У меня были серьёзные сомнения. Не то чтобы я совсем не хотела ехать в Савоку, просто и не рвалась, ничего особенного от поездки не ждала и внутренне готовилась к разочарованию. Причиной всему вышеперечисленному было убеждение, что популярность деревни искусственна, количество туристов на квадратный метр зашкаливает и вообще... Не стоит путать то, что действительно интересно с тем, что просто хорошо раскручено. Ну, что же, бывают случаи, когда крайне приятно понять, что ошибаешься!
Уже в пути, оглядывая великолепные пейзажи, которые открывались за каждой очередной петлей извилистой горной дороги, я чувствовала, что понимаю режиссёра Фрэнсиса Форда Копполу. Соглашаюсь, что в эти места трудно не влюбиться с первого взгляда. Догадываюсь, почему для съёмок сицилийских эпизодов своего знакового фильма он избрал Савоку. История эта большинству известна, и вкратце такова: из-за ошибки паспортиста, оформлявшего документы для прибывших в Америку эмигрантов, фамилией Дона Вито стало название деревушки, откуда он прибыл — Корлеоне. Будущий Крестный отец стал Доном Корлеоне.Сицилийскую часть фильма "Крестный отец", естественно, планировали снимать в Корлеоне, но родина дона Вито Андолини-Корлеоне режиссера не вдохновила. Тогда, немного покатавшись по острову, Коппола обнаружил высоко в горах прекрасную Савоку, и именно её "назначил на роль" деревни Корлеоне.
И где сейчас та Корлеоне? Где-то в другой части острова, до неё и дела никому нет. А вот Савока благодаря нашумевшей гангстерской саге приобрела мировую известность и туристический статус must to see. Придуманное место. Как дворик Джульетты в Вероне, как квартира №50 в Москве.Чем это чревато, объяснять не нужно. Ежедневно на пару-тройку деревенских улочек извергается поток из сотен любопытствующих. Туристов подвозят автобусами, на подъезде к деревне их может быть до 10 штук единовременно (умножьте-ка это на 40-50 человек), плюс бесконечная вереница частных автомобилей. И вот представьте, что целую группу человек в 50 одновременно приводят посмотреть на маленький бар Vitelly, где Майкл Корлеоне разговаривал с отцом прекрасной Аполлонии, и где судя по всему, разместиться могли бы человек 10, не более... Ладно, не буду зря пугать. Признаюсь сразу, мы поняли, какая тут нужна уловка. Туристы идут толпой. Заходят в бар, смотрят и двигаются дальше, чтобы увидеть церковь Санта-Лучия. Между прочим, снимать обряд венчания внутри церкви Копполе не позволил местный священник. Итальянцы очень строги в вопросах набожности. Так что эпизод фильма снимали на пороге церкви — тот, в котором Аль Пачино (Майкл Корлеоне) стоял на коленях в компании итальянской актрисы Симонетты Стефанелли (Аполлония Вителли). А вот и улочка, ведущая из церкви в деревню. По ней в фильме двигалась свадебная процессия. Как оказалось, здесь нужно всего-то переждать толпу и просочиться на маршрут до прихода следующей. Нам таким образом удалось не только осмотреть все в тишине и покое, но ещё и найти место за столиком бара, чтобы спокойно перекусить у Вителли. Сейчас я покажу вам фотографии улочек Савоки, сделанные в два часа пополудни, в самый туристский "час пик", и можете удивляться — на них нет людей! Совсем нет! Мы удачно влезли внутрь паузы меж туристических потоков и наслаждались видами деревеньки и окрестных гор практически в одиночестве. Помните, как в фильме "Крёстный отец" Майкл спрашивает у своего проводника:
— А где все мужчины?
И тот отвечает:
— Убиты в результате вендетты.
Но кое в чем я все же была права: сегодняшняя Савока немного ненастоящая, картинная. Мы уже были высоко в горах и помним, как выглядят затерянные там старинные городки. Иначе выглядел Эриче и не таков был Кастельбуоно, совершенно покоривший мое сердце. Ну, нет там таких новеньких, ладненьких домов и открыточно-сверкающих мостовых! Все камни древние, потертые, а фасады домов слегка облупившиеся, чуть-чуть желтоватые, старые одним словом.
А в Савоке все по последнему слову дизайна. Это очень хорошо, очень красиво, но это как бы...не Сицилия