Не думал, что соберусь писать на эту тему отзыв, но примеры отзывов других авторов показали, что он может быть востребован. Много написано отзывов о туристическом Петербурге и нетуристическом Петербурге, об официальных памятниках и неофициальных памятниках а тут – целое направление в искусстве. Это не преувеличение, а констатация современного факта. Поэтому я, не являясь специалистом и искусствоведом, попробую просто продемонстрировать творческие примеры, которые могут быть интересны, в том числам и заезжим туристам. Опять таки, не занимаясь этой темой серьезно, как упомянутые выше форумчане, могу что-то напутать или ошибиться в фактах и именах, хотя к написанию текста готовился и изучал первоисточники ). Часть информации ранее была размещена в другом моем отзыве, посвященном неформальным памятникам .
Один мой знакомый москвич в своих обзорах разделил московский стрит - арт на легальный и нелегальный. Это правильный подход и я тоже буду его придерживаться.
Для начала покажу вам один из ранних примеров официального стрит-арта – именно так это выглядело в 60-70 годы прошлого века.
К сожалению я, как руководитель управляющей компании, имею печальный опыт столкновения с нелегальными образцами. Есть у нас строение, которое облюбовали для своего «творчества» некие граффитисты. Творчество я не даром поставил в кавычки, поскольку это всего лишь некие «каляки-маляки» которые реально уродуют и без того страшненькое здание.
Районная администрация считает (и я с ними полностью согласен), что с ними нужно бороться, но как это делать – не говорит, предпочитая просто штрафовать нас на крупные суммы и требовать уничтожить, в том числе. и такие надписи.
Кстати, сами "художники", порой, трезво оценивают смысл своих занятий, но делают это скромно, где-то внутри.
Я попытался в ходе общения с одним из руководителей ГАТИ (Государственная архитектурно-техническая инспекция) поднять эту тему и найти приемлемый формат существования стрит-арта в городской среде, ссылаясь на примеры настоящего, на мой непрофессиональный взгляд, творчества, которые здесь продемонстрирую. Но чиновница, потупив глаза, сказала громкую фразу: «Закон един для всех и все несанкционированные или несогласованные картины и изображения должны быть уничтожены». Вот так – проще запрещать и уничтожать, чем подумать и поддержать.
Хотя наш главный чиновник – Губернатор в свое время проявил некую заинтересованность в этом вопросе и волевым решением разрешил сохранить портрет Виктора Цоя и даже поучаствовал в открытии специальной зоны для граффитистов в Приморском районе, но это – единичные случаи. Раньше там были две страшных глухих стены гаражей, но вот стали ли они привлекательнее от того, что на них накалякали – судите сами.
А вот какие образцы могут быть уничтожены – тоже посмотрите и сделайте выводы.
Многие популярные персонажи стали «украшением» трансформаторных будок – место, может, и не очень, зато исполнение выше всех похвал. И авторы большинства из них одни и они известны – это белорусская команда Hoodgraf.
К сожалению, после атаки вандалов зимой 2017 года изображение Эйнштейна восстанавливать не стали и на его месте разместили более "нейтрального" Юрия Шевчука.
Чуть дальше по Литейному проспекту у известного Китайского садика прописался Морихей Уэсиба - Великий учитель и основатель Айкидо.
Владимир Высоцкий в образе героя фильма "Вертикаль" тоже появился, хоть и в подворотне на Московском проспекте.
А на набережной Обводного канала рядом с Лиговским проспектом - Илья Сегалович, сооснователь Яндекса. Его фраза была воспроизведена с ошибкой, но добрые люди подмазали и исправили
Новые персонажи появляются регулярно. Вот Дмитрий Нагиев в образе прапорщика Задова
Великий блюзовый гитарист Би Би Кинг
Великий русский поэт Есенин
И два неоднозначных, но "раскрученных" персонажа. Основатель сети ВКонтакте Павел Дуров
И англоговорящий министр спорта Виталий Мутко со своими самыми знаменитыми фразами
А вот образы, возникшие после окончания очередного футбольного сезона. Капитан "Зенита" Мигель Данни, получивший очередную тяжелую травму не остался без поддержки болельщиков
А вот и самый преданный болельщик с "французскими корнями"
Несколько своих произведений белорусские художники посвятили героям войны. Вот одно из них на Новгородской улице - это Герой Советского Союза Зина Портнова.
На Лиговском проспекте во дворе дома 47 рядом с магазином рок-музыки два ярких персонажа - Константин Кинчев из Алисы
и покойный Михаил Горшенев из "Короля и Шута"
Но не только белорусы творят на наших просторах. В 2013 году наш город посетил легендарный художник из Нью-Йорка Леонард Мак Гурр - он же Futura. Руководители Петроградского района не упустили момент и быстренько предложили ему поработать на Введенской улице - и вот результат. В него "вписался" и портрет известного скейтера Тони Хоука.
Увы, но на горе художникам в Петербурге появился "активный горожанин" по фамилии Цветков, который не любит или граффити или конкретных людей. Он написал несколько жалоб на специальный сайт, который внимательно читают в Правительстве, и там прислушались к ним и дали команду - незаконные изображения убрать. Первыми исчезли прапорщик Задов и Павел Дуров - их закрасили позорной желтой краской. В срок до 3 июля 2017 года должен быть удален Данила Багров, хотя к его портрету люди до сих пор приносят цветы и …сигареты. Будем с трепетом следить за борьбой двух ветвей городской власти.
Для примера хочу рассказать о судьбе одного из известнейших граффитистов Вальтера Йозефа Фишера, известного всему миру как OZ. Он своим простым "смайликом" превратил город Гамбург в один из самых красочных городов Европы.В его защиту организовывались демонстрации и люди несли плакаты со словами : "Без OZ Гамбург - это Мюнхен". Более 120 000 картин он разместил, в основном, на будках, ящиках, мусорных баках и т.п. "нефотогеничных" местах, за что был неоднократно судим и провел в тюрьмах, в общей сложности, 8 лет. Он погиб в возрасте 64 лет, когда в момент создания очередной картины его сбил поезд.
А еще интересно, смогут ли местные партийцы из ЛДПР сохранить своего федерального вождя? Чтобы избежать вандалов (или местных недругов-чиновников) его разместили высоко под крышей.
Сразу после террористического акта в метро в апреле 2017 года недалеко от станции "Технологический институт" на Серпуховской улице появилось вот такое необычное граффити, посвященное жертвам трагедии. Оно тоже – от души, но без санкции.
Я показал здесь несколько граффити, посвященных конкретным персонажам. А вот эти в районе озера Долгое пока поражают своей неконкретикой и размерами - высотой в 25 этажей. Их авторы - Роман Мураткин и Алексей Кислов. Самое большое изображение площадью 510 кв. метров и высотой в 75 метров. Там прямо рай для новых работ, поскольку сам жилой комплекс называется «Граффити», а тематика изображений будет основана на сюжетах из "Алисы в стране чудес".
На их примере я покажу как граффити создаются. Есть «штучная» работа – ее я увидел в Вене. Может, кто знает этого мастера в лицо?
А вот как достигается грандиозность – по трафаретам и из люльки .
Там же местная власть решила создать памятник себе и, наверняка, согласовала вот этот «Дуб зеленый», распустившийся на стене дома в МО «Юнтолово». Если присмотреться, там есть и забавные персонажи.
На Петроградской стороне практично подошли к использованию огромных брандмауэров и разместили там полезную историческую и наглядную информацию.
Не остался в стороне от использования граффити и Эрмитаж. Вот как выглядит фронтон их хранилища в Старой Деревне – как настоящие ученые они использовали для украшения археологические рисунки. Это самые древние в Петербурге граффити.
На северо-востоке города в районе Кудрово затеяли очень амбициозный проект "7 столиц" в ходе которого собираются построить жилые районы в стиле Вены, Лондона, Мадрида, Барселоны, Парижа, Рима и Амстердама. Пока завершили Вену и вот как это выглядит с точки зрения "настенных росписей".
Картины Климта и партитура Венского вальса Штрауса - очень по-Венски. Будем ждать следующего по очереди - Лондона.
Считаю необходимым выделить в отдельную тему петербургские дворики, ибо там столько всякого... Но вот этот "Гвардейский дворик" недалеко от Московского проспекта в Дойниковом переулке тоже подходит под статью "Граффити"
Есть еще два известных двора, но, к сожалению, качество тамошних картинок уже очень низкое. Тем не менее, если будете рядом - загляните.
Гороховая ул. 51
и улица Молдагуловой д.3
А во дворе на Итальянской улице, снова не спросясь, решили воздвигнуть Колизей. Когда власти об этом узнали было уже поздно, но "законное " решение состоялось - "Закрасить!" Представляете себе реакцию жителей и авторов? Уж не знаю какими силами и средствами, но рисунок пока что сохранили.
В некоторых двориках, скрытых от глаз чиновников, местные умельцы просто изображают свое вИдение окружающего их мира.
Например, на проспекте Авиаконструкторов, на злобу дня, воссоздали уголок Крыма. А для пущей наглядности разрисовали трансформаторные будки (куда ж без них!) курортными видами.
На улице Жуковского энтузиасты построили детскую сказку по мотивам произведений "нашего все". Есть там и Живая голова, и Черномор и Кот ученый.
А такой вот замок разместили во дворе детской больницы, чтобы пациенты не скучали.
Еще один замок есть и в Кировском районе - уж очень романтичный..
А вот, напротив, некая "изнанка жизни" на Каменноостровском
Таких двориков много, я их все обойти не могу и прошу тех, кто их знает, добавить свои фотографии.
В разделе "Разное" не могу пройти мимо вот этой эпитафии любимому коту.
Скорее всего я не смог осветить здесь все то, что находится в городе – на стенах и домах. Создатели этих изображений идут своим путем и ждут признания. А есть люди, которые, как говорил молодой Володя Ульянов, «пошли другим путем» и решили прочно связать такие понятия как «стрит-арт» и «искусство» создав единственный в стране Музей стрит-арта.
Я давно собирался туда сходить, но он пока еще не слишком доступен и для организации экскурсии нужна была группа соратников. Я нашел их в лице дочери и ее мужа и мы записались на посещение, которое возможно только в выходные. К сожалению, в этот день там проходил молодежный фестиваль и часть территории была недоступна для осмотра, так что я отчитаюсь о том, что мы смогли увидеть. Кстати, к нам примкнуло еще 12 человек и группа наша с огромным удовольствием почти 2 часа приобщалась к новому для большинства из нас виду творчества.
Немного официоза. Музей стрит-арта зарегистрирован в Минкульте как учреждение культуры еще в 2012 году и находится он на территории действующего Завода слоистых пластиков. Предприятие, созданное после войны, знавало лучшие времена, находилось среди лидеров Ленинградской промышленности, но в лихие девяностые пришло в упадок и, практически, погибло. К счастью, нашлась группа инвесторов, которая решила возродить производство и главными из них были Дмитрий Зайцев и его сын Андрей – личности активные и креативные. Старший занялся производством, а младший решил по-новому использовать территорию завода и его цеха. Сейчас это небольшой город со своей топонимикой, промышленностью, населением и культурными объектами.
Кстати, шестой подвиг Геракла это расчистка Авгиевых конюшен. Что символично.
Коллектив музея создал обособленную «землю обетованную» для сторонников современного искусства. В прошлом году там работало более 60 специально приглашенных из разных городов и стран художников, для которых были обеспечены все условия для творчества – начиная от красок и заканчивая проживанием в своем хостеле и обеспечением транспортом и техникой.
Некоторые из них не ограничиваются предоставленной площадью и «партизанят», оставляя «несанкционированные» работы. Например, никто не знает, кто нарисовал этого мальчика.
А один из художников создал «дополнительную» работу уже за территорией завода – у проходной. Невтерпеж было. Хотя он работает в технике, использующей трафареты и на создание картин у него уходит всего 3-4 часа. Вот примеры.
На сегодняшний день существует постоянная экспозиция и временные выставки, причем на мой вопрос: «Как реагируют авторы на то, что их картины уничтожают?» экскурсовод ответила: «Нормально! Для них это естественные условия существования в городской среде, где они борются за право «творить» с администрациями. А здесь причины не в противостоянии с принятыми правилами, а чисто творческие – они и их друзья получают новые площади для реализации тех идей, которые волнуют их именно в этот момент.»
А теперь я покажу часть работ, которые нам удалось увидеть и перескажу комментарии экскурсовода, дополненные информацией из разных источников.
Вот две работы львовянина Сергея Радкевича (Тэн). Если присмотреться к ним, то можно понять, что он получил …иконописное образование. Это лицо реального рабочего завода. Работа называется «Портрет покорного человека».
А вот более абстрактная картина из серии «Ноль метров над уровнем моря», где образование автора «выдает» техника изображения рук.
Есть в музее изображения неизвестных авторов, а есть и незаметные – как вот эти две собачки высотой сантиметров в 5. Но для их создания автор использовал аж 4 трафарета – по количеству цветов.
Зато эта работа поражает размерами и ...лаконичностью
Есть авторы, которые как раз разнообразием цветов не отличаются. Вот три работы автора Escif из испанской Валенсии. Что зима, что весна, что радуга, что олимпийские кольца – в арсенале всего 3 цвета.
Одним из главных шедевров постоянной экспозиции является вот эта работа Кирилла Кто с длинным названием, которое и является сутью картины. Это фраза из его диалога с рабочими, возникшая в ходе работы. Кстати, журнал «Артхроника» в 2012 году признал Кирилла Кто одним из 50 самых влиятельных в российском искусстве людей.
Вообще, тема взаимоотношения рабочих и музейщиков обсуждалась в ходе экскурсии очень широко. У рабочих есть картины, которые они любят, а есть и те, которые им неприятны. Например, скрытая в цеху (а снимать там категорически нельзя - за этим бдительно следил сопровождавший нас охранник) работа «Бог в спецовке» им близка и понятна
а картину Паши 183 "Стены не спят", сделанную на основе старой фотографии они просто бдительно охраняют от возможных воздействий.
Был случай, когда рабочий-электрик с завода через неделю после начала работы музея пришел к ним и сказал, что ошибся в выборе профессии и просит принять его в команду. Так до сих пор и работает на какой-то творческой должности.
Кроме изображений на территории музея есть несколько инсталляций. Например, ими являются практически все бачки с мусором. Но не по содержанию, а по внешнему виду и функциональному назначению.
А вот эффектная работа «За секунду до наступления мира».
Вот два образца стрит-арта из серии «Поговори мне тут!», выполненных петербурженкой Мама Ли в технике ярнбомбинга.
Это направление в искусстве зародилось в 2005 году в Америке, когда некая Магда Сейг связала для дверной ручки своего магазина чехольчик. Это так понравилось ее подругам, что они стали вязать подобные вещи для всего, что видели вокруг. Их инициативу подхватили во всем мире. Я видел примеры ярнбомбинга («бомбардировки пряжей») в Риге и Вильнюсе.
А здесь «а ля рюсс» - симбиоз русалки и матрешки.
Я видел еще несколько воплощений ярнбомбинга в Петербурге, но сильно адаптированного к конкретным условиям. Вот на выставке "Императорские сады России" на тему "Итальянский полдень" представили вариант для жарких стран - без пряжи, а с легким ситчиком.
А вот на Морском фестивале "Митьки" организовали День рождения Тельняшки
Но вернемся к изображениям. Вот некий португальский автор – большой любитель кириллицы, долго ходил по территории завода, выбирая место для своего шедевра. И его очень вдохновил вид на заводскую трубу – он так его и назвал: «Пейзаж».
Вот это «культурное отрицание» создано французом вручную, без всякой разметки – просто пришел и написал.
Другая его работа более глобальна – это воин племени «Банту», который теперь охраняет и завод и музей.
А вот работа Александра Жунева «Не мешай самому себе». Если присмотреться, то можно увидеть, что человек, ползущий на руках по лестнице к свету и человек, наступающий ему на руки – один и тот же. В этом глубинный смысл творчества – главные враг человека в этом стремлении – он сам.
На этом примере не могу не отклониться чуть в сторону. Современное искусство, в том числе стрит-арт, несет в себе некий глубинный, неявный смысл, который надо растолковать – и тогда все станет ясно. Но, с другой стороны, зачастую работы авторов толкуют и трактуют так, как они и не предполагали. Для примера приведу обложки альбомов группы Битлз «Эбби роуд» и «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», которые, без сомнения, являются яркими образцами современного искусства.
Статьи и целые книги написаны о тех скрытых идеях и «месседжах», которые люди с богатой фантазией там углядели. А вот не менее великая группа Лед Зеппелин не стала заморачиваться, а просто назвала свой двойной альбом "Phisycal Graffiti"
Пример подобного «глубинного» видения есть и в музее. Это работа автора Никиты Numerz «Целое». Можно долго перед ней стоять и не понять, что там изображены, по разным оценкам, от 5 до 7 человеческих лиц. Поищите! Эта картина размещена на здании, подлежащем сносу, но уже решено, что ее срежут и сохранят.
А чтобы все и вся понимали, каковым должен быть стрит-арт, автор из Екатеринбурга Тимофей Радя написал целый Манифест и для его размещения понадобилась почти вся стена огромного цеха.
Вот два примера того, как картины прячут и открывают. Роспись на стене на тему «All you need is Love», трансформированная в соответствии с нашими реалиями во «Все, что тебе нужно – это Лавэ (деньги на жаргоне)» ушлые арендаторы без спроса загородили своей будочкой и сносить ее не хотят.
А другая картина с «капающим мозгом» постоянно была загорожена синей кабинкой, «обозначенной на плане буквой «Жо» (С), но нашлись инициативные люди и кабинку просто отодвинули, а шедевр теперь общедоступен.
Очень динамичные работы любителя велосипедов аргентинца Mart
И еще одного латиноамериканца который вот так представляет себе прогресс по-русски.
Вот «Семеро неизвестных»
А вот, наконец, наоборот работа очень известная, можно сказать – каноническая. Это одна из частей росписи «Аленка», сделанной великим граффитистом Паша183 (Павлом Пуховым). Он был в музее, буквально, за месяц до своей ранней смерти и планировал вскоре приехать снова, но не успел. Кстати, на его смерть еще более великий Бэнкси создал работу (баллончик с краской в виде свечи), которую назвал « P183 R.I.P».
В отношении «Аленки» музейщики совершили акт, которым очень гордятся. Они реализовали одну из главных функций настоящего музея – нашли шедевр, привезли его из Москвы и сохранили его для потомков. Пока у них нет средств и возможностей для реставрации, но они хранят картину в специальном помещении и копят силы.
Ну и в конце две очень динамичные работы. Максим Реванш из Екатеринбурга создал вот эту работу «На пути!», в которой отразил особенность своего родного края, находящегося на границе Европы и Азии.
А вот эта «веселуха» – продукт творчества всего коллектива музея. Один из приглашенных авторов замыслил глобальную работу, для которой ему потребовались несколько человек, лошадь и велосипед. Все это ему было предоставлено и он, зарядив несколько огнетушителей разными красками, просто поливал стену у которой стояли несчастные «соратники». А один из них даже висел под крышей на огромной березовой ветке.
Получилось «креативненько», как и большинство того, что мы успели увидеть на территории молодого и интересного Музея стрит-арта.
В заключении еще несколько работ нами замеченных, но отдельными историями не отмеченных.
Спустя неделю мои компаньоны все же попали на ранее неисследованную территорию и прислали мне несколько фото - без комментариев, а просто для общего развития.
Я начал свой рассказ с граффити прошлого века. Первое же изображение, которое мы увидели в ходе экскурсии представляло собой симбиоз старого и нового в этом искусстве - как пример преемственности поколений.
Интересно было понаблюдать за развитием жанра? Если да, то не проходите мимо, когда увидите где-то в городе вот такого человека - с кистью и у глухой стены - он "творит"!
Спасибо за внимание.
Авторы