(*) Ревель - прежнее название Таллинна (пишу по инерции, т.к. уверен, что 99,9 % читателям сие известно, информация для возможной 0,1% аудитории:))
(**) Из далёкой питерской юности (… аж 1973 год!) вспомнился наш краткий набег на Таллин ( тогда еще без сдвоенного «Н» в окончании:) . Хотя так и непонятно - прижился ли это эстонский перебор двойных согласных. Так что дальше буду чаще называть его привычно - Таллин), тогда ещё столицу Эстонской ССР. Активная группа студентов-первокурсников ленинградской Корабелки совершила осенью рейд в почти зарубежный город. Впечатлений ярких получили в поездке с избытком. Не обошли мимо и всякие развлечения в доступных почти «западных» заведениях. На этих двух фото мы позируем на пирсе прибрежной Пирита, невдалеке от марины яхт.
Таллинн начинался с ночёвки в зелёной зоне города. Девятиэтажная «трёшка» Dzingel - для туристов место удобное, тихое, как раз для отдыха перед завтрашним рейдом по городу.
Погружение в Детинец города Т.
Как писала пара классиков в бессмертном шедевре «12 стульев» «… с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек ...»:)) Почти по - писаному, но уже в реальности, и только в Стар-город Таллин я входил со стороны Вирусских ворот вместе с гидом и группой наших туристов.
И пошли мы, ведомые многознающим и красноречивым гидом женского пола, по закоулкам Нижнего города. Название вроде бы значило подчинённость, но всё во взаимоотношениях по линии «Верхний-Нижний» было много сложнее. Тут скорее в те века бытовал вольный рынок, справедливые налоги и отсутствие раболепства перед властями. Вольный рынок жив и сейчас, имея прочным тылом твердь оборонительной высокой стены.
Деньги купцы местные на товарно - денежном процессе зарабатывали приличные. И жилища свои имели приспособленные для погрузки – выгрузки заморских товаров.
Всё это торжище уютно располагалось под эгидой мощных каменных укреплений. Стены и башни с коническими крышами-колпаками сохранились в Таллине в изрядном количестве (аж 26 штук!), что придаёт этому современному городу совершенно неповторимый силуэт давнишнего поселения. Около ратуши «ряженые» аниматоры добавляют старинного духа.
Очень подробный рассказ о Ратуше, историях из той и нынешней эстонской жизни гид озвучила как раз на центральной Ратушной площади. Впервые это строение упоминается в начале XIV века. Уникальность в том, что она - единственное сохранившееся до сих пор здание муниципальной власти Северной Европы в готическом стиле.
В 1530 году на шпиле ратушной башни появился флюгер Старый Тоомас, ставший затем красивым символом Таллина. Шпили, драконы, затейливая ковка на фасадах…
Брусчатыми улочками с забавными названиями, вроде Длинная и Короткая Нога, перемещаемся в Верхний город – Тоомпеа. Эстонская столица была обречена постоянно лавировать и попадать под протекторат более могущественных стран-соседей. Датский след в извилистой истории города, проглядывается около стены и башни «Кик ин-де Кёк».
Загадочные фигуры монахов с загадочной Пустотой под капюшоном.
В Верхнем городе имеют место быть три смотровые площадки, притягивающие, словно пчёл на мёд, батальоны туристов. Впечатление, что половина, а то и более из подобных туристических формирований отмобилизованы в кантонах Китая:).
Вот и православный оплот в Таллине - Собор Александра Невского. Бело-коричневый колорит сложнопрофильных фасадов, солидные тёмные купола, торжественный интерьер с мозаиками и иконами, напоминают о победе воинства князя Александра Невского над рыцарями Ливонского ордена.
С внешней стороны городских оборонительных валов, от остроумной композиции фонтана – Дети под дождём, открывается вид на длинную острую вертикаль Олевисте. Церковь Олевисте, та ещё «шпага» в полтораста метров высотой для жителей средних веков. Сегодня церковный шпиль возвышается чуть ниже, на 124 метра. «Усохла» за несколько столетий … возраст :)
Вне Верхнего - Нижнего города.
Возможность кроме Старого крепостного Таллина хотя бы увидеть мельком город недавних поколений давала наша автобусная экскурсия. Так и появятся в этом эссе виды Пирита, побережья и Кадриорга. Пирита практически осталась в памяти той ещё, послеолимпийской из поездки 82 года, по скудости времени из автобуса на пирс не выходили. Разве что эта морская инсталляция сплетённых якорей из этой поездки прибыла.
Памятник погибшему в пучине броненосцу «Русалка» с художественной точки зрения величествен и скорбен. Десятки погибших в морском сражении русских броненосцев и крейсеров не удостоились подобной чести, хотя более достойны подобной славы. Тайна гибели ЭБ «Русалка» 7 сентября 1893 года полностью не раскрыта, только версии на слуху. Но и в этом случае учебный броненосец императорского флота гибели обязан не только шторму, но и пережившему века русскому «Авось» морских начальников.
От побережья вблизи памятника вид на Балтику и порт открывается превосходный.
Певческое поле нынче реконструируется, чтобы принять очередной, раз в пятилетку, уникальный 30- тысячный хор - красу Национального Песенного праздника. Человеку, вложившему свой талант, сердце и силы – хормейстеру Густаву Эрнесаксу, поставлен такой вот приземлённый памятник на косогоре Певческой площадки. Он остаётся рядом, среди зрителей, еще на многие годы.
«Прорубив окно в Европу», неугомонный Петр Великий завоевал в Северной войне и Ревель, нынешний Таллинн. Место ему глянулось, и с 1718 г. началось на этих землях строительство дворцово-паркового ансамбля, которому царь дал имя любимой супруги — на немецкий манер Катериненталь (долина Катерины). Затем название парка было плавно изменено на более привычное для эстонцев название - Кадриорг.
Чуть за макушками деревьями на фоне фонтана трепыхается на ветру президентский штандарт. В отличие от балтийских сестёр, Литвы и Латвии, резиденция главы Эстонии таилась в уединённом месте, а не на общедоступных улицах городов.
Дворец в красно-белых тонах хорошо вписывается в ландшафт вместе с интересными клумбами и фонтаном.
Парк может гордо похвастаться экзотически деревьями, кустарниками и растениями. Отдана дань и японскому умиротворяющему стилю.
Вишенка на торт морских впечатлений – Lennusadam!
Наконец- то настало время главного блюда таллиннского рейда. Моя давнишняя традиция обязательно посещать интересные музеи морской тематики в местах пребывания (Более полудюжины экспозиций в разных странах, восхваляющих мореходов, посещены с большим тщанием и удовольствием) в Таллине означала - курс на Морской музей в Лётной гавани. Реперная точка отсчёта - Башня Толстая Маргарита, в- общем то - изначальная основная часть Морского музея. Но её экспозиция о былых временах эстонского мореходства и рыболовства останется на следующий визит из-за ограниченного временного ресурса, самая интересная часть морской истории (ИМХО) находится в полутора километрах от неё.
Пройдя по заранее выверенному пешему маршруту вдоль кромки моря минут 20, попадаю к трёхкупольному ангару со столетней историей. Это и есть Леннусадам (Lennusadam) - современный филиал Эстонского морского музея. Сегодня тут за 14Е можно увидеть пол-дюжины кораблей на пирсе, подводную лодку внутри музея, и насыщенный интерактивными симуляторами и морскими прибамбасами.
Музей создавался совсем недавно, только в 2011 году открылся, поэтому архитекторы и создатели коллекции по полной программе использовали не только современные материалы и технологии, но и грамотно насытили пространство двумя сотнями экспонатов морской тематики. Достаточно большая высота гидроаэроангара позволила создать для посетителей несколько уровней экспозиции.
На нижнем ярусе в голубоватом приглушённом свете, как на океанском дне, притаились грозные штучки подводной минной войны: торпеды, донные мины и прочие «хитрые и опасные игрушки». Именно то морское вооружение, что было когда то моей институтской специальностью в питерской Корабелке :).
Обильно там же расположились множество алых бакенов, буёв, всяческих шлюпок и прочих весельных и парусных судёнышек. И презабавные есть, вроде макета подлодки с ножным приводом винта мощностью в несколько человеческих сил.
Уделено внимание и морским спасателям: вертолёт МИ-8, спасательные плоты, прочая спасательная оснастка. Собраны фрагментарно артиллерийские системы, корабельные и береговые.
Наверху, в воздухе будто «парят» много образцов яхт, буеров и иных парусников, тех, которые принимали участие в Таллинской регате на Олимпийских играх 1980 года.
В верхней сфере глазу тоже есть на чём остановиться – гигантские пропеллеры лениво перемешивают музейный воздух.
Ангар гидроавиации предполагал наличие и самого гидроаэроплана. И он есть. Не оригинал, правда, а скрупулезно исполненная полноразмерная реплика английского гидроплана SHORT TYPE 184 времён Первой мировой войны. Такие самолётики, судя по опознавательным знакам, послужили в авиации Эстонии между войнами.
А вот и Главный Экспонат! Английской предвоенной постройки 600-тонная средняя субмарина Lembit, входившая в подплав ВМФ Эстонии 75 лет !
(***) Длинная история жизни ПЛ «Лембит» от стапеля британской верфи «Виккерс-Армстронг» до нынешнего музейного состояния полна извилистых поворотов. Вошла в состав эстонского флота в 1937 году. Вместе с «систершип» «Калев» до 1940 года вместе с финнами отрабатывали противодействие советскому КБФ. Поворот на 180 градусов, и в 1940 году ПЛ вошла в состав этого самого Балтфлота. Отечественную войну достойно провела, не хуже прочих ПЛ, а может и получше, особенно отличилась постановками подводных минных заграждений. По итогам войны стала краснознамённой, орденоносной. Возраст корабля брал своё: в 50-е годы стала учебной ПЛ, УТС и , наконец, в 1985 году – филиал советского Музея КБФ , став экспонатом у пирса Пирита в Таллине. Ну, а потом - независимая Эстония. Флаг на корме поменял цвета. И после пожара, некоторых ремонтных процедур заняла нынешнее центральное место в ангаре. Достойная судьба для «Лембита», ведь её однотипная напарница, ПЛ «Калев», прожила гораздо более краткую пятилетнюю жизнь – в августе 1941 года не вернулась из похода.
Несмотря на такую долгую историю, подводная лодка Lembit неплохо сохранилась. Прогулка по отсекам подлодки дает наглядное представление об устройстве всех отсеков подлодки, чему способствует и установленные в каждом отсеке аудиогиды на 4-х языках, включая русский. Начиная с центрального поста с перископом и штурманскими приборами, провожу транзит через кают-кампанию, камбуз, капитанскую офицерскую каюту, в носовой торпедный отсек с четырьмя торпедными аппаратами. Наглядно можно представить суровый быт моряков-подводников с узкими коечками и повахтенным размещением и, гальюн :).
И десятки запорных клапанов, штурвальчиков, стеклянных циферблатов приборов, кабельных трасс и прочих нужных для функционирования подводного корабля штуковинах.
Приходилось бывать внутри советской подлодки 613 проекта. Условия обитаемости для экипажа недалеко ушли от этого корпуса из 30-х годов :-)
В интерьере музея доминирует насыщенный ультрамарин. И стены, и лифт, и даже туалеты. Конечно же, в этом месте уместнее называть их гальюнами, по-корабельному.
(****) Чем не воспользовался в Леннусадам из-за жёсточайшего тайминга? Интерактивными игрушками, способными сами по себе незаметно затянуть на час-другой. Удобные «всамделишные» симуляторы полета над Таллинном, навигации в Таллиннской бухте, недетские стрелялки, и виртуальное подводное путешествие вокруг света на желтой субмаринке. Еще развлекуха: можно переодеться в морское военное обмундирования и сфотографироваться на память.
Пора взглянуть и на наружную часть экспозиции на пирсе. Первый экспонат вызывает улыбку: воссозданная из дерева копия подводного челна зари подводного кораблестроения.
Дальше на пирс, где поднята на сушу вполне серьёзная флотилия береговой охраны. 50 - тонный «Гриф» 1400 проекта – тот, что достался Эстонии в разделе «по-братски» советского ВМФ при выходе из Союза. Далее патрульный кораблик явно иностранной постройки, видимо «секонд хэнд» из Северной Европы. Озадачил красный цилиндр рядом с патрульным судном, явно плавучий объект, то ли мишень, то ли технологическое плавсредство для каких-то специальных функций, вроде размагничивания?
Как и положено настоящему кораблю, у стенки пришвартован желто-чёрный ледокол «Суур Тылл». Столетнее судно очень живописно. Жаль, что внутрь этого пароходного динозавра путь был заказан – реставрационно-ремонтные работы.
(*****) Пароход - ледокол был построен в 1914 году по заказу правительства России на германской верфи «Вулкан-Верке» для работы в Финском заливе. Изначально назван «Царь Михаил Фёдорович» в честь первого царя династии Романовых и приписан к порту Ревель. Побывал в обеих мировых войнах, поменял несколько названий. И в 1992 году переименован в Suur Tõll и «работает» музейным судном.
Строго по своему маршрутному графику заканчиваю осмотр кораблей на пирсе и выдвигаюсь к портовому терминалу D. Расписание линейного лайнера – парома «Baltic Queen» от Таллина до Стокгольма очень жёсткое, за один час отплытия, не позже 17-00, надо пройти сходни и оказаться на борту.
На обратном пути от музея чуток постоял перед очень нетривиальным памятником парому «Эстония», сгинувшему в пучине Балтики 23 года назад, 27 сентября 1994 года.
Ассоциации, конечно, не самые весёлые :-(. Шучу, твёрдо верю: «Снаряд в одну воронку дважды не попадает» :-)
Путешествие продолжается. Салют, Балтика!
Начало путешествия, опус о Вильнюсе (ч.1), для любознательных читателей, тут:
http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=29060