1. В пределах Татарстана дорога отличная. Ехал через мост р. Кама, и далее на Димитровград. Дорога в Ульяновской области от Границы Татарстана на протяжении 100 км безобразная. Надо смотреть в оба глаза. Далее мимо Тольятти и на Жигулёвск - Сызрань – Саратов. Местами идет ремонт дорог и недолговременные пробки из-за светофорного регулирования на ремонтируемых участках. Местами эти светофоры бестолковы. С одной стороны колонна машин собралась, с другой стороны никого. А смотрящий копается в инете. Он отвечает только за исправность мигалки. После Саратова на Балашов. Дорога Саратов-Балашов – отличная. А вот там ЖПС вывел по кратчайшему пути и свободной дороге на М-4 Москва-Дон. Через Новохопёрск. Контролируйте навигатор. Лучше уж было бы ехать по федеральной трассе. Дорога получилась хоть и короче, но коварнее. Из-за дневной высокой температуры на краю покрытия (стык проезжей части и обочины) образовались мощные наплывы асфальта (как огромная кочка). Если в темноте прижаться к краю асфальта, то может подбросить и выкинуть. Кроме того, через 500-800 м образовались наплывы асфальта по всей ширине покрытия, типа лежачего полицая. Иногда так тряхнет! Больше 100 км/час не ехать. Далее Ростов и Краснодар. М-4 дорога хороша, но тоже загружена. Радары стоят (висят) под эстакадами и путепроводами. ГАИ мало ))). Заправляться лучше в районе Краснодара. Там цены ниже, чем на побережье. Качество топлива хоть частные заправки, хоть Лукойл – большой разницы нет. А на Лукойле еще и очереди. (Там кассир – он и продавец, и кофе греет, и товар отпускает, в результате всё очень долго).
2. Обратно из Туапсе в Казань через М4 – Волгоград (перед Каменск-Шахтинск направо). Дорога нормальная, фур немного. На 3-х участка идёт ремонт. На 2-х закончен. Есть объезды. На 3-ем кладут асфальт. Терпимо. Покрытия ровное без сюрпризов. Далее Волгоград-Саратов-Сызрань-Ульяновск-Казань. Объезд Волгограда – ехал и плевался. Огромный город, нет объездной дороги и постоянно Ж/Д переезды с пробками. Министерству Транспорта Волгограда – жирную 2. Камеры –радары 2-х типов. 1 – просто радар на скорость. 2 – кукушка, стоит Г-образный гусак кронштейн, на нем камера. Бьёт не на скорость, а на разницу. Если около камеры ехал медленно, а далее гнал свыше 110 км/час, то придёт конверт счастья. Она считает среднюю скорость движения между камерами. Расстояние между камерами могут достигать 8 км. Фуры не все добрые. Есть такие, что на М4 выйдут на второю полосу, где в основном едут легковые и тролят весь поток. Правая сторона как раз и разбита фурами. Покрытие на МОСТАХ на М4 в основном разбитые, и движение идет по крайней левой полосе.
3. Жильё на море можно найти всегда, на улице не останетесь. В крайнем случае ночь переночуете на первой точке, а днём подберёте получше. Цены – можно поторговаться, если это не гостиница и не мотель. Жильё в частном секторе не хуже официалов. А всё побережье только и выживает за счет летнего сезона. Где питаться – обращайтесь к сарафанному радио.
4. Купальные принадлежности – всё есть на берегу и местных базарчиках. Смело торгуйтесь и скидывайте цены рублей на 100 руб. сразу. Эти же товары (купальники, надувные круги, тапочки, сланцы, лежаки разных видов и форм – в Казани намного дороже).
5. По приезду берегитесь акклиматизации. Не пользуйтесь кондиционерами. И не лезьте сразу в бассейн по приезду. Особенно чувствительны дети! Многие кашляют – им сложнее, они не могут себя контролировать. Чтобы через несколько дней не бежать к врачу, следите за детьми.
6. Вино домашнее и чачу лучше брать у проверенных частников.
7. Цены на продукты питания такие, как и в средней полосе. Есть магазины системы Магнит и Пятёрочка. На базаре не берите сразу на выходе или входе. Проходите в середину ряда. Там дешевле и уступят в цене. Брал персики. В итого от 180 руб дошел до 100 руб за 1 КГ.
8. Море. Немного огорчило. Это узкая полоса 4 метра, где можно купаться тем, кто не умеет плавать и детям. Но всё таки МОРЕ. Морской воздух и вода вылечивает насморк. По приезду можно сразу купить складной зонт. Это выгодней, чем ежедневно платить за жезлонги и стационарный зонт. Для ходьбы по галечному пляжу купите силиконовые тапочки с твердой подошвой и в обтяг. Устранится неудобства от гальки. Можно застолбить участок – расстелить покрывало, а перед уходом на обед обложить его камнями, чтоб не сдуло. После обеда ваше место ждёт вас. Но дело случая, и на каждом пляже по своему.
9. Включайте навигатор, но контролируйте его. Чтобы не завел в тупик в объезд пробок. Меня завёл к речке , где местные ездят на Нивах и Уазиках. Пусть он сообщает о знаках и камерах Многие ограничения скорости, о которых говорит навигатор, отсутствуют поле ремонта дорог. А о некоторых камерах не сообщает. Видимо немного устарела база. Но главное – ехать надо по федеральным трассам, а не короткими путями. Получится и быстрее и машина целее. Не поцарапаешь машину о ветки, и не нарвёшься на сюрприз в виде кочки или ямы.
10. Для прокладки маршрута лучше смартфон с 4G. Он на два порядка лучше чем 3G, который местами вообще мертвый.
11. Для себя решил: в следующий раз поеду на поезде. Дорога выматывает, да и машину жалко. По стоимости бензин на своей машине = проезду на поезде. Природу не посмотришь за рулём – смотришь за дорогой ((. Общий пробег = 4000 км. Два полных дня в одну сторону и 2 дня – в другую.