Полтора года назад, готовясь провести свой отпуск в Италии с родителями и дочкой, я довольно легко разобралась с подготовкой программы по Апулии, а вот Рим вызывал серьезные опасения. Огромный город, который не заглотить ни одним куском, ни даже в два-три приёма. Что включать в планы, что исключать? Как сделать пребывание одновременно приятным и интересным для всех, и чтобы хватило сил?
Ну, как будет, так пусть и будет, — подумала я в какой-то момент, а потом все же не удержалась и принялась готовить маршрут.
— Есть ли у вас план, мистер Фикс?
— Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана!
Тематический маршрут по римским базиликам, затем ещё один — для изучения творчества Бернини и Борромини, неплохо бы ещё — по следам Караваджо, да пару-тройку музеев, и парки и ...
Увесистая пачка распечатанных на принтере листов с моими "заготовками" не оставляла никаких сомнений, — осилить всё просто нереально, половину тоже.Пришлось вернуться к тому, с чего и начинала — "как пойдёт, так и пойдёт".
Рим встретил нас комфортным теплóм и ясным голубым небом, и в первый же день мы прошли по городу какое-то немыслимое количество километров, ни разу не воспользовавшись никаким транспортом. Просто вышли из отеля солнечным утром и вернулись обратно уже при свете фонарей.
Но вначале было ясное утро, и спускаясь с Эксвилинского холма, где был наш отель и красовалась величественная
Санта-Мария-Маджоре, я готова была остановиться и свернуть прогулку в любой момент. Слишком уж велики римские расстояния для пешехода. Во всяком случае, мне показалось, что до перекрёстка Четырёх фонтанов мы тащились ужас, как долго. Quattro Fontane — четыре позднеренессансных фонтана, украсившие перекрёсток в районе Квиринал в 1588-1593 годах по решению папы Сикста VВот интересно, на углах каких зданий были встроены эти четыре фонтана изначально, если учесть, что церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане появилась здесь лишь в следующем столетии, в 1677 году. То есть великому итальянскому архитектору Франческо Борромини пришлось делать свой проект, буквально втискивая эту церковь в пространство тесного перекрестка.
И теперь Сан-Карло высится здесь, нарушая симметрию, ломая прямые линии — творение мастера, отражающее все навыки, идеи и излюбленные приёмы Борромини, как никакое другое. Для архитектора характерно было использовать "отсутствие прямых линий, изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённую планировку интерьеров с головокружительными перепадами уровней. Кругу он неизменно предпочитал эллипс". Заходя внутрь Сан-Карло, мы как раз и увидим этот эллипс, вместо привычного круглого купола.
Борромини должен был быть похоронен именно в этой церкви, но за 10 лет до окончания её строительства, мастер, находясь в тяжёлой депрессии, покончил с собой.
Стоя возле церкви Сан-Карло, ещё не будучи уверена, стоит ли затевать рассказ о жизни, творчестве и непростых взаимоотношениях Бернини и Борромини, — двух великих архитекторов начала 16 века, я развлекала своё семейство байками о Римской волчице. На этот рассказ меня вдохновило изображение волчицы, замеченное на постаменте огромной чаши фонтана, что на площади Виринале...
И нет, речь не о той лесной зверюге, якобы выкормившей Ромула и Рема, а об их настоящей кормилице — блуднице по прозвищу Лупа (на латыни lupa — волчица, но так же и проститутка), упоминать которую в легендах было крайне невыгодно правителям святого и ханжеского, папского города. Слово за слово, мы миновали палаццо Барберини... Прошагали улицу Тритона, вышли к фонтанам Тритона и Пчёл на площади Барберини... Оба фонтана — творение великого мастера Бернини, без работ которого нынешний облик Рима был бы совсем не тот. Вообще-то почти два года прошли с той нашей первой прогулки по Риму, а мне все никак не удавалось о ней написать. Раз 15 я начинала и бросала, не в силах впихнуть в одну заметку всю информацию, которую она по идее, должна содержать. Сейчас поняла почему. Для нас тот день был прежде всего ценен встречей после года разлуки. Скайп не в счёт, он дарит радость общения, но не допускает объятий, не передаёт тепла от пожатия родной руки. Мы и осилили так много потому, что не зацикливались на одном лишь туристическом интересе, так что и теперь...бог с ней, с "ценной информацией". Октябрьское солнце по-летнему припекало, зазывно сверкали в его лучах витрины и кружевные зонтики кафе, и явно пора было сделать перерыв на чай в каком-нибудь симпатичном местечке. Очень кстати в одной из витрин я углядела аппетитный пирог, сделанный в виде большой лепёшки из песочного теста и щедро посыпанный ягодами."Перекус в Италии надо начинать с пиццы!" — уверенно заявила я, хотя пиццу никто из присутствующих вовсе не желал. Впрочем, всё радостно уселись за столик, услышав уточнение: "У нас будет фруктовая пицца"
Памятуя рассказы Майи о кофе-спечиале я попробовала кофе по собственному спецзаказу с ликером и сливками. Итальянцы это умеют, тут они молодцы.После приятного перерыва в кафе, мы с новыми силами ринулись на штурм достопримечательностей великого города, не забывая, однако, радовать себя мелочами.
Потусовались среди школьников на засиженных ступеньках Испанской лестницы Задержались возле фонтана, украшенного в честь нашего приезда живой и подвижной "скульптурой" чайки Фонтан Треви, красивейший фонтан Рима, мы застали на реставрации. Немного жаль, ведь это любимый мамин фонтан, который она помнила ещё с 30-летней давности поездки в Рим, и часто рассказывала о впечатлениях. Я эти рассказы тогда слушала и "мотала на ус", потому что сама на тот момент ещё почти нигде не бывала.Пантеон предстал нам во всей красе!
Слава богу, там не было лесов и реставрации, а ещё на площади возле этого грандиозного сооружения мы застали музыкальный концерт, толпу радостных пританцовывающих людей, в общем, биение жизни. Пантеон или Храм всех богов по настоящему древнее сооружение, дошедшее до нас из начала 2 века — периода расцвета Древнего Рима в эпоху правления императора Адриана. Есть что-то завораживающее в мощности этой античной ротонды, сквозь потолок-полусферой которой проникает гигантский и плотный световой столб. Вот настоящее место силы в Риме! Не зря именно здесь покоятся самые великие и славные короли Виктор Эммануил II и Умберто I...И гениальный Рафаэль Санти. Хотя, о чем это я? В Риме ли искать место силы — этот город сам по себе и место силы, и средоточие истории, искусств, культуры, легенд...да, чего угодно.Вот хотите, например, взглянуть на один из шедевров великого Микеланджело, не тратя при этом времени на очереди и денег на билеты в музей? Для этого потребуется лишь обойти Пантеон слева и заглянуть в Базилику Санта-Мария-сопра-Минерва, что стоит на площади Piazza della Minerva.
Простой с виду фасад базилики, построенной на месте античного храма Минервы, являет собой редкий пример готического стиля в Риме. Но главное сокровище находится внутри — это скульптура "Воскресший Христос". Вы можете подойти к нему совсем близко и почти коснуться рукой творения самогó Микеланджело! Единственный, пожалуй, комичный момент — набедренная медная повязка и сандалии, надетые на беломраморную статую. Это "отцы церкви" в своём ханжестве решили, что не пристало Господу являться пред верующими в "непристойном" виде и повелели смастерить для него одежку. Ведь изначально мастер изобразил Христа нагим. интерьер церкви Санта-Мария-сопра-МинерваЕщё Piazza della Minerva примечательна очередным обелиском, который удерживает на спине совершенно очаровательный слоник. Скульптура, конечно, шедевр, а Бернини по-другому просто не умел ваять )) Хотя завистники все время выискивали, чем бы уколоть гениального скульптора. Вот и слоника с обелиском иногда называют "il pulcin della Minerva", потому что некоторым, видите ли, он напоминает поросёнка.
Впрочем, даже у великого Бернини однажды случилась знаменитая "проруха". Тоже зоологическая )) Римскому папе Урбану VIII вздумалось как-то облагородить и сделать "более христианским" языческое здание Пантеона. По его заказу Бернини пристроил по краям фронтона пару кампанил, но идея оказалась крайне неудачной. Колокольни не вписались в общую конструкцию, их тут же обозвали "ослиными ушами". По преданию, Борромини, непримиримый конкурент Бернини, даже вывесил у себя на балконе пару ослиных ушей, чтобы поддразнить врага. А кампанилы на Пантеоне ругали ещё очень долго, до тех пор, пока в конце 19 века, наконец, не снесли.У юго-восточной стены Пантеона, той, что обращена к площади Минервы, сидели в изрядном количестве и безо всякого дела смуглые ребята, мало похожие на итальянцев. Один, правда, пытался заработать, красуясь в качестве живописной "живой статуи".
Эти ряженые статуи очень оживляют почти все современные города, и их костюмы всегда сделаны с большой выдумкой. На самом деле, это нелёгкий труд — часами неподвижно торчать в ожидании мелких купюр и монет, посреди многолюдного места, невзирая на погоду. Но все же я их не выношу! Много лет назад в Барселоне такая "живая статуя" обидела мою маленькую дочку — грубо оттолкнула ребёнка только из-за того, что брошенная в шляпу монетка была медной. С тех пор я к ним не приближаюсь, никогда не подаю. Как видно, не зря. Вот и оранжевый "джин" не разочаровал. Стоило ему заметить, что я издали его фотографирую, что-то заорал, даже замахал руками, на лице проявилась неприкрытая злоба. Ну, да бог судья, как говорится, а нам есть, на что посмотреть и что сфотографировать. Тем более, рядом с Пантеоном находится множество архитектурных шедевров. Например, удивительная церковь Св.Игнатия— барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 году.
Или Церковь Св. Марии Магдалены, славящаяся богатой отделкой интерьера в стиле рококо:
Обе церкви поразят красотой барочных фасадов и невероятными росписями внутри.А на полпути между Пантеоном и площадью Навона не пропустите арку, за которой откроется стройный лес колонн красивейшего в Риме комплекса Ла Сапиенца.
Раньше там был университет, да не просто, а старейший и один из самых престижных университетов Италии. Университет Ла Сапиенца был основан в 1303 году папой Бонифацием VIII. Факультеты, на которых преподавали Право, Медицину, Философию и Теологию, разместились под крышей дворца Палаццо Ла Сапиенса. La Sapienza — на латыни значит "мудрость". В начале 14 века при университете построили небольшую часовню, а в 1642 году Франческо Борромини приступил к сооружению великолепной церкви, которая украшает комплекс и поныне. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)Снова, как и возле Четырёх фонтанов, архитектор должен был вписать своё творение среди уже существующих зданий.
Снова, как и возле Четырёх фонтанов, мастер отошёл от традиционного для архитектуры того времени симметричного плана, и создал шедевр. А столь любимые Борромини эллипсы присутствуют здесь в виде спирали, обвивающей купол колокольни.
Тут снова повторюсь, что осматривать Рим с серьёзной миной или перманентно восторгаясь, просто невозможно. Так недалеко и до культурного коллапса