - прекрасный пример таких метаморфоз.
Одно только здесь не меняется никогда - неусыпный взгляд подлинных городских хозяев - башен-великанов...
А новые улочки "курортной" Альбенги в ночной подсветке начинают играть новыми красками:
Мне очень понравился вот этот кадр - на всякий случай отмечу, что он снят с согласия участвующих в нём лиц: