Палермо, определённо, самый многоликий город Сицилии. Молодой, живой и одновременно древний, местами неухоженный, а где-то роскошный, полный звуков, красок и впечатлений. Арабский, итальянский, древнеримский...На самом деле он какой угодно, этот город.
О столице Сицилии нельзя однозначно сказать: здесь господствует барокко. Именно в Палермо нам удалось, наконец, увидеть объекты, построенные в затейливо смешанном, так называемом арабо-норманнском стиле. Подобные памятники архитектуры сохранились ещё в Монреале и Чефалу, но в Палермо они предстают во всей своей королевской красе. Им я и хочу посвятить данный рассказ.
Знакомство с Палермо начинаем "с вешалки", то есть с ворот. Новые ворота Porta Nuova являются сегодня главным входом в исторический центр города, и они, конечно, никакие не новые.
По сути Порта Нуова представляют собой триумфальную арку и возведены были в 1583 году, в честь победы императора Карла V в Тунисе. То было время, когда Османская империя всерьёз досаждала империи Римской. К концу 1529 года турки покорили Венгрию и их армия уже угрожала Вене. Об этом противостоянии империй есть прекрасный рассказ у Майнур.
Мало того, покоя от мусульман не было и на море. В Средиземном море господствовали пираты, которые грабили не только суда, но и регулярно жгли и опустошали города на побережье Италии. На территории современного Туниса находилась основная база знаменитого пирата Хайр-ад-Дина.
В 1535 году Карл V, религиозный до фанатизма, но при этом величайший политик своего времени, отправил флот к берегам Туниса. Объявив крестовый поход "неверным", император заручился поддержкой мальтийских рыцарей и генуэзцев. Победа была локальной и не окончательной, но на тот момент были уничтожены тысячи мусульман, и тысячи же обращённых в рабство христиан были освобождены.
На обратном пути Карл V посетил несколько крупных городов Италии. В Палермо император вошёл как раз в том месте, где сейчас и стоят в его честь Новые ворота.
Покорённые турки поддерживают каменную аркуПримечательно, но ворота построили не сразу, а почти 50 лет спустя, то есть когда в регионе на самом деле стало поспокойнее. Это случилось после битвы при Лепанто (1571 г.), которая, по мнению Гегеля, спасла Италию, и, может быть, и всю Европу от наводнения варварами
Теперь, через 400 с лишним лет, в голову лезут мысли о том, что всё идёт по спирали. Думаю, вы поняли, о чем я...
Но прежде чем пройти через ворота, оглянемся назад на удивительный Норманнский дворец, расположенный на самой окраине исторической части Палермо. Это мало похожее на дворец, удивительное и очень древнее сооружение. Оно является старейшей правительственной (королевской) резиденцией в Европе!
Во времена исламского владения на Сицилии (9-11 в.в.) арабы построили крепость на окраине города, на фундаменте древних финикийских укреплений. Некую твердыню Палаццо Норманни напоминает до сих пор. Громоздкий, с небольшими окнами-бойницами и ложными слепыми арками, создающими типичный арабский узор.
палаццо Норманни — вид с пьяцца ИндепенденцаВ 1072 году, когда Палермо перешёл во власть Роджера II, резиденцию правителей перенесли из бывшего дворца Эмиров в арабскую крепость. Со временем были достроены две башни, из которых до нас дошла только одна.
вид на башню св. Нимфы и часть ренессансного фасада со стороны пьяцца ВикторияВ юго-восточной части здания сейчас по прежнему располагаются правительственные учреждения, в других помещениях находятся различные музеи, а также астрономическая обсерватория Палермо.
Главной ценностью, настоящим сокровищем Норманнского дворца является Палатинская (от слова Палаццо — дворцовая) капелла, обустроенная в 1143 году, ещё при Роджере II, как личная королевская часовня. Всё помещение капеллы сверху донизу покрывают золотые мозаики и инкрустации, деревянные балки нефа и потолок украшены тонкой резьбой и росписью арабского стиля. В общем, это драгоценная шкатулка, богатством отделки напоминающая не столько христианские, сколько исламские, даже по обилию позолоты в чём-то буддийские святыни.
Наследие в списках ЮНЕСКО, как и вся сицилийская "арабо-норманнская тропа", если кому-то важен этот факт :-)
фрагмент Палатинской капеллыА теперь, успев уже кое-что понять о древности и смешении разных стилей в Палермо, отправимся по главной улице Витторио Эмануэля (ну, кого же ещё!) на самую красивую площадь сицилийской столицы — к Кафедральному собору Успения Богородицы.
На территориях Римской империи с I по III века нашей эры христиане подвергались, как известно, жесточайшим преследованиям. В Палермо, на площади, где мы сейчас стоим, приняли мученическую смерть многие из первых христиан. Но уже в IV веке молодая вера потеснила язычество, и в память об одном из местных мучеников — Мамилиане — здесь была построена первая церковь.
На её развалинах в начале VII был возведён более основательный византийский собор Девы Марии. Освятил его, согласно преданию, сам папа Григорий Великий. А через пару веков Сицилией уже правили арабы, которые имели обыкновение либо разрушать христианские храмы, либо, что чаще, переделывать их в мечети.
Так главный собор Палермо обратился в Пятничную мечеть. Снова на два с лишним века, вплоть до прихода норманнов в уже упомянутом 1072 году.
Чтобы оценить внешний облик собора, мне кажется, его нужно представить себе без купола. Ведь купол надстроили лишь в XVIII веке, хотя украшать и перестаивать собор не прекращали на протяжении столетий.
Понятно, что до нашего времени дошли лишь "отголоски" первоначального строения, да и последующих тоже. Крипта, одна из колонн южного портика (я даже не знаю точно, какая, но на ней сохранилась резьба с цитатой из Корана). Слишком многое видоизменилось на протяжении 7-12 веков. И всё же собору удалось остаться совершенно особенным, и сегодня его внешняя отделка поражает нас своим непривычным декором. В смысле, непривычным для европейских христианских храмов, слишком восточным, подходящим больше для мечетей. А ведь вся эта арочная вязь и мозаичные орнаменты, инкрустированные на фасаде, делались уже не при арабах.
Ровесницами собора можно считать раннехристианские или византийские церкви, но его архитектура их нисколько не напоминает. Это особый норманнский стиль: массивное, похожее на крепость сооружение, узкие окна-бойницы, устремлённые ввысь остроконечные башни в сочетании с типично арабским восточным декором из ложных арок и многоярусного рисунка зубцов вдоль карниза.
Апофеоз смешения стилей — готический портик над арочным входом со стороны южного фасада.
И в довершение надо всем этим замысловатым дворцом (а иначе я его и не воспринимаю) — классический соборный купол, достроенный в 1801 году. Впечатляет.
Что же касается интерьера, тут трудно говорить о какой-либо необычности, слишком серьезную реконструкцию он претерпел. Типичный неоклассический вид, несколько даже скромный.
Фрески, украшающие сводчатый потолок, относятся к концу 18 века и изображают Вознесение Богородицы и освобождение храма от арабов. Они, конечно, хороши, но знание, что этим заменили в своё время резной деревянный потолок и мозаики норманнского периода, несколько обескураживает.
У Кафедрального собора Палермо имеется множество реликвий: мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, и даже Марии Магдалины. Все они хранятся в ларцах внутри Капеллы Реликвий и закрыты от посетителей массивной решёткой.
Наконец, собор особенно знаменит уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров. Это и мраморные античные, и порфировые саркофаги под балдахинами. Здесь покоятся Рожер II, Констанция Норманнская, Генрих VI, Фридрих II, Констанция Арагонская и Вильгельм Афинский...и другие короли. Все гробницы после реконструкции 18 века были собраны в две капеллы.
История этих гробниц довольно интересна, зачастую они "доставались" не тем персонам, для которых были изготовлены, но это уже другая история. Мы вынуждены покинуть собор, хоть и увидели, меньше трети его сокровищ. Просто одного дня слишком мало для знакомства с Палермо, а у нас больше нет и нужно спешить.
На площади перед собором стоит статуя святой Розалии, покровительницы Палермо. Почитание этой святой распространено исключительно на Сицилии. По преданию, это была девушка из знатного норманнского рода, которая сделалась отшельницей. Розалия удалилась на гору Монте Пелегрино, где и провела всю жизнь в пещере, а место её захоронения осталось неизвестным. Дело было примерно в 12-13 веке, а через 400 лет, во время эпидемии чумы на острове (1624 г.) Розалия явилась больной женщине и мужчине-охотнику, указав место, где находятся её мощи.
Как только обретённые мощи святой были перенесены с горы Монте-Пеллегрино в Палермо, эпидемия чумы закончилась. Теперь 15 июля на Сицилии ежегодно отмечается день св. Розалии и Кафедральный собор Палермо, где хранятся её мощи, становится эпицентром празднования и паломничества.
После целого потока такой серьезной исторической информации хочется отвлечься на что-то совсем иное, не так ли? И Палермо предоставит нам для этого множество вариантов. Он невероятно разный и многоликий, впрочем, с этого утверждения я начинала свой рассказ. А пока мы не покинули площадь возле Кафедрала, бросим взгляд на ещё одно здание. Совсем другого плана, нежели наш собор.
Это классический лицей имени Виктора Эммануила (Liceo classico Vittorio Emanuele II). И возле него всегда полно юных лицеистов. Почему всегда? У них что, сплошные переменки, когда ж они на уроках-то сидят? На самом деле, я думала не об этом. Первая мысль, невольно пришедшая в голову — каково это, ежедневно видеть из окон своего класса этакую махину Всемирного наследия человечества ?
Только судя по всему, подросткам вообще не до того. За то время, что я за ними наблюдала, ни один из них не бросил даже беглого взгляда в сторону собора. Всё правильно, они заняты собой и друг другом, это период дурашливости и флирта. А время интереса к большой истории и большой архитектуре для них ещё придёт.