Автобусно - паромный тур по Прибалтике неплох уже тем, что можно взглянуть на 4 столицы, пусть и мельком. В бывших советских республиках Прибалтики приходилось бывать, начиная ещё с питерских времён студенчества и позже. Так что на тот базис воспоминаний должна была наслоиться новейшая история этих стран за четверть века. Времени в каждом городе было, как обычно, крайне мало. В Вильнюсе и Таллине – часов по 6, в Риге чуть побольше – 9, а Стокгольме, между двумя паромами – всего четыре часа!
(*) Вспомнилось участие в самом конце 80-х годов во Всесоюзном маршруте "По Прибалтике". ( Всесоюзный маршрут... Для тех, кто сознательную жизнь провёл попозже времён СССР. Это были на редкость удобные и доступные по цене профсоюзные путёвки. За 16-20 дневное автобусное турне надо было оплатить рублями эквивалент 60 - 80 долларов при полном пансионе). Тогда в каждом городе останавливались на 3-4 дня, чего хватало на неторопливый осмотр всех достопримечательностей. Их ,конечно, было поменьше и часть из них сугубо «идеологически правильные». Правда, вместо нынешнего буржуазного Стокгольма тогда посетили тоже впечатляющий Калининград - Кёнигсберг.:)
И только один проверенный мной неоднократно метод позволял что-то дельное увидеть в этих местах за такой скудный временной интервал. Заранее тщательно изучить главные достопримечательности по описаниям и отзывам в планируемых к осмотру местах, как разведчик «на внедрении», впечатать в память более яндексовские либо гугловские карты центров старых городов. И, сочетая полуторачасовые обзорные экскурсии с гидом-аборигеном, «автономно» попасть в дополнительно хотя бы пару целевых точек каждого города. Чаще, это музеи, широкоизвестные или стоящие на обочине туристических троп, привлекающей именно меня морской или военной тематики. Всё удалось на 100%. И погода не подвела – ни одного дождя! «Пепелац» наш, вполне справный автобус «Неоплан», в дороге ни разу не подвёл благодаря опытным водителям.
Морская часть путешествия – два линейных лайнера-парома судоходной кампании TALLINK. Для меня, корабела, заброшенного судьбиной в сугубо сухопутный город, это долгожданная встреча с кораблями. И это – отличный вариант морских переходов по Балтике, сочетавших круговорот развлекательных программ на борту, комфортный ночлег, шведский настоящий завтрак и – МОРЕ! (Морской части рейда посвящу отдельный рассказ, он того стоит). Флот лайнеров TALLINK включает в состав около дюжины современных лайнеров-паромов, заковыка только в том, что находясь на его борту, сфотографировать его весь со стороны не получится :). Пришлось взять в интернете фото внешнего вида «Балтийской Королевы» в море, которая из Таллина доставила нас в Стокгольм.
В Вильнюсе отель «Жемайтис ***» был вполне хорош для ночёвки и завтрака перед экскурсионным днём.
99% штатных экскурсий в Вильнюсе гиды начинают с Кафедральной площади. Показать и рассказать тут есть о чём. Кафедральный собор Св. Станислава архитектурно похож на храмы Древней Греции. Не буду повторять известные факты о достойном строении Собора, оригинально давшим общую крышу девяти часовням. Самой красивой частью собора считается капелла святого Казимира, построенная в XVII веке. Взгляните сами на внутреннее убранство храма и его экстерьер и приезжайте сами сюда.
Непривычный конный памятник Князю Гедиминасу: всадник не в седле, а рядом с лошадью.
Вот эта «счастливая» плитка с надписью Stebuklas («чудо») перед собором, исполняющая желания.
На двух холмах рядом с Кафедральной площадью высятся два сразу узнаваемых виленских символа: Башня Гедиминаса и Три Креста.
Гид повела нас по знаковым местам старого города. Хороши и керамические чайники в стене.
Особенно оригинальной показалась мне стена-галерея с двумя сотнями мини - творений художников и скульпторов.
Рядышком очень креативный тату-салон для солидных клиентов.
От Ратушной площади минут за 10 непременно надо дойти к знаменитой Острой Браме. В часовне ворот Аушрос находится образ великой Милосердной Матери, хорошо известный всем католикам. Убедился лично, что это очень почитаемая у верующих икона - Девы Марии Остробрамской. Стены вокруг неё покрыты сплошным ковром из серебряных пластинок различной формы конечностей, овалов, прямоугольников с надписями излечившихся от всяких хворей из-за Веры в силу духа Девы Марии. При мне десятка два немецких паломниц – старушек, стоя на коленях, пели какие – то псалмы перед ликом. Фотографировать около иконы счёл кощунственным, поэтому показываю только внешний вид надвратного храма.
Вышел из этого храма и, фланируя по ул. Аушрос Варту, увидел необычный дворик. Привлёк он меня резной деревянной скульптурой и гостеприимно распахнутыми дверями мастерской.
Познакомился с автором всех этих деревянных забавностей – Мастером Йонасом Бугайлишкисом. Мы как-то сразу нашли общий язык на почве художественного творчества. Мастер почувствовал моё непраздное любопытство не покупателя, а собрата по ремеслу. Хотя я работаю не с деревом, а со стеклом в технике витражной живописи. Остроумные игрушки, музыкальные народные инструменты, скворечники, резные дубовые статуи мастера украшают многие выставки в Литве. С разрешения хозяина мастерской сделал пару десятков снимков. Взгляните на некоторые.
Храмы всякие нужны, храмы всякие важны:))
Храмов всяческих, особливо католических, в Вильнюсе – преизрядно. Те, что увиделись в центре посмотрел лишь снаружи. Самый известный в Вильнюсе костёл Святой Анны расположен вблизи от церкви бернардинцев. Эту достопримечательность называют шедевром литовской готики. Краснокирпичное здание костела впечатляет своим изяществом и ажурностью элементов. Бернардинский костёл является продолжением череды вильнюсской готики XVI века.
Череда храмов кажется бесконечный. Калейдоскоп фасадов религиозных зданий отложился десятками фото. Купол доминиканского костела Святого Духа возвышается над Старым Городом Вильнюса и представляет собой архитектурный памятник позднего барокко. Построен он был ещё в 1408 году, во времена правления Великого литовского князя Гедиминаса в XIII веке. Первым образцом стиля раннего барокко в Вильнюсе является костел Святого Казимира. Униатская церковь Св. Троицы. Особняком стоит Собор Петра и Павла.
На пути встретились две православных церкви: около границы независимой республики Ужупис белокаменный Успенский собор Пречистой Божьей Матери и в центре на Диджейи, 2 – Пятницкая церковь Св. Параскевы.
Кроме десятка культовых сооружений в центре нашёл на плане два светских объекта - столичный виленский университет и президентская резиденция Литвы. Времени хватало только на их беглый внешний осмотр. Около учебного корпуса философов какие-то палатки и лозунги на литовском знаменовали безграничную свободу собраний и высказываний. Сам Вильнюсский классический университет с более чем 430 летней академической традицией - вуз авторитетный в Литве и Европе. Философский его корпус выглядит внушительно, но строго, как и положено солидной «кузнице кадров». А резная дверь в библиотеку - просто шедевр!
Президентский дворец (Prezidentūros rūmai) преобразовался из бывшего генерал-губернаторского обиталища и по примеру балтийских стран совершенно внешне не изолирован от проходной улицы.
Заречный Ужупис.
Как несколько лет назад, располагая несколькими часами путешествия по Вене, заранее выкроил пару часов на поход к непривычному Дому Хундертвассера (о чём и сейчас не жалею). Люблю что-то выпадающее из череды прилизанной традиционной туристической программы. Посему хиппующий район Ужупис в моём плане стоял сразу за обзорной экскурсией, в режиме «соло».Итак - Заречье! Граница - речушка Вильния.
Большой вопрос, что стало бы с этим явно депрессивным районом, если бы не начался в конце 80-х годов бурный процесс перерождения Литовской ССР в просто Литву. И хотелось столичным литовцам сразу выделиться чем-то «несоветским» и «продвинутым». По счастью, обжили Заречье не бомжи, а художники и артисты, сделавшие этот район самым андерграундным, поддержанные тогдашним вильнюсским мэром - эмигрантом. Процесс шел бурно и весело. Открывались галереи авангардистского искусства, кафе, сувенирные лавки. Стены украсились граффити различной степени художественности, мелкие барельефы и прочие арт-объекты на улицах замаскировали часто убогую застройку.
Дальше – больше! В тусовочных ночных бдениях творческой богемы вызрела и реализовалась Большая Идея – Стать Республикой Ужупис. Апофеозом процесса стало провозглашение в 1997 году независимости от Всех(!). И тут уже без Конституции – никак. Стёбные постулаты её находят отклик и у граждан республики, и у туристов. Мне из трех десятков философских или полудурацких постулатов, приглянулись два:
…
Каждый может быть свободным.
Каждый отвечает за свою свободу.
…
Самые знаковые символы Ужуписа, несомненно, Русалка, отдыхающая у реки в вертикальной стенке и колонна с Ангелом. Вещи достойные.
Отойди чуть в сторону от проторённых улочек и натыкаешься на трущобы а ля рабочий городок депрессивного района. Но их даже не фотографировал. Свои такие же можно в любом городе увидеть.
Авто - броне – выставка.
На гугловской карте путь к бывшей военной автобазе выглядел простым: транзит через Ужупис длиной 1.3 км. и, огибая холм «Трёх крестов», попадаем к милитари-игрушкам. В реальности: опушка парка, пустоватая дорога, и одинокий чел на остановке. На моё привычное литовское приветствие «Sveiki» услышал на обычном, без акцента, русском языке дельный совет по поиску музея. Нашёл!
И вот – облом… Оказывается по понедельникам эта выставка воентеха отдыхает – выходной. На счастье, нашелся общий мужской подход к форс-мажорной ситуации и я попал таки к открытым площадкам. Боксы, увы, были закрыты. Авто и бронетехника советских времён, оставшаяся от ПрибалтВО, была малоинтересна (такой и у нас предостаточно выставлено). Более привлекали непривычные образцы польского и скандинавского «розлива», списанные из их армий и вместо утилизации отданные «младшим балтийским братьям».
В одном строю и наш Т-72 и американский БТР М113.
Шведских двухчленный вездеход Bandvagn 206 “Лось” и угловатенький БТР некого забугорного выпуска.
Флотские разрозненные артсистемы и РБУ даже не ограждены.
Состояние техники аховое, без реставрации и даже без свежей покраски. Музей – бесплатный, и только энтузиазм владельцев, практически без поддержки официальных властей, позволяет надеяться на выживание площадки. Успехов им в это правильном деле !
В поездках стал обращать внимание, кроме общепризнанных достопримечательностей, и на люки ливнёвые и канализационные. Вместо однообразных и сугубо утилитарных чугунных кругляков с невнятными обозначениями-абракадабрами советских времён в поездках можно увидеть весьма неординарные штучки.
Эта парочка – из литовской столицы, третий – таллиннский.
Следующие два – рижские, замыкает тему люк родом из шведской столицы.
Специально я их не искал, поэтому, возможно, это не самые крутые из подобных собратьев. Они - просто другие.
Лицо города создают и «малые формы», вывески, оригинальные арт-штучки. Необычные мосты, даже. Подкреплю сие высказывание примерами:
Встретились на вильнюсских улицах две полезные для горожан мелочи: специальная анти-скользящая площадка на тротуаре перед переходом и информационный барабанчик с расписанием автобусов на остановке. Забота мэрии о людях – налицо.
Говорим Литва, вспоминаем янтарь:) Природа не дала Литве ни нефти, ни газа, а в утешение оставила ей янтарь. И наградила страну настоящими мастерами, за десятки и сотни лет научившихся с великолепным вкусом делать из солнечного камня-смолы уникальные украшения.
Вильнюс отблагодарил нас за внимательный осмотр отсутствием упорно прогнозируемого синоптиками дождя. И за всё, что довелось увидеть – Спасибо! Как эта необычная арт-штуковина на вильнюсской улице - зацепило впечатлениями:))
Пора отправляться в Таллин и на Балтику.
…
Как Вы догадываетесь по моему намёку, продолжение в скором времени обязательно будет :))