Сперва, когда я увидел цену на перелёт до Брюсселя, мне показалось, что это какая-то ошибка, своего рода сбой в программе бронирования. По моему опыту, билеты в Бельгию с вылетом из Петербурга ну никак не могли стоить четыре с половиной тысячи рублей…
С другой стороны, Фортуна порой откалывает и не такие номера – встречался мне и бизнес-класс в ЮВА за 55000 рублей, и эконом в Южную Африку за 17000. Так что вопрос с поездкой в Бельгию решился фактически молниеносно: 4500 рублей! Туда и обратно! Из Петербурга! О чём вообще речь?!
Вообще-то этой весной я в Бельгию не собирался, и на сайт авиакомпании "KLM" полез лишь для того, чтобы посмотреть друзьям билеты до Амстердама, но совершенно случайно выудил такую оказию. Мы с братом так и не поняли, была ли это какая-то ошибка или же всё-таки нам повезло наткнуться на спецпредложение, но факт остаётся фактом: оплата прошла, и у нас на руках оказался номер подтверждённой брони.
Думаю, это всё-таки было какое-то спецпредложение, не объявленное впрямую, потому что направлено оно было на развитие сотрудничества главной голландской авиакомпании с голландскими же железными дорогами: по правилам тарифа пассажиры летели до Амстердама самолётом, а потом пересаживались на поезд в Брюссель.
Эти пертурбации, признаться, нас немного смутили, ну то есть совсем немного. До поры до времени непонятно было, как осуществлять эту самую пересадку, что делать с багажом и так далее. Будь в программу авиатранзит, я не дёргался бы ни секунды, так как только за прошлый год совершил ровным счётом семь успешных пересадок именно в Амстердаме, а тут перед нами была неизвестность.
Она, неизвестность, впрочем, очень скоро рассеялась: на сайте "KLM" довольно чётко рассказывались все процедуры для подобных случаев и отдельно грозно упоминалось, что лица, не имеющие при себе посадочных талонов на поезд из Брюсселя в Амстердам и соответствующих отметок в системе авиакомпании, к полёту допущены не будут.
Механику этих манипуляций нам ещё предстояло в дальнейшем постичь, а на тот момент мы с братом поздравили друг друга с удачной покупкой и занялись своими делами, отложив подготовку программы пребывания в Бельгии на более позднее время.
Только непосредственно перед вылетом, за пару дней до него, программа оказалась составлена, и не последнюю роль в такой задержке сыграл своего рода конфликт интересов: я хотел посмотреть такие города, как Монс, Куртре, Льеж, тогда как брат напирал на Гент, Брюгге, Остенде и Антверпен. Мне же его список был совершенно неинтересен, ибо в предыдущий вояж по Бельгии почти все упомянутые им места я видел. Как результат, мы разделили сферы влияния, и порешили, что каждый будет заниматься осмотром собственноручно отобранных точек, а жить мы коллективно будем в Брюсселе.
Во исполнение этой программы я заказал гостиницу "Aparthotel Brussels" по 65 евро за номер с кухней и разработал планы перемещения по местности. Дело в том, что у бельгийских железных дорог есть давно действующее спецпредложение выходного дня, по которому все поездки по субботам и воскресеньям обходятся ровно вдвое дешевле, чем по будням. Таким образом, имело смысл назначить на выходные самые дальние вояжи, тогда как в пятницу и понедельник смотреть ближние окрестности Брюсселя. Именно так и было сделано нами, что позволило основательно сэкономить на переездах...
Размещение в Брюсселе имело как свои плюсы, так и свои минусы: гостиница оказалась вполне нормальной, и к тому же была расположена в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Brussels Midi. Большая комната и спальня, все удобства, да ещё и обустроенная кухня давали все возможности для комфортной жизни. Имелись лишь два обстоятельства, испортивших всю благостную картину: персонал и соседи. Тот факт, что в Брюсселе полным-полно марокканцев, тунисцев и разных негров, я подметил ещё во время прошлого приезда, однако так как иммигранты никак нам тогда не докучали, внимания на них обращать не приходилось. Тут же в одну из ночей нас разбудил чудовищный грохот музыки. Как оказалось, это развлекались посетители кафе "Marrakesh", находившегося прямо напротив наших окон. Конечно, политкорректные бельгийцы, в чьи головы давно уже вдалбливают мысль о толерантности к приезжим, и ухом не повели, так что в течение полутора часов весь квартал сотрясался совершенно спокойно.
Ну и о персонале скажу пару слов: поначалу взаимоотношения у нас вроде как складывались, и мне даже показалось, что гостинице работают вполне адекватные люди. Взять хотя бы историю с приездом, когда мы собирались появиться на пороге около полуночи, и выяснили, что стойка портье пустеет в девять. Тогда я написал письмо прямо в отель, и получил заверения, что, дескать, кто-нибудь из сотрудников нас встретит и всё оформит. Имея на руках такое подтверждение, мы особенно не переживали, хотя и дёргались немного, потому что пустились в путь до Брюсселя раньше времени. Дело в том, что в билетах у нас был обозначен поезд, уходящий из аэропорта Скипхол через два с лишним часа после посадки петербургского рейса, а мы освободились гораздо раньше. Соответственно, приятный дядя в кассе вокзала выдал нам билеты на более ранний поезд, уходящий всего через сорок минут. Плюсом в этой ситуации был тот факт, что нам не пришлось попусту болтаться по аэропорту, а минусом – возможная перспектива стукнуться лбом о закрытые двери, ведь не исключалась ситуация, что дежурный портье явится лишь к назначенному сроку.
Впрочем, мы переживали напрасно, поскольку после того как за окном нашего поезда отмелькали последовательно Дельфт, Гаага, Роттердам, Дордрехт и Антверпен, мы попали в столицу Бельгии, в два счёта нашли гостиницу и мигом разбудили чернокожего портье. Он нас действительно ждал, благодаря чему мы попали в холл, обычно наглухо закрытый, и получили связку из двух ключей - от номера и от входной двери. Проблема была только в том, что мы планировали ездить каждый по своей программе, так что никому не хотелось таскать с собой ключи и заставлять другого сидеть под дверью в случае задержки. А на пути резонной мысли сдавать ключики на ресепшн стеной встал рыжеватый молодец, обслуживающий гостей в дневное время. По его словам, услуга хранения ключей в отеле не предусмотрена, и, мол, нам самим следует выкручиваться. Мы в итоге всё-таки настояли на своём, но дядя остался крайне недоволен развёртывавшимися событиями. Нам же оставалось лишь удивляться его поведению...
И это, надо сказать, было не единственный повод для недоумения. Я давно так не удивлялся, как в первый день пребывания, во время поездки в Ипр. Сперва поезд довольно проворно доставил меня до городка Куртре, куда я планировал вернуться после знакомства с Ипром. Только знакомству это никак не выходило состояться: я несколько раз пересмотрел расписание поездов, потом ещё несколько раз просмотрел его более тщательно, однако станции "Ypres" так и не нашёл - как будто туда поезда и не ходят...
Загадка разрешилась довольно просто: в двуязычной Бельгии многие названия сильно разнятся на фламандском и французском. Вот и в данном случае надо было высматривать "Ieper", тогда бы дело не затянулось надолго. Ну а коли такая головоломка оказалась решена, я без промедления занял место в очередном отходящем поезде...
Ипр знаком, наверное, каждому, кто изучал Первую Мировую войну: именно тут развернулась одна из самых кровопролитных мясорубок, именно тут состоялась первая в мировой истории газовая атака. Упрямство войск Антанты, защищавших город, объясняется в том числе и значением этой местности. И дело тут не в стратегическом положении, хотя и оно сыграло свою роль - Ипр оказался последним участком бельгийской территории, не захваченном немцами. Таким образом, этот клочок земли символизировал независимость всей Бельгии, и, понятное дело, войска дрались за него с особым ожесточением.
Вклад союзников в оборону Ипра отмечен сразу несколькими памятниками, крупнейшим из которых являются ворота Menenpoort - они представляют собой колоссальный монумент, воздвигнутый бельгийцами в 1927 году в честь солдат Антанты, отдавших свои жизни для свободы Бельгии. Ипр был последним кусочком бельгийской земли, свободным от оккупантов, и десятки тысяч бойцов из Англии и Австралии пали на его укреплениях.
Массивные ворота служат кенотафом для тех, чьи тела так и не были найдены в той грандиозной мясорубке; огромные плиты с высеченными именами павших расположены по всем боковым сторонам ворот. Я ещё отметил большое количество венков и цветов, возложенных к стенам комплекса, когда поднимался на верхнюю террасу, откуда открывается вид на ограждающий город канал и укрепления вдоль его восточного берега.
Другой важный памятник расположен в центре города, и туда мы ещё доберёмся, а пока сделаем небольшой крюк, чтобы заглянуть к церкви Сен-Жак, известной также как Jacobskerk. Эта постройка представляет собой неплохой образец фламандской готики, в которую здание облачилось спустя два столетия после постройки. Тогда, в XIV веке его прежний романский облик сменила упомянутая готика, а ещё через двести лет к храму пристроили впечатляющих размеров башню, сразу ставшую доминантной всего ансамбля.
Несмотря на свой древний вид, церковь выглядит как новая благодаря реставрации; вероятно, архитекторам, проводившим восстановление здания, пришлось основательно потрудиться, так как и годы сказались на постройке, и разрушения, нанесённые немецкими снарядами Первой Мировой войны.
Примерно тогда же, когда и Сен-Жак, была построена церковь святого Петра; на месте небольшой часовни образца XI века через несколько десятилетий вырос полноценный храм. Выдержан он был в популярном у жителей того времени романском стиле, заменённым во время одной из перестроек откровенной готикой. С той поры постройка успешно простояла не одно столетие, и только внушительную башню пришлось возводить заново, после того как оригинал сгорел во время пожара. Но и это не было последним штрихом к облику Петерскирхе: как и многие другие здания Ипра, она была сильно повреждена артиллерийским огнём, так что пришлось горожанам воссоздавать большую часть постройки заново, отчего в храме теперь смешаны романские и готические черты.
И всё-таки, как ни хороши внешне эти две церкви, им никак не сравниться с громадой ипрского собора: прошло добрых полтораста лет с момента основания храма святого Мартина, прежде чем жители Ипра узрели, наконец, эту постройку в законченном виде. Ради этой махины горожанам пришлось снести старую церквушку, стоявшую тут ранее, но, я полагаю, им не пришлось жалеть о своём решении: на мой взгляд, храм является самой интересной достопримечательностью города. Великолепен и внешний вид собора, и его интерьеры - зайти и полюбоваться ими можно совершенно бесплатно. А вот за что я с удовольствием заплатил бы, так это за подъём на стометровую колокольную башню - оттуда наверняка открывается прекрасный вид на центр Ипра. Увы, доступ посетителям на высоту закрыт, и это единственное огорчение от посещения собора.
Рядом с главным ипрским храмом есть другая постройка, под стать ему размерами. Речь идёт, разумеется, о грандиозном Lakenhalle - чтобы закончить его возведение, у жителей Ипра ушло больше полувека: работы начались в 1250 году и закончились только с наступлением XIV столетия. Зато после завершения всех формальностей город обрёл самую крупную коммерческую постройку средневековья, вымахавшую на пятьдесят метров в высоту. Более того, в 1370-х годах к этой махине было пристроено восточное крыло, что сделало размеры здания просто устрашающими. А всё, спрашивается, для чего? А для того, чтобы торговцы тканями могли устроить внутри колоссального сооружения рынок и склад...
Правда, следует добавить, что внушительного вида колокольная башня служила также и наблюдательным пунктом, а часть её помещения была отдана под склад оружия.
Сейчас в правом крыле комплекса находится туристический офис, куда я настоятельно рекомендую зайти. Я всегда стараюсь поскорее отыскать подобные конторы, чтобы получить в них побольше полезной информации - вдруг при подготовке поездки что-то важное было упущено. С Ипром этот обычай оказался особенно полезным, так как в офисе мне не только выдали подробную карту с кратким описанием достопримечательностей, но и информационный буклет о городе.
Прилегающая к Lakenhalle главная городская площадь Grote Markt является настоящим средоточием местной жизни, куда стекаются в изобилии как местные жители, так и туристы. Тут есть, что поснимать, тут есть что прикупить, тут есть где пообедать. По части еды я, кстати, рекомендую заведение "Vivaldi", что находится на северной стороне площади в доме номер 19. На мой взгляд, ресторан хорош сразу по нескольким важным показателям: во-первых, он находится совсем рядом с основными достопримечательностями Ипра, что позволяет не отходить далеко от туристического маршрута; во-вторых, в летний период он выставляет на прилегающую территорию столики, после чего посетители могут созерцать средоточие местной жизни без отрыва от трапезы; наконец, в-третьих, в нём подают различные блюда национальной бельгийской кухни, в том числе говядину по-фламандски и разные соусы. И хотя обед в ресторане влетит в немаленькую копеечку, есть вариант с выбором меню за 17.80 евро; это спецпредложение действует с 14 до 18 часов, так что ушами хлопать не следует. А если даже нужное время уже прошло, можно ограничиться порцией местных горячих вафель вместе с кофе; первая стоит 3.20 евро, второе - 3.50 евро.
Кроме ресторанов и кафе, по периметру площади расположились многочисленные магазины, описывать которые, пожалуй смысла нет. А вот что имеет смысл описать, так это магазин сувениров "Tommy's". Он попался мне на глаза, когда я покупал мороженое в кафешке на Meensestraat, и сразу обратил на себя внимание оригинальным оформлением. Как я уже говорил, английские солдаты внесли немалый вклад в оборону Ипра от немцев во время Первой Мировой войны, и память об этих событиях периодически проявляется на улицах города. Одним выражением такой памяти можно считать во такие вот витрины, на которых изображены британские пехотинцы; это их прозывают "томми", и с ними связаны многие сувениры, продающиеся тут, типа зажигалок и вымпелов. Если же сосредоточиться на изделиях, способных принести домой память о Бельгии, то сообщаю, что магнитики с видами города стоят 4.95 евро, открытки - 0.50 евро. Симпатично выглядят сувенирные тарелочки за 12.95 евро, и вообще выбор сувениров очень велик.
Что до упоминавшегося мороженого, то мне приглянулось кафе "Hemelryck". Полноценной точкой общепита его назвать нельзя: скорее это магазин шоколада; мороженое тут, очевидно, побочный продукт - зато какой! Я стараюсь пробовать это лакомство в различных местах, и вариант в Ипре мне очень понравился. Крайне рекомендую попробовать мороженое именно тут, потому что оно необычайно вкусное. Шарик стоит 1.50 евро, 2 шарика - 2 евро, 3 шарика - 2.30 евро; я бы рекомендовал не жадничать и взять два шарика: их хватит с лихвой, и они заполнят вафельную трубочку до основания.
Жаль только, что в кафе не предусмотрены столики - пришлось возвращаться на центральную площадь и там искать свободное место на скамейке.
В результате, к итальянской мороженице "Le Gusto d'Italia", что базируется на углу Boomgaardstraat, я добрался как раз закончив дегустировать кофейные шарики, так что о покупке новой порции думать не приходилось, и это, возможно, было ошибкой: судя по тому, как местные жители ломились (без преувеличения!) в кафе, можно сделать вывод об отменном качестве продукта. Шарик лакомства тут стоил 1.75 евро, 2 шарика 2.25, 3 шарика можно приобрести за 2.75 евро. Я также приметил спецпредложение, очевидно, выставленное в преддверии лета: за 3.50 покупатель получает не только 3 шарика, но и пол-литровую бутылку воды.
Народа в мороженице очень много, так что готовьтесь немного постоять в очереди - наплыв желающих покушать мороженого очень велик.
Теперь можно было с новыми силами взять за осмотр города, и я незамедлительно ознакомился с тяжеловесной готикой церкви Сен-Николас, которую по правде следовало бы отнести на счёт немецкой традиции, нежели французской, хотя до Франции тут буквально рукой подать. Эта мощная постройка, от которой так и веет средневековьем, сейчас служит вместилищем для одного интересного музея, отражающего историю образования за последние несколько веков. При желании посетитель, уплатив 2 с половиной евро, получает возможность увидеть старинных школяров с их талмудами и тетрадями - восковые копии, конечно. Кроме того, в музее есть средневековые учебники, пособия, карты, фотографии и другие предметы.
Надо сказать, что достопримечательностей в Ипре очень много, так что все их не посмотреть ни за один день, ни за два. Увы, обычно в распоряжении путешественников слишком мало времени, чтобы изучать каждый город досконально, по зданию. Вот и мне пришлось, наконец, свернуть экскурсию, потому что я хотел ещё успеть попасть в Куртре.