Пиза - Рекко (Камольи, Рапалло, Портофино) - Альбенга (Вентимилья, Дольчеакуа, Таджа, Дзукарелло, Финальборго, Ноли, Вариготти, Лайгуэлья) - Генуя (Нерви, Боккадассе, Больяско)
Или вот так, кому как привычнее:
Pisa - Recco (Camogli, Rapallo, Portofino) - Albenga (Ventimiglia, Dolceacqua, Taggia, Zuccarello, Finalborgo, Noli, Varigotti, Laigueglia) - Genova (Nervi, Boccadasse, Bogliasco)
<<<<<<<<<<<<< ============== ВЕНТИМИЛЬЯ ============== >>>>>>>>>>>>>
Вентимилья (Ventimiglia) случилась на нашем пути только потому, что отсюда отправлялся автобус в Дольчеакуа. Поэтому она сама была спланирована, что называется, по остаточному принципу, и это оказалось бааааальшой ошибкой . Правда, справедливости ради надо сказать, что подручные средства её изучения были сильно ограниченными из-за отсутствия главной палочки-выручалочки для таких случаев - гугловских камер, иначе говоря - путей жёлтого человечка, поэтому "походить" по старому городу и понять всю "глубину вопроса" не предоставлялось возможным.
И всё же, несмотря на ограниченность во времени, мы получили не только достаточно полное впечатление от Вентимильи, но и море удовольствия, так что мой рассказ о ней пойдёт исключительно в превосходных тонах.
Исторический центр Вентимильи, так называемый "Верхний город", Ventimiglia Alta, сформировался в 7-8 столетиях, когда во время нашествия лонгобардов её жители были вынуждены оставить древнее поселение на побережье, основанное ещё римлянами, и перебраться на гору на другом берегу реки Ройя, где они построили новый город, состоящий из лабиринта узких кривых улочек (вот уж где этот известный штамп справедлив на 200%!) - так называемые каруджи (Carroggi).
Вот она, Вентимилья Альта. Она заворожила сразу, издали, с первого взгляда, а мы ведь ещё даже и не догадываемся, какие чудеса поджидают нас внутри неё...
Попутный взгляд с моста в сторону устья речки Ройя:
И мы уже перед "воротами" старого города. Правда, воротами оказывается тоннель, ведущий не к нему, а под ним и сквозь него, так что нам туда, естественно, не надо. А куда надо? Признаться, сразу и не понять, кажется, что стены домов наглухо закрывают чужакам все пути, ведущие вглубь города.
Решение в виде небольшой лесенки нашлось справа от входа в тоннель. Мы поднялись по ней, свернули раз, другой ... и пропали, вдруг и сразу оказавшись совершенно в ином мире...
И это ещё не сам борго, а только подходы к нему... Город начинается вот за этими средневековыми воротами:
Последний взгляд «на волю», на оставшиеся внизу светлые окрестные пространства...
... и мы ныряем в полумрак старинных кварталов, узких переулков-каруджи и нависших над ними домов, где-то наверху соединённых между собой многочисленными арками (которые на самом деле не столько "соединяли", сколько, наоборот, отгораживали соседние дом друг от друга, создавая что-то вроде распорок), тоннелей и проходов, больше напоминающих пещеры. Друзья, это непередаваемо, здесь надо быть, это надо видеть, эту атмосферу надо чувствовать "кожей"...
*** Неожиданно (поскольку в отсутствии карты, которой для такого "муравейника" нет и быть не может, мы уже давно ориентировались с точностью плюс-минус градусов 100, а то и более, и шли, что называется, "на нюх") дома расступились, и мы оказались там, куда и направлялись: на большом, а по здешним меркам - просто огромном открытом пространстве, в центре которого возвышалась великолепная романская церковь Сан-Микеле Арканджело (то есть Архангела Михаила), построенная в 10-12 веках.
На портале видны следы недавней реставрации, но скульптурное украшение капителей колонн, думаю, в целом "родное":
Интерьеры церкви вполне соответствуют её внешнему виду, но увидеть их мы смогли лишь на фотографиях, поскольку Сан-Микеле Арканджело открывается, и то на короткое время, лишь по выходным.
Церковь фактически расположена на обрыве, и с площадки возле неё можно любоваться панорамами окрестностей и колоритными видами самого городка:
...
Ну а мы идём дальше, ещё выше:
Одна из редких больших площадей Верхней Вентимильи:
К своему искреннему удивлению, на большинстве улочек я заметил встроенные в дорожное покрытие фонари ночной подсветки. Я могу только представлять, как это выглядит, и какую фантастическую атмосферу создаёт это освещение в темноте, и искренне (и по-хорошему, конечно) завидовать тем, кто изберёт старую Вентимилью для вечерних прогулок...
После паутины каруджей (правда, не знаю, склоняется ли это слово в русском языке, хотя, думаю, этого никто не знает...) неожиданно оказаться на довольно широкой главной улице старого города - Виа Джузеппе Гарибальди.
Небольшая Фонтанная площадь (Piazza della Fontana) на ней же:
*** Виа Гарибальди выводит к ещё одной жемчужине Вентимильи - собору Успения Богородицы (Санта-Мария Ассунта). Он был сооружён в 11-12 веках в романском стиле на месте старой церкви времён династии Каролингов. В 1222 году к главному фасаду пристроили готическое крыльцо-портик, а вот колокольню "модернизировали" уже в 19 столетии в совершенно чуждой общему обличию собора стилистике.
Ориентация собора классическая, с запада на восток, поэтому растолкавшее к этому времени утренние облака солнце мешало фотографировать его так, как хотелось бы, и пришлось прибегать к разного рода ухищрениям, чтоб хоть как-то запечатлеть его в наиболее выигрышных ракурсах...
Зато не менее колоритная апсидная часть смотрелась прекрасно:
Какой великолепный образец романского стиля! Просто "классика жанра"...
Здесь же, со стороны апсиды, к собору пристроен небольшой восьмигранный баптистерий 11 века, который я чуть ниже покажу изнутри:
Интерьеры собора только усилили общее впечатление от него. Несмотря на реставрации (а может, и благодаря им), в них чувствуется атмосфера прошлых времён:
Она ещё больше ощущается в средневековой крипте:
А вот баптистерий оказался сильно перестроенным, и в таком антураже даже купель 13 века не выглядит старинной...
Зато на стене сохранилась старая фреска:
Приятным моментом стало то, что посещение собора, включая крипту и баптистерий, является бесплатным.
...
Признаться, мы бы побродили ещё по улочкам старого города (тем, "кто придёт после нас", я рекомендую выделить на его посещение хотя бы 2-3 часа, причём в идеале сделать это уже во второй половине дня, чтобы застать вечернюю подсветку), но по причинам, с которых я начал рассказ о Вентимилье, нам уже было пора направляться к автобусу на Дольчеакуа, причём, по возможности, кратчайшими путями. Что мы и сделали, спустившись по такой современной лестнице:
И, оказавшись на улицах нижнего города, с благодарностью ещё раз оглядываемся на город верхний, подаривший нам столько прекрасных впечатлений и позитивных эмоций:
В современный центр мы возвращаемся по другому, пешеходному мосту, с которого очень красиво выглядят берега реки Ройя и, конечно же, потрясающая Вентимилья Альта:
После старого города новый уже совсем не смотрелся, и единственное, что захотелось сфотографировать - неоготическую (её пришлось восстанавливать после бомбардировок 1944 года) церковь св. Августина:
...
Заканчивая рассказ о Вентимилье, я хочу упомянуть ещё о двух, уже чисто дорожных (сделанных из окна поезда и автобуса) впечатлениях. Одно - любопытное, для любителей "постапокалиптических" пейзажей: уже на самом подъезде к городу, буквально за 100-200 метров до нынешней станции слева по ходу поезда можно увидеть остатки до ли старого вокзала, то ли бывшего станционного "накопителя" - десятка полтора ныне не существующих путей, рельсы с которых уже сняли, а вот потрескавшиеся, местами полуразрушенные платформы, поросшие дикими травами, ещё остались. Равно как и отдельные заброшенные постройки. Ну и выглядит это ... вот примерно так, как в некоторых фильмах соответствующего жанра:)
Второе - грустное. На окраине современной Вентимильи сохранился римский театр 2-3 веков, который наравне с амфитеатром в Луни считается самым значимым памятником древнеримской архитектуры в Лигурии. Сначала я, естественно, "сделал стойку" (поскольку являюсь просто диким фанатом подобных сооружений), но глянув на фото театра, сразу остыл - очень уж невыразительным он показался, а главное - зареставрированный, что называется, "по самое не могу". Тогда я ещё и предположить не мог, что на каждое "не могу" найдётся ещё более "не могее"... Возвращаясь на автобусе из Дольчеакуа, я обратил внимание на какую-то странную постройку - нечто вроде круглого мелкого бассейна со ступенчатыми краями. "Новую площадь сооружают или концертную площадку" - была первая мысль. А вторая ошеломила и ужаснула: это же и есть тот самый театр! Вот ЭТО... вот эта безликая, насквозь современная, полностью обложенная только что обработанным белым камнем чаша - то самое историческое достояние масштаба всей Лигурии! Печально, но ещё одним римским наследием, испохабленным неуместным рвением реставраторов, в Европе стало больше...