Продолжение заметки Второй день в Лондоне
День седьмой. 5 мая – среда. Лондон-Йорк-Дарем-Дарлингтон
После перипетий позапрошлой ночи, когда после длительных блужданий по городу мы добрались в отель глубоко за полночь, наш гид Анатолий «выпал в осадок» и предоставил группу самой себе. Честно говоря, в Лондоне он нам был и не очень нужен. Мы прекрасно провели время без него, каждый выполнил свою экскурсионную программу. Но утром в среду нам предстояло двинуться дальше…
Вероятно, поняв свою несостоятельность как гида, Анатолий вел переговоры по телефону с руководством нашей турфирмы, и они нашли компромиссный вариант для спасения ситуации. Он заключался в том, что теперь по ходу дальнейшего маршрута в каждом последующем городе нанимался местный профессиональный гид, а наш Анатолий выполнял лишь функции переводчика (благо, английский он знал в совершенстве). С нами в группе ехала одна женщина – представительница турфирмы, у нее были все финансы. Она расплачивалась с каждым новым местным гидом за проведенную экскурсию. Видимо для этого у нее были резервные ресурсы, хотя, не исключаю, что это частично происходило из гонорара не справившегося с функциями гида Анатолия. Да и трудно было ожидать, что человек, впервые попавший в Англию, сможет на базе информации, почерпнутой из путеводителей, удовлетворить запросы уже достаточно изощренной в туристических поездках группы.
Таким образом, рано утром в среду нас встретил как бы заново родившийся Анатолий – в костюме, в белой рубашке, с галстуком, в приподнятом настроении. Наши женщины, которые буквально уничтожали его упреками в позапрошлую ночь, подобрели, стали делать ему комплименты, а он, еще более расцветал, понимая, что его не будут убивать и сохранят до конца поездки. В общем, все сделали вид, что конфликта не было, и в приподнятом настроении продолжили путешествие.
В этот день нам предстояло преодолеть 520 километров на север с двумя экскурсиями в Йорке и Дареме. Я уткнулся в окно автобуса, любуясь необычной английской архитектурой малоэтажных кирпичных частных домов и дивясь непривычному левостороннему движению автомобилей.
Погода наладилась, сквозь тучи и облака даже проглядывало солнце. Было начало мая, но деревья и поля уже были зелеными. Некоторые деревья продолжали цветение. А некоторые поля были полностью желтыми от цветения посеянной на них культуры (забыл, какой).
До Йорка около 400 километров. Туда мы прибыли в половине второго, преодолев расстояние за пять с половиной часов. За это время мы успели соскучиться по впечатлениям, поэтому с радостью вышли на экскурсию по городу. И в этот момент поняли задумку нашей турфирмы по разруливанию конфликтной ситуации с нашим гидом. Нас встретила местный гид женщина и провела по городу, рассказывая о нем, а Анатолий вдохновленно переводил.
Экскурсия началась с осмотра городских стен и башен, которые, по утверждению экскурсовода, были построены еще римлянами. Я, будучи «отравленным» новой хронологией с усмешкой слушал о римском императоре Септимии Севере, который, якобы, жил в Йорке и по чьему приказу были построены восемь башен и крепостная стена. Особое внимание было обращено на десятиуголную башню, основание которой – римское, а средняя часть и верх сохранились со средневековья. Их достраивали захватившие город датчане (IX-ый век), которые сначала, зачем то, разрушили стену и башни, а затем позднее, якобы, сами здесь же и ассимилировались. Послушаешь такое от экскурсовода, почитаешь путеводители, и начинаешь еще больше сомневаться в традиционной версии истории и соглашаться с версиями «новохронологов» о славянском завоевании Британии, но в уже гораздо более позднее время.
Сохранилось 10 ворот в крепостной стене. Самые старые ворота стены— это Монк-Бар (их название переводится как «Ворота Монаха»), а также башня ворот Бутэм-бар.Мы осмотрели Уолмгейт-Бар, со своей дозорной башней и дубовыми дверями XV-го века, и Миклейт-Бар, которые, по рассказу гида, когда-то ошарашивали приближающихся к городу путников выставленными на всеобщее обозрение головами казненных на пиках. У Уолмгейт-Бар также сохранилась древняя отводная стрельница барбакан — единственное сохранившееся сооружение подобного типа в Англии.
Большая часть экскурсии прошла в средневековых кварталах (XIV-XVI веков). Здесь действительно ощущаешь дыхание средневековья, особенно на знаменитой улице Шамблес с ее скотобойнями и мясными лавками. На моего Павла произвели впечатление рассказы гида о выброшенных мясниками на улицу тушах животных после их разделки. Мы, как будто, ощутили вонь от этих туш, которая до сих пор не выветрилась… Узкая улица с нависающими над булыжной мостовой стенами домов, сохранившиеся крюки для разделывания мяса. Теперь там, конечно, сувенирные магазины и кафе. Эту улицу считают самой живописной средневековой улицей Англии.
Зашли мы и в часовню Святой Маргариты. Маргарэт Клитроу была защитницей католиков в протестантском Йорке. Во время жестоких преследования католиков в Англии предоставляла свой дом для тайного проведения католических богослужений, святых месс. В её доме был подвал, в котором католические священники скрывались от преследований. В 1586 году Маргарет Клитроу была арестована за укрывание и помощь католическим священникам и была приговорена к казни способом Peine forte et dure, когда на грудь устанавливали доску и укладывали камни, постепенно увеличивая давление. Маргарет Клитроу умерла в течение 15 минут. Вот какой была «просвещенная» Европа.
Основной достопримечательностью Йорка, конечно же, является Йоркский кафедральный собор. Для относительно небольшого города, каким является Йорк, этот собор воистину огромен. По размерам он соизмерим с Кёльнским собором. Только у него нет такого высокого шпиля. Считается, что он строился 250 лет и был в основном закончен к концу XV-го века. Его готическая архитектура действительно поражает. Вход внутрь платный, по моему 12 фунтов. Павел зачем-то решил сэкономить и внутрь не пошел. Я поругал его за это, но уговорить оставить перед входом только что купленную им кока-колу в стаканчике (а внутрь с кока-колой нельзя) я не смог! Вот чудак, приехать в Йорк и променять собор на коку-колу!
В соборе играла органная музыка. Священник читал писание. В соборе, как считается, самые большие в Европе витражные окна. Объем внутренних помещений действительно огромен. Там можно было бы провести много времени, но экскурсия была ограничена по времени. Тем более что осмотр собора происходил уже в выделенное нам свободное время.
Всего на Йорк вышло три часа. Этого достаточно, чтобы поставить «галку», что был в Йорке и видел собор и Шамблесс. Но очень мало, чтобы познакомиться с этим очень интересным городом.
В половине пятого мы выехали в Дарем. Около ста километров на автобусе и в половине седьмого мы были на месте. К сожалению, погода испортилась, время от времени накрапывал дождь. Мы вышли на мост через реку Уир, делающей причудливую петлю в этом месте, откуда открывается замечательный вид на Даремский замок на скалистом утесе. Этот замок был построен, якобы, после норманнского завоевания в XI-ом веке для защиты от шотландцев. Сейчас в замке находится Даремский университет. Мы прошли во внутренний двор, но в помещения для туристов доступа нет.
Зато удалось осмотреть Даремский собор. Его считают образцом нормандской версии романского стиля. Хотя, как кажется, шпилей на трех его башнях все-таки не хватает.
На обратном пути мы прошли по двум средневековым каменным мостам Фрамвелгейт и Пребендс. Уже в сумерках мы покинули Дарэм, чтобы найти свой ночлег неподалеку в городе Дарлингтон между торфяниками Северного Йоркшира и Даремом.
Трехзвездочнй отель Блэкуэлл Грейндж принял нашу группу. Он находится в 20-и минутах ходу от центра Дарлингтона в историческом особняке XVII-го века, его интерьеры оформлены в историческом стиле. Павел в полной мере насладился пребыванием в этих интерьерах, представив себя английским аристократом. Пожалуй, это был лучший из всех отелей, где нам пришлось поселится во время этого путешествия.
К сожалению, мы прибыли туда слишком поздно, чтобы решиться на вечернюю прогулку в центр города Дарлингтон. Этот город считается родиной железнодорожного тарнспорта, так как именно он был впервые соединен железной дорогой со своим соседом Стоктоном-он-Тис в 1825-ом году.