Путь наш в Ригу проходил через Балтийское море, транзитом через Рижский залив, затем десяток морских миль по устью реки Даугава. Пассажирский порт столицы Латвии «причалил» к берегу реки в центре города. Буквально в километре от Домской площади.
Так что старый город начался для нашей группы уже через полчаса от площади «Стрелков» (ранее называемые «Красными латышскими стрелками»:). Несмотря на общий прибалтийский зуд искоренять всё советское, эти три суровых мужчины в длиннополых шинелях продолжают строго смотреть на Даугаву. Местные историки смогли доказать «самым горячим головам», что латышские солдаты в бурной катавасии революционных вихрей повоевали в том числе и за буржуазную Латвию.
По уже отлаженной традиции тура, с утра знакомство с Ригой начинали с обзорной «пешеходки» со знающим человеком. Его роль с блеском выполняла элегантная женщина бальзаковских лет с бейджиком сертифицированного гида. С гидами во всех прибалтийских городах нам повезло: доступно, с юмором и искрой в пояснениях, узнавали от них основные исторические вехи каждого из городов. Не буду повторять их сладкоголосные и полезные рассказы – приедете и услышите сами, возможно :)).
Десантируемся рядом со Стрелками в половине двенадцатого. Пару сотен шагов и вот она - Ратушная площадь, совершенно скромных размеров, но может похвастать Домом Черноголовых, статуей Роланда, музеем Солнца, зданием Ратуши... Именно оттуда энергичный мэр Нил Ушаков твёрдой рукой верховодит латвийской столицей.
Не повезло нам с реставрируемым Домом Черноголовых, дом закрыт полотном с нарисованном фасадом.
Около ратушной статуи Роланда, непременного атрибута каждого средневекового ганзейского города Европы, уныло мучал струны и меха дуэт музыкантов. Туристы упорно игнорировали аматорский мини-оркестр.
Церковь Святого Петра — один из символов современной Риги, для туристов штука очень удобная. Её доминантный шпиль с петушком видно отовсюду, почти как Эйфелеву башню в Париже. Так что ориентир для приезжих прекрасный.
Притягательный квартет бременских музыкантов рядом с храмом Петра стал популярным аттракционом для туристов. Гиды любят разыгрывать доверчивых приезжих, уверяя, что успех гарантирует только касание высоченного носа петуха(!). Вот и подпрыгивает отдельная экзальтированная публика на полметра над землей. Хотя прикосновений достаётся более трём нижним фигуркам. Минут пять ждал, пока польская группа добьётся результата - исполнения самого заветного желания.
Краткий переход с гидом выводит нашу кампанию на Домскую площадь. Одноимённый собор славен своей историей. Бывал в нём, слушая органный концерт в давние прошлые приезды.
Около него расположился небольшой зоопарк диковинных зверюшек в лабиринте.Центр города открывает взору много красивых культовых и светских зданий, необычных инсталляций прочих «штучек». Старый город не обезображен выпадающими по стилю «новостроями», новинки же вписаны в исторические улицы бережно. Ну, в основном :).
Рига славится большим количеством архитектуры югендстиля (вариация модерна) начала XX века. Специально задача – предметно изучить рижский югендстиль, в этом рейде не стояла в приоритете. Самые известные зданиями, с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде мифических существ улицы Элизабетес остаются на следующий визит. Но и мне попались на маршруте несколько интересных фасадов.
На улице Маза Пилс жмутся друг к другу три средневековых дома, в народе называемые «Три брата»: «Белый брат», «Средний брат» и «Зелёный брат» — это образец жилой средневековой архитектуры Риги.
Здание Сейма Латвии подчёркивает свой официальный статус флагами на входе. 150 лет уже стоит на зелёной тихой улице Видземский Рыцарский дом, нынешний парламент.
Рижский замок со стороны Даугавы – сооружение внушительное. А с улицы Пилс узнать о том, что этот жёлтый четырехэтажный корпус - резиденция президента, помогает кроме флага пара часовых в довоенной латвийской форме. И ворота затейливого чугунного литья под охраной.
Достопримечательность, не зная о которой её и не увидишь, дом с черными котами. Вряд ли будешь рассматривать двух котов на крыше.
В том, что рижане любят оперу, я убедился, когда около семи часов вечера проходил мимо Латвийской национальной оперы. Бойкая бабушка на мостике рядом распродала целую корзинку цветов заядлым театралам. Образ летящего танцовщика Мариса Лиепы иным у эстонских скульптуров получиться и не мог.
Каналс Пилсетас, он же в просторечии Рижский Канал, бороздит с туристами на борту небольшая флотилия прогулочных катерков. Рижские шкиперы ценят свои речные прогулки вровень с парижскими коллегами - от 12 евро(!). Хотя берега французской Сены на порядок интересней и корабли посолидней.
Для моторизации туристов латвийская столица предлагает любые варианты. От открытых электропоездов до коллективного вело - дилижанса любителей пива.
В надвигающихся сумерках от Каменного моста фотографировал современные достопримечательности Даугавы: Вантовый мост, Библиотеку «Замок света» и телевышку вдали.
(Р*) Во всех трёх столицах когда-то «братских республик» Прибалтики не заметил какого-то предубеждения к моему исконно русскому языку коммуникации. Правда, в Литве и Эстонии, кроме русскоязычного гида изъясняться с местных населением, поводов было немного. Разве что с литовским Мастером Деревянных Дел Йонасом Бугайлишкисом предметно, взаимно - интересно и обстоятельно пообщались. Но он - человек в летах и со времён СССР русский язык не позабыл. А вот в Риге, по причине относительно изрядного свободного времени, в моих автономных походах и поездках в автобусе-троллейбусе пришлось уточнять маршруты, в супермаркетах общаться, на улицах и т.п. Нашёл подтверждение словам гида, что в латвийской столице официально в ходу 3 языка: латышский, русский и английский. Конечно, по своей давнишней привычке десяток общеупотребительных фраз на литовском-эстонском-латышском языке выучил и «вворачивал к месту». И аборигенам приятно уважение пришлого туриста и мне как-то комфортней в чужой стране
У прибалтов художники-скульпторы творчески работают с природным материалом, коего там предостаточно. Камни. Валуны. И получаются авангардные арт-инсталяции, в которых угадываются забавные зверюшки. Скульпторы пошли дальше абстрактных каменных инсталляций.
Уже вечером, используя оставшийся час до отъезда, прошёл с фотоприбором типа «Никон» ещё раз транзитом через Домскую площадь. Далее по улице Екаба двинулся в сторону уже закрытого к этому часу выставочного зала Латвийского художественного музея. И на перекрёстке с ул. Торня уже в сумерках перед фасадом Выставки ЛХМ «Арсенал» обнаружились бюсты явно уважаемых людей. Исполнены тоже в стиле, далёком от классицизма. Мне такой взгляд авторов на свои образы симпатичен. По моему мнению, один бюст на Карла Маркса ужасно похож :-)
После культурного набега на Военный музей, о котором чуть позже, курс выбран на бульвар Бривибас, где много что можно посмотреть. Не обязательно совсем древнего. «Лайма», к примеру.
Столбик часов «Лайма» - место для рижан культовое. И если, мы, приезжие, ещё по незнанию стали бы уточнять, когда певице Лайме Вайкуле установили этот уличный предмет, или у какого одноимённого кондитерского магазина назначена встреча? Для рижан же «Лайма» - это уникально точная привязка к месту в центре столицы.И несколько десятилетий прославляют кондитерский брэнд:)
На главном торном пути Риги - бульваре Бривибас, высится и главный её памятник Свободы - женская фигура по имени Милда держит в руках три звезды-провинции страны. Однако и «Свобода» тоже иногда требует ремонта. Поэтому фотографировал больше верхнюю часть памятника.
Чуть впереди, слева зеленеет массив парка Эспланада. В глубине его притаился Художественный музей, наверняка интересный. Но, чтобы с толком его изучить вместе с филиалами, надо выделить полный обзорный день. До следующего заезда.
На краю «Эспланады» сразу привлекает внимание собор Рождества Христова. Кафедральный Христорождественный собор, главный оплот православия в Латвии. Статус его подчёркнут великолепной архитектурой в неовизантийском стиле. Пережил он в советские времена ипостаси планетария, ресторана, и опять вернулся в лоно церкви. Восстанавливать храм начали в конце 1990 года, а через 10 лет был освящён новый иконостас собора.
А чуть в глубине, справа от храма красуется осанистый военный чин в треуголке. Подошёл поближе – русский фельдмаршал и военный министр России в 1812 г. Барклай де Толли! Как говорил проницательный милицейский персонаж одного советского мультика: «Это жу-жу- неспроста!»... Вернулся домой и уточнил, что рижане установили памятник в 1913 году неслучайно. Он уроженец Риги. Михаил Барклай де Толли был родом из шотландских дворян, их род славно послужил на пользу Риги несколько поколений.
(Р**) Не обошлось в моём рижском походе без музеев. В личном плане - максимум рижских походов присутствовали три заведения, но реальность небезразмерного времени оставили только два.
Музейная тема №1. Эпизод Милитари.
Массивный остроконечный бурый цилиндр на углу улиц Смилшу и Трокшню – единственная сохранившаяся защитная башня города. И название соответственное, военное – Пороховая.
К ней я направился сразу после обзорной экскурсии с гидом. Музей не отягощён наплывом посетителей, специфика экспозиции сказывается. Хотя о туристах здесь позаботились: вход и фотографирование совершенно бесплатные, шкафчики для посетителей и прочий комфорт. Минусы для пришлых туристов, правда, тоже присутствуют: часто надписи у экспонатов только на латышском. Четыре этажа башни наслаивают, как торт-наполеон, милитаристскую историю, начиная с первого уровня (IX - XVIII века) и до четвёртого, нынешнего армейского бытия.
Несколько манекенов в одеждах той эпохи, холодное оружие, т.е. типичный отдел краеведческого музея. Хотя униформа Российской империи напоминала о долгом нахождении этих земель под общей короной.
На втором этаже - бурная бурлескная история начала прошлого века, униформы-фуражки имперской России, Первой мировой войны, латышских стрелков разного политического оттенка … Глянулись грубо вытесанные деревянные идолы, окрашенные красным и синим – свежий взгляд.
На следующем этаже интересно было увидеть военную униформу латвийской армии до 1940 года.
Потом «добровольно-принудительное» вхождение в Союз и Вторая мировая, она же для нас Отечественная война. Среди экспонатов небольшая диорама – оборона частей Прибалтийского округа порта Лиепаи. Знаю из истории, что латышские армейцы частью воевали достойно и победили в составе РККА фашизм в 1945-м, а многие сменили сторону фронта и истово воевали в немецком вермахте и СС.
Верхний этаж почти полностью отдан идеологии. Тема «оккупации» (?) которую мы сразу понимаем как часть фразы «…немецко-фашисткими захватчиками» здесь оканчивается как «…СССР». Поэтому не проникся я что-то этими посыламиL(. Среди образцов униформ армий НАТО есть и экзотичные, вроде красного мундира канадцев. А вот любителям фалеристки глянутся витрины с орденами, крестами, жетонами и прочей воинской атрибутикой.
В вестибюлях привлекают внимание несколько застеклённых витрин с моделями различной по назначению военной техники из разных времён.
Музейная тема №2. Эпизод Авто.
Всем хорош музей старинных авто в Риге, но только не расположением :-(. Адрес автовыставки: улица Сергея Эйзенштейна, 8 – это «у чёрта на куличках», в спальном рижском районе Межциемс. Но любой уважающий мир Авто любитель или профессионал просто обязан здесь побывать. На своей машине это попроще – минут 25 от центра. В моём «автономном» рейде заранее присмотрел подходящий маршрут: из центра, с бульвара Бривибас троллейбусом №14 минут за 35 - 40 добрался. Заодно и с рижским общественным транспортом вблизи познакомился. Хороши машины, современные и чистенькие, удобный салон, оснащены инфо - начинкой продвинутой.
Обратно в центр возвращался от самого музея на автобусе «пятерке». Стоимость билета при покупке у водителя – 2Е. Е-билет чуть дешевле – 1.15 Е, но с учётом цены самой транспортной карточки, затея окупается, начиная с четвёртой поездки. Конечно, варианты проездных на разные сроки позволяют малую толику евро на поездках экономить. Четыре часа с дорогой туда - обратно ушло у меня на погружение в Мир ретро-автомашин.
(Р***) Несколько важных временных вех в истории Мотор - музея взяты с их сайта : http://www.motormuzejs.lv/index.php/ru/
В далёком 1972 году(!) Латвийский Клуб Антикварных автомобилей стал очень популярен на территории всего СССР. Инициатива реставраторов раритетов по созданию специальной авто-площадки была поддержана официальными властями, и 6 июля 1986 года началось строительство здания для ретро-машин. Через три года, 22 апреля 1989 года, состоялось открытие Рижского мотор музея. В 2013 году стартовал новый этап - коренная перестройка музея: существенно расширена площадь экспозиции, а главное, для посетителей создана заманчивая и современная интерактивная выставка разных эпох автомобилестроения. Интерьеры – выше любых обычных похвал. И, наверняка, на современном уровне созданы все инженерные системы обеспечения. А привычный внешний исторический вид сохранен.
Даже издалека, на фоне зелёного массива эффектно смотрится комплекс Рижского Мотор-музея. Архитекторы с художественным решением фасада выстрелили «в десятку» - строгий радиатор солидного "Роллс-ройса" начала прошлого века.
Без толчеи приобрёл входной билет за 5Е. Обычный билет стоит десятку евро, но по рижскому статусу я отношусь к «сеньорам», хоть какая то польза от именной пенсионной карточки :-). Для удобства на входе шкафчики для посетителей разных объемов, зона детских развлечений, кафе. И собственно … Мир Моторов! Впечатляет «гарнир» к главному блюду – Автомобилям. Приглушённый свет, стильные панели, интерактивные экраны. Начиная с истоков большой Авто-реки … Такие вот смешные повозки - прадедушки нынешних машин.Прогресс стремительно менял устройство и вид автомобилей.
В 20-е годы прошлого века устройство машин не отличалось излишней сложностью: «баранка» руля, пара рычагов, фара – обычная керосиновая лампа.
Автоизыски 30-х – 40-х годов - моя любимая тема. Роскошь без особой аэродинамики, с множеством хрома….
Мне более всех глянулся великолепный чёрно-белый «Хорьх». На таких авто раскатывали по Берлину бонзы рейха, и даже у посла Германии в Советском Союзе Шуленбурга была такая же. Она досталась в качестве трофея кремлёвским вождям.
Качество реставрации, как и всё, познаётся в сравнении. Сначала не сразу понял, почему так «режет глаз» голубой нелепый седан. Присмотревшись, прочитал табличку: это пример анти-реставрации, когда ура-автомеханики из того, что валялось под рукой, остатков советских и забугорных машин разных моделей, создают подобного ублюдочного «монстра» с гордой эмблемой «БМВ».
Глаза разбегаются от такой мотор-красоты:)
Советский автопром представлен обширно. Большинство читателей еще успело увидеть эти машины на наших дорогах, поэтому покажу только пару экзотов: шикарный открытый кабриолет и пикапчик с деревянных каркасным кузовом.
Отдельная любовно лелеемая организаторами тема – «Кремлёвская коллекция». Серьёзные машины для серьёзных людей. Номенклатура пользовалась недоступными остальному советскому люду штучными изделиями сборки ЗиС, ЗиМ, ГАЗ …
Автомобили-трудяги, начиная с легендарного «Руссо-Балта» собраны на «нулевом» этаже. И иностранцы, вроде французского грузовика 1919 года, присутствуют.
Все ещё помнят знаменитые микроавтобусы РАФ, мотоциклы, мопеды «Рига». Латвия славилась разработкой отличной вело-мото-техники.
Заодно с автомобильной темой организаторы собрали неплохую подборку радиоприемников прошлых лет. Один из аппаратов исправно транслировал какую-то радиостанцию.
……….
Рига была финишным, четвёртым городом в поездке. Но решил не отрывать её от собратьев-столиц Вильнюса и Таллина и выпускаю третьей. А Стокгольм и Балтийский переход будут завершать прибалтийский мини-цикл.
Продолжение ещё будет…
Предыдущие части цикла, тут:
1. Вильнюс: http://www.ayda.ru/story20548-29060
2. Ревель: http://www.ayda.ru/story20548-29078