Дворец и парк в Качановке - прекрасно сохранившаяся помещичья усадьба, уникальный образец усадебного быта Левобережной Украины. История дворцово-паркового комплекса началась с 1770 г. при генерал-губернаторе Малороссии П.А.Румянцеве-Задунайском. Сохранилась еще одна его усадьба в Черниговской области - Вишенки. В апреле 1797 г. Вишенки посетил (проездом из Петербурга в Тульчин) А. В. Суворов. Граф основательно связывал свою жизнь с землей Малороссии и оставил нам в наследство великолепные усадьбы. В 20 веке в Качановке устроили детский городок для беспризорников, именно тогда дворец и пострадал больше всего. Потом тут был санаторий, с 1981 г. историко-культурный заповедник "Качановка". В отреставрированных дворцовых залах размещена музейная экспозиция, рассказывающая об истории дворца, его бывших владельцах и знаменитых гостях. Название усадьбы произошло от фамилии певчего царского двора Фёдора Каченовского, который владел имением в середине XVIII века. Кстати, пруд, над которым стоит дворец - Майорский, назван в память о брате певца, секунд-майоре Михаиле Каченовском.
В 1770-м императрица Екатерина Вторая выкупила имение и подарила его фельдмаршалу Петру Румянцеву-Задунайскому для резиденции президента Малороссийской коллегии. Позднее имением владел сын полководца, Сергей Румянцев. При отце и сыне возвели барский каменный дом; был заложен и стал разрастаться парк. Екатерины благоволили героическому графу с детства - его крестной матерью была Екатерина Первая. Отца его, генерал-аншефа Александра Ивановича Румянцева, очень уважал Петр Первый. Первые военные подвиги Петр Румянцев совершил еще в возрасте 18 лет во время Шведской кампании. Отметился еще во многих сражениях, и зарекомендовал себя, как отважный вояка и прекрасный стратег во время Семилетней войны с Курляндией и обеих екатерининских Русско-турецких войнах. Современники преклонялись перед его военными талантами, считали величайшим военачальником эпохи и ставили вровень с прославленными полководцами древнего Рима и античности.
Двадцать лет Румянцев был военным губернатором Малороссии. Мудрец, остроумец, всё знавший о человеческих слабостях, Румянцев играл на шляхетском честолюбии как на струнах. Румянцев добился, чтобы к малороссйской шляхте в Петербурге относились как к дворянам. До этого их даже в Кадетский корпус не принимали. Самый известный из выдвиженцев Румянцева - будущий граф и даже князь Безбородко, крупнейший дипломат и администратор, влиятельнейший «екатерининский орёл». Вводил в Малороссии административное управление, казачьи полки были переформированы в регулярные, и все мирно. Киевляне помнят Румянцева как спасителя Подола - исторического района «матери городов русских». Подольские слободы расположены на низком берегу Днепра у подножия холмов и страдали от наводнений. Когда генерал Миллер решил снести Подол, а тамошние храмы отстроить заново на безопасном месте, Румянцев отверг эту идею и спас старинный район. Екатерина Вторая высоко ценила фельдмаршала, она повелела возвести в его честь обелиски в Петербурге и Царском Селе. Прожил Петр Александрович 71 год и похоронен в приделе главного храма Киево-печерской лавры. Молодой император Павел приказал всему двору три дня носить траур по славному герою. На несколько дней Киево-Печерская лавра превратилась в мемориал полководца: туда съезжались старые вояки, генералы, побывала на панихидах вся малороссийская аристократия. Хоронили победителя с подобающими воинскими почестями, стояли у могилы и седые ветераны Кагула.
В Качановке Петр Александрович построил одноэтажный дворец в стиле романтизма. До наших дней дошли только рисунки того здания.
Румянцев, одержавший немало побед над турецкой армией, повидал пышные восточные дворцы и изящные мечети Османской империи. И решил возвести для себя в камне нечто подобное. Проект качановского дворца создавал архитектор Карл Бланк. Он же разбил парк и сад. Небольшой регулярный парк раскинулся перед парадным фасадом дворца, который стоял на месте нынешнего. Сохранились указания Румянцева по поводу ландшафта усадьбы, полученные в 1777г: «Хотелось бы мне, чтобы, не тратя удобного времени, и в Качановском хуторе были воплощены начатые вами перспективы, от одной рощи до других, с правого краю аж до самой березовой рощи, а с левого до самой дороги, которую садовник направил на полуостров...».
Румянцев-младший продал усадьбу помещику Почеке. После его смерти вдова передала Качановку своему сыну от первого брака - Григорию Тарновскому (титулярный советник, потом камер-юнкер при императорском дворе), первый из семьи владельцев Тарновских. Последний - Василий Васильевич младший, «Васюка», муж скандально известной Марии Тарновской-О'Рурк. Она, по ее собственному определению, была "живой объект роскоши, который я воплощала собой в мужском обществе половины Европы". Про графиню, в жилах которой текла кровь Стюартов, надо отдельно писать или читать –очччень много всего про неё есть! Последний хозяин И.Харитоненко основательно реконстуировал Качановку "по последнему слову техники" того времени. Но «по наследству», так сказать, продолжились страстные романы в усадьбе. Качановку он приобрел для своей дочери Елены. Здесь сыграли ее грандиозную свадьбу, когда она выходила замуж за графа Урусова. Когда молодые шли под венец, Харитоненко приказал засыпать аллею до церкви сахаром, что было в то время развнозначно усыпать купюрами, и должно было символизировать для новобрачных сладкую жизнь. Однако, семейное счастье длилось недолго, располагающая к флиртам атмосфера Качановки сделала свое черное дело. У графини вспыхнул страстный роман с бароном Оливом. Урусов и Олив дрались на дуэли прямо возле Георгиевской церкви, правда, никто не пострадал. Урусов покинул жену и подал на развод, а Елена вторично вышла замуж и стала баронессой Е.П. Олив. Харитоненко основательно реконстуировал Качановку: провел водопровод и электричество.
При Василии Васильевиче Тарновском-старшем никаких переделок и достроек в имении практически не производилось после Почеко.
Фамилия «Тарновские» имеет польские корни. К Яну Тароновскому, богатому магнату, что владел 10 городами и 120 селами, и основателю Тернополя, Ляшко-Тарновские не имеют отношения. В Прилуках во второй половине 17 века появляется некий казак Иван Ляшко, который имел мельницу на реке Удае. То есть Тарновские происходили от обыкновенного сельского мельника, проявившего жилку к бизнесу. Сын его Федор добавляет к своей фамилии вторую часть и становится Ляшко-Тарновским. С тех пор Тарновские занимают заметные посты в казацком реестровом войске. Так, Яков Тарновский в 1761-1779 г был генеральным бунчужным и депутатом к дворцовой комиссии от Прилуцкого полка; сын его, Степан Яковлевич, в 1791-1792 г занимал пост киевского губернского маршала. А его сын, камер-юнкер Григорий Степанович Тарновский, и стал хозяином унаследованной после смерти отчима и матери Качановки.
Этот крепостник владел немалыми богатствами: огромные земельные наделы и 9 тысяч душ в Киевской, Полтавской и Черниговской губерниях. Но в ту эпоху модно было быть утонченным, романтичным, разбирающимся в искусствах, окружать себя служителями муз и меценатствовать. Что он и делал, теша своё эго, за счет каторжного труда рабов-крепостных.
Прибывают туристы вначале на хозяйственный двор усадьбы. Дом управляющего.
Бывший каретный «гараж». Служит гаражом и поныне, правда, уже для авто.
Во флигелях усадьбы оборудована мини-гостиница, на территории есть кафе и стоянка. Но несколько домов в усадьбе и по сей день жилые, здесь живут жители с. Качановка.
И вот центральная аллея, которая соединяет сам дворец и Георгиевскую церковь.
Современный вид усадьба имеет такой, какой она была во времена П. И. Харитоненко, и реконструкции производят по тому проекту.
Дворец пережил пять строительных периодов, поэтому дошел до нас в сильно измененном виде от первоначального. Первоначально усадьба была построена арх. К. Бланком в стиле псевдоготики, но в 1808-24 гг. новый владелец помещик Г. Почека перестроил ее в стиле классицизма, а следующие хозяева из рода Тарновских значительно расширили ее. Но основой служил и служит первый этаж дворца возведенного Румянцевым-Задунайским. Планировкам перестроек дворца, задавал курс именно первоначальный «восточный» дворец Румянцева. По проектам садовников Румянцева продолжали расширять и парк в усадьбе.
У дворца смотровая площадка на куполе, два флигеля, придающих традиционную П-образную форму дворцу, и круглая 3-ярусная водонапорная башня XIX века, высотой с шпилем 20 м. Эти постройки образуют парадный двор – курдонер. Качановский двор недавно был частично отреставрирован на средства министерства культуры... германской земли Бавария. Фигуры двух львов, опирающихся на щиты, раньше стояли перед одним из павильонов, в конце 19 века их перенесли сюда.
У основного дома два флигеля, в разное время имевших различное назначение. В одном из них был зимний сад. Другой чем-то не угодил последнему из владельцев Тарновских, он приказал разрушить.
Потом восстановлен при Харитоненко. Харитоненко очень многое усовершенствовал в усадьбе, согласно последним техническим новинкам конца 19 и начала 20 века: построил электростанцию, работавшую на мазуте, модернизировал фасад, провел водопровод, телефон, канализацию, взамен старозаветных привычек прежних хозяев. ( Ночная ваза).
Сейчас во дворце музей. Качановка с парком - государственный историко-культурным заповедник с экспозицией усадебного быта и строительства XVIII-XIX вв. на Левобережной Украине. Здесь хранятся произведения изобразительного искусства, этнографии, архитектуры. На территорию парка усадьбы вход по билетам (небольшая),во дворец пускают толькос экскурсоводом(в билет посещения сразу экскурсия прилагается).
Перед входом в парадные двери дворца, обратите внимание на чугунные плиты под ногами. На них масонские знаки. Масонство было модным увлечением у богатеев прошлых столетий (и нынешнего так же).
Зеркало в холле– единственная вещь сохранившаяся во дворце от фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Если бы оно могло говорить…
На втором этаже частично воссозданы интерьеры, по крупицам собраны предметы быта и некоторая мебель прошлых веков, чаще всего не принадлежавшая конкретно хозяевам усадьбы. Есть небольшая коллекция копий картин. Видны результаты усилий коллектива музея Качановки, еще пару лет назад фотографии отображали пустынные залы и комнаты, где редкая мебель темнела по углам. Сейчас оформлены целые тематические залы, воссоздающие быт помещиков 19 века.Бывший бальный зал дворца сейчас музейный. Стену напротив окон украшают старые ковры, по середине зала глиняные старинные изделия. Поэтому, странной выглядит современная вычурная люстра. Столовая, где происходило множество исторических событий: поэты и литераторы читали свои навеянные красотами Качановки стихи и романы.
«Меня манила ты и роскошью садов,
И ласковой душой хозяев-хлебосолов,
Я счастлив был среди твоих холмов и долов,
В тени столетних лип, каштанов и дубов». (В.Юрьев)
Композиторы представляли гостям и хозяевам усадьбы новые произведения. Именно тут М. И. Глинка впервые исполнил некоторые части «Руслан и Людмила». «Когда на сцене парадной столовой впервые исполнялся "Марш Черномора", колокольчики мы заменили рюмками» -писал он.В комнате, что в прошлом была библиотекой, потолок сделан по моде того века из гипса и покрашен под дерево.
Туристов пускают на балкон-террасу, откуда прекрасный вид на парк.
Комната «Фонарик», в которой жил живописец-пейзажист Василий Штернберг. Главным украшением сейчас является копия написанной им картины, с изображением главного здания усадьбы с берегов озера. Сохранился в комнате старый камин, колонны. Комната, в которой по предположению жил Т.Г.Шевченко.По одной из версий, Тарновский купил у молодого художника полотно «Катерину», по-другой, сам Шевченко ему ее подарил, положив тем самым начало знаменитой шевченковской коллекции Тарновских. Хотя Т.Г.Шевченко называл Тарновского «крепостником» и «сластолюбцем». На поэта произвело сильное впечатление, наличие обширного «гарема» у помещика – любвеобильный Тарновский содержал тайный гарем из крепостных красавиц. Нет ни одной зарисовки, сделанной в Качановке и ни строчки в поэмах и стихах Шевченко о. В усадебном парке сохранилась лужайка, где под вековым дубом поэт общался с местными крестьянами и крепостными музыкантами. В 1956 г. дуб погиб, после попадания в него молнии. Неподалеку высится могила-курган художника Григория Честаховского, товарища и духовника Т. Шевченко.
Другие помещения дворца после реставрации.
Левое крыло здания пока не реставрировано. Придают ему вид греческого храма, остатки колонн.
Но это всего лишь опоры, что поддерживали балкон-террасу с этой стороны здания, симметричную такой же с правой стороны здания.
«Интимный дворик» с разных ракурсов и балкона дома.
Был создан каскад из 12 озер, самым крупным из которых было Майорское с двумя островами, насыпанными еще при Румянцеве. Одним из чудес усадьбы был плавающий остров на пруду. Самый настоящий с деревьями, травой и камышами. Установленный на понтоне, он двигался ветром по глади пруда. Парк был создан на основе природного леса, его общая площадь - более 500 га. Из них около 400 га – рукотворные насаждения лесопаркового типа. В парке произрастает около 50 видов деревьев. На территории заповедника удалось сохранить овеянные легендами горки «Любви» и «Верности», Арочный мостик.
«Романтические» руины на берегу Большого пруда - уникальный памятник садово-паркового искусства 18 века.
С 1824 г. замечательный период в истории Качановки, когда на протяжении добрых 70-80 лет она притягивала к себе многих деятелей искусства, литературы, науки. Их общение между собой и с хозяевами дома не прошло бесследно для художественной культуры своего времени. Зимой Тарновский после уборки урожая отбывал в "Северную Пальмиру". А летом петербургский бомонд переселялся в Качановку. В имении был свой театр, оркестр и художественная галерея. Кроме того, ее хозяин оплачивал учебу нескольких студентов-земляков в Петербургской Академии художеств. Здесь в разное время побывали К. Брюллов, Т. Шевченко, Н. Гоголь, М. Глинка (беседка Глинки была музыкальным салоном). В качановском альбоме для гостей оставили свои автографы писатели Николай Гоголь (однокурсник Василия Тарновского по Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко). Существует предание о том, что именно здесь в один из своих приездов Гоголь впервые читал «Тараса Бульбу». Бывали тут Пантелеймон Кулиш, Марко Вовчок, ученые Николай Костомаров, Михаил Максимович, Дмитрий Яворницкий, художники Ге, Добужинский, Петров-Водкин, М. Врубель, братья Маковские, Лев Жемчужников. И.Репин привозил с собой молодого ученика В.Серова. Зарисовывал в усадьбе казацкие реликвии для своей картины о запорожцах, пополнил коллекцию усадьбы портретами ее хозяев и пейзажными картинами. Под эти портреты была отведена целая комната дворца, картинами были полностью увешены все стены до потолка. Репин тогда вынашивал новую идею: написать картину о запорожцах, ему нужен был материал для работы; в результате мир увидело полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сам Тарновский В.В., обладавший характерной внешностью, послужил И. Е. Репину прекрасным материалом в подготовке задуманной им картины «Запорожцы». Запечатлен на знаменитой картине и сам Василий, и его племянник, и даже слуга семьи.
Васильевич Тарновский-младший - в образе усатого казака в черной шапке, стоящего по левую руку от писаря. Слуга – хохочет во весь рот, на заднем плане картины, племянник – слева за дядей. Изобразил Илья Репин В.Тарновского на еще одном своем полотне «Гетман». Ученик Репина, Серов, напишет хозяйку Качановки, но много позже, когда имение уже принадлежало Оливам. Известна фотография В.В. Трановского с различными саблями и палашами в комнате с сохранившимся восточным интерьером от Румянцевского дворца.
Михаил Глинка писал о Качановке: «Подъезжали к поместью, с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой, каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение». Такой увидел Качановку М. И. Глинка, когда в 1838 г. предпринял поездку на Украину. В Качановке впервые прозвучали «Персидский хор» и «Марш Черномора», Глинка создал здесь три лучшие части оперы «Руслан и Людмила». И сейчас на холме возле Майорского пруда, стоит белокаменная беседка, названная именем знаменитого композитора. «Хозяин принимал гостей радушно и старался по возможности разнообразить удовольствия. Прогулки, поездки, иллюминации и танцы - все эти средства были употребляемы для нашего развлечения». Гости в Качановке могли при холодной погоде отдохнуть в зимнем саду; посетить картинную галерею, которую начал собирать еще фельдмаршал Румянцев. Такой коллекцией гордились бы и мировые музеи: Теньер, Ван Дейк, Иванов, Брюллов, Кипренский, Айвазовский...
Музой М.Глинки была Мария Задорожная, дальняя родственница хозяина имения. Творил он в 8-гранном кирпичном павильоне, построенном на искусственном насыпном холме в виде зала, называемом сейчас « беседка Глинка». Отсюда прекрасные виды на Майорский пруд и дубы в парке. Когда тут жил композитор, там стояли белый рояль и плетеная мебель. В гроте под павильоном был винный погреб хозяина.
Завершили осмотр усадьбы Георгиевской церковью. Крестообразная кирпичная церковь в стиле ампир построена в 1816-1828 гг.
Это единственная в Восточной Европе церковь Георгия Хозевита – протопопа Георгий из Козибы (Хозевиты). Георгий Хозевит, известный своим кротким нравов, был духовным наставником общины Козибы, также прославился как чудотворец. Чем перекликается всемирно-известный монастырь святого Георгия Хозевита с этой церковью - своей уединенностью. Георгиевскую церковь начала строить матушка, а завершена в 1828 году ее сыном Г. С. Тарновским. По бокам от церкви башенки, похожие на сторожевые. Архитектура здания церкви необыкновенна, тем более для сельской местности. Хором в этой церкви некоторое время управлял М. И. Глинка, а выделялся красивым баритоном, будущий композитор - С. С. Гулак-Артемовский. Именно возле ее стен состоялась дуэль между князем Урусовым и бароном Оливом. Церковь служила семейной усыпальницей Тарновских. А строитель первого мраморного дворца Качановки маршал Румянцев-Задунайский покоится в Успенском соборе Киев. И поныне отпевают монахи выдающегося полководца, государственного деятеля, внесшего огромный вклад в государственные дела России.
Георгиевская церковь в стиле ампир началась строиться матушкой, а завершена в 1828 году усилиями ее сына Г. С. Тарновского. Хором в ней некоторое время управлял М. И. Глинка, а выделялся красивым баритоном опытный солист, будущий композитор - С. С. Гулак-Артемовский
За церковью как бы обрывается обыденность усадьбы и ежедневной суеты, открывается вид на два объекта Вечности: поле человеческого труда и Божье небо. Крест осеняет их.
Крепостные, мастера, архитекторы и инженеры, что построили церковь и усадьбу, работали на Вечность. Хозяева рабов и усадьбы давно канули в Лету, а наследие Человека труда всегда передается человеку современности. Потому как служит ему опытом и примером в работе, и закладывает фундамент будущих свершений Человека.