Мадрид парадный вход и столица Испании, как и положено столице. Про его красоту хочется сказать, «блестящая красота». Так наряден, торжественен город. Напоминает четкостью и нарядностью парад, парадные шествий. Так же «в струночку» прямые улицы и проспекты: «голова вверх и тянут носочек» его высокие исторические и современные здания. И сияющий под ярким испанским солнцем, совсем еще не осенним, «парадный мундир» города. О, эта безупречная белизна с пурпуром и золотом осени – настоящий королевский наряд для торжественного церемониала. «Еres hermosa, mi rey!» - Вы прекрасны, мой король!
До приезда сюда, читала отзывы, где Мадрид называют серым, скучным городом. Наверное, восприятие от людей зависит. Нам он явился во всей красе. Хочется сразу о достопримечательностях города взахлеб рассказывать, но сначала, как всегда, о маршрутах при малом запасе времени.
Из аэропорта в Мадрид есть метро! Пройти по указателям к станции метро Aeropuerto T4 - розовая линия на карте метро. Билет можно купить в автоматах перед входом. Обратите внимание, для поездки из аэропорта в город, потом при возвращении из города в аэропорт, нужен будет особый билет MadridMetro, он стоит дороже простого билета метро по городу. Мы привыкли, что проходим через турникет на входе в метро. В Мадриде турникеты стоят и на выходе из метро в аэропорт, поэтому билеты сохраняйте до конца поездки. Линия метро из аэропорта заканчивается станцией Nuevos Ministerios, тут пересадка на линии 7 и 10. Промежуточные станции на отрезке с аэропорта пересекаются с линиями 4 и 9.
По приезду, решили доехать до города аэроэкспрессом, так как он останавливается недалеко от нашего отеля. Вроде, все понятно - выйти на остановку и ждать номер 203, как указано в интернете. А его нет и не. И нет даже такого номера на стойке где перечислены все автобусы. Пошли искать справочную. Угу- сказал патлатый справочный человек - явно студент, подрабатывающий ночью. Ищите напротив, через переход. Ок. Включили навигатор, пошли по его указке, пришли в забор, за которым парковка. Пошли опять к патлатому. Говорим, там нет ни остановки, ни автобуса. Патлатый- просто на остановке, где все автобусы, ждите желтый автобус аэроэкспресса, без номера. Почему его нет в перечечне автобусов на стойке, а его И ТАК ВСЕ ЗНАЮТ.
Вот это- и так все знают, будет нас преследовать все время нахождения в городе. На вопросс помогите найти, было, да за углом же- все знают.
Невозможно себе представить, что когда-то вместо величественного города на этом месте «красовалась» всего лишь малюсенькая деревенька. Датой основания Мадрида принято считать 852-856 г. Именно тогда арабский князь Мухаммед I основал, на месте современного Королевского дворца, небольшую крепость. Логично, так как местность богатая лесами, животными для охоты, источниками воды и месторождениями кремния была очень подходящей. Про кремень не просто так упомянуто, в древние времена этот камень был одной из основ жизнедеятельности людей Сам город впервые упоминается в хрониках 932 г. Но как хочется мадридцам иметь более древнюю историю, вот и преувеличивали древность города до 4000 лет, считая его на тысячелетия старше Рима и основанным чуть ли не сразу же после Всемирного потопа. Некоторые летописцы объявляли, что Мадрид был основан греческим принцем Окнием, сыном Тиберина (короля Тоскании), и божественной Манто, поэтому и назван Мантуей в её честь.
«Туристические тропы», основные достопримечательности Мадрида находятся в квадрате, который имеет условные границы: арка Алкала с востока, Королевский дворец с запада, улица Аточа с юга, площади Испании и Колумба - с севера. На исторических улицах и площадях «квадрата», находятся обелиски и памятники, храмы и дворцы, музеи и парки, которые входят в перечень «must-see» Мадрида.
Самые значимые улицы испанской столицы - Алькала (исп. Calle de Alcalá, самая длинная) и Гран Виа (Gran Via, что в переводе "большая дорога"). Гран Виа неофициальная главная улица города со 100-летней историей. Проспект был заложен 5 апреля 1910 года королем Альфонсо XIII. Для воплощения в жизнь проекта улицы пришлось снести более 300 зданий. Изначально Гран-Виа делилась на три самостоятельные улицы, каждая из которых была построена в разный отрезок времени, имела свой архитектурный стиль и название, порой меняющееся в соответствии с политической конъюнктурой. Только в 1981 году улица была соединена в единую и получила своё нынешнее название. Хемингуэя сказал, что «Гран Виа - это слияние Нью-Йоркских Бродвея и 5-го авеню». Везде бойкая торговля, и примета Испании, везде продают предметы религиозного культа. Фигурки святых, кресты и распятия, Божии матери, открытки на религиозные темы , пользуются немалым спросом в католической Кастилии.
Не доходя до пл.Солнца по ул.Алкала, рассматривая череду довольно современных зданий, вдруг спотыкаешься, так выделяется церковь Калатравас. Она единственная сохранившаяся часть бывшего королевского монастыря Зачатия монахинь Ордена Калатравы. Монастырь Комендадорас был престижной школой для благородных девиц, обеспечивая детей важных лиц необходимым образованием. Церковь построена в 9 веке.
Площадь Солнца - La Puerta del Sol, дословно «площадь Ворот Солнца»; центральная площадь не только Мадрида, а и всей Испании, представляет собой овал со множеством отходящих от нее улиц. Когда-то здесь были ворота «Солнца», которые являлись входом в средневековый город, окруженный высокой крепостной стеной. В 1525 году вход стал свободным, а название площади осталось прежним. Всегда была центром политических событий в стране, народных восстаний, демонстраций.
На полукруге с южной стороны площади часовая башня, являющаяся частью здания Real Casa de Correos с необычными ретро-часами с четырьмя циферблатами. И на них цифра «четыре» обозначена 4 палочками, обратите внимание. Сейчас в этом здании резиденция Президента Мадридской Автономии и заседает мадридское правительство. Построенное в XVIII веке, сначала здание было почтой. Истории связанные с этим зданием отражают нравы, события прошлого: во времена Франко , в подвале здания во времена его правления, пытали политических заключенных. Как в знак уважения истории площади, поклон шляпой с пером, именно тут были установлены первые электрические фонари, проехал первый трамвай, была проложена первая линия метро и, отправился в путь первый автомобиль. В Новогоднюю ночь под башней собирает чуть ли ни весь Мадрид и тысячи глаз обращены к часам в ожидании 12 часов. Под бой курантов необходимо съедать по одной виноградине и загадывать желание. Обычай придумали в 1909 г. торговцы, когда случился большой урожай винограда. А прижился такой ритуал потому, что испанцы очень суеверны, сказали - надо есть виноград, а то ...; будут есть. И люди не ограничивают себя только двенадцатью ягодками под бой курантов, едят солнечную ягоду всю ночь, чтобы привлечь в свой дом как можно больше удачи и достатка. Таким образом торговцы неплохо зарабатывают в праздник. Летом на площади Солнца идеальное место для встречи рассветов в городе.
В обязательном порядке на площади конная статуя короля Карла III, правившего Испанией с 1759 по 1788 год. Памятник поставлен этому королю, как одному из самых успешных монархов в истории страны.
Фонтан Венеры на площади Солнца. Статуя - копия, оригинал был варварски разрушен, но восстановлен и находится в музее. Испанцы называют ее Марибланка, видимо из-за белого цвета. Что тоже свойственно мадридцам, так как многие памятники носят названия по принципу «как вижу» Конкретно эта статуя Венеры побывала во многих частях города- в Мадриде перемещают по городу фонтаны, ворота и даже целые здания.
У здания Casa de Correos находится отметка нулевого километра - бронзовая пластина, вбитая в асфальт. Отсюда берут начало шесть национальных испанских дорог. По традиции на этот знак надо наступить и загадать желание.
Тут на площади знаменитый символ и герб Мадрида - El Oso y El Madrono (медведь и клубничное дерево). Вместо клубничного дерева должно быть дерево каркас, так как именно их вокруг Мадрида очень много. Но у автора – клубничное, потому что вкуснееJ.
Стоим, любуемся, гастрономический сюжет дает возможность отвлечься от красот и немного о бренном, что на втором месте у туристов: первое- «увидеть», второе -«закусить», особенно в «винной» стране. Мадрид и Испания вообще, «вкусные». Наверное, все знают, что такое тапас или паэлья. По количеству ресторанов, тапас-баров и прочих общепитов «на душу населения», Мадрид имеет первое место в Европе. И все вкусности страны можно отведать тут – валенсийскую паэлью, астурийского натурального сидра, галисийского осьминога и многое другое.
Наслаждаться надо не только блюдами, но и самой атмосферой, обслуживанием. По-моему мнению, в Испании и в Италии самые «танцующие» и галантные официанты. В Италии официант, принимая заказ от нашей русской подруги - девушки с внешностью мадонны, вдобавок услышав ее итальянский, опустился на колено. Коленопреклоненный в белоснежном костюме так и записывал заказ, представили картину? В Испании официанты двигаются между столиками с грацией тореро, ловко управляя подносом, наподобие мулеты.
В любом заведении, увидев две цены, тапас, а рядом - расьонес, имейте ввиду, что это одно и то же блюдо, просто последнее подается бОльшей порцией. Для туристов идеальный вариант, после похода по городу. Между прочим, мадридцы моментально вычисляют туристов- по попытке расплатиться за тапас сразу после заказа. Официанты всё и всех запоминают, поэтому не волнуйтесь. сначала наслаждайтесь трапезой, потом расчет.
На заметку - один из самых старейших и аутентичных тапас-баров Барселоны - Quimet y Quimet
Главная площадь Мадрида - Plasa Mayor с барочными зданиями по периметру и четырьмя воротами, ведущими на главные улицы. Она всего в нескольких минутах от Puerta del Sol. Была построена Филиппом III и открыта 15 мая 1620 г. в честь причисления святого Сан-Исидро - покровителя Мадрида; к лику святых. По легенде он был чудотворцем. С тех пор каждый год 15 мая отмечается главный праздник мадридцев . Тут был городской рынок Plaza del Arrabal. Все главные события, церемонии награждения и разнообразные фиесты проходили именно здесь. Еще называют частью «австрийского Мадрида», ведь это один из немногих сохранившихся в городе архитектурных объектов, относящихся к эпохе Габсбургов. 136 одинаковых по стилю домов с девятью прорезанными в этих зданиях сквозными арками. На домах 437 балкона, с которых одновременно 50.000 испанцев могли наблюдать королевские свадьбы и провозглашения королей, народные торжества и казни, рыцарские турниры и бои быков. То есть, площадь являлась своего рода театром. Даже места на балконы были платными. Из-за мест на балконах возникали ссоры, заканчивающиеся дуэлями. Интересная история случилась с фавориткой Филиппа IV по имени Марисапалос. Ей не досталось достойного места и король отдал приказ за одну ночь пристроить еще один балкон, который с тех пор и называют ее именем .
В центре площади возвышается бронзовая конная скульптура короля Филиппа III. Подарена королю Испании великим герцогом Тосканским. Про коня из-за его непропорциональных размеров, Лопе де Вега писал : "Если бы Троя увидела этот монумент, она бы побоялась быть вновь обманутой". Но всадник великолепен. Таким хотели видеть Филиппа III его подданные. В первые недели после смерти Филиппа II все почти в один голос нахваливали молодого мадридского монарха, казалось, он излучал новую энергию. Юный король попытал военного счастья в Ирландии и в Алжире, но потерпел неудачу. Блеск нового монарха начал тускнеть. Пошла молва, что он слабоволен и безразличен к государственным делам, падок на забавы и развлечения. Мол, он совершенно не отдает себе отчета в сложном финансовом положении монархии и фактически за него правил фаворит Ф. Лерма. Что касается развлечений королей, то Мадрид этому главный свидетель. Аутодафе, публичная казнь приговорённых еретиков, с сожжением на костре; было мрачным общественным развлечением и демонстрация власти церкви и короля. Так аутодафе могло быть подарком! - казнь в честь молодой жены Марианны Австрийской устроил король Карл II в 1680 г. Народу auto da fe преподносили как благодеяние, знать почитала за честь оказывать услуги Святому суду в процессиях, а монарх лично подкидывал дровишки. «Золотым веком» для инквизиции, усиленно преследовавшей еретиков: сначала мавров, евреев, потом протестантов было во время Филиппа II. Против этого охота и турниры Филиппа III, а потом коррида на этой площади – она для этого и была построена, невинные занятия. Обычно бои устраивались здесь в дни памяти святых покровителей Мадрида. Арена одной из таких коррид в 1779 году была декорирована Гойей.
За статуей Филиппа III выделяется парадная часть каре с часовыми башнями -Панадерия. Роспись в декоре в соответствии с испанским вкусом. Здесь во время церемоний останавливались королевские особы и знатные гранды . Четырехэтажное главное здание площади под номером 27 - Casa de la Panadería. Построенная около 400 лет назад, она была помещением для Общества пекарей, в 16 веке было приобретено муниципалитетом, чтобы разместить внизу булочную, снабжавшую королевский двор. Панадерия не являлась булочной в простом понимании слова. Лишь в нижней части четырёхэтажного дома, по стилю напоминающего дворцы знатных вельмож той эпохи, торговали хлебом и булками. Внутри Панадерии на верхних этажах находились роскошные залы, где во время праздников давались пышные приёмы и отдыхали их величества, утомившиеся от зрелищ. Во время праздников, казней, коррид нижний балкон неизменно занимала королевская семья, а верхние делили между собой придворные - в зависимости от ранга. Позже в здании размещалась Академия благородных искусств, а потом Академия истории. Напротив Casa de la Panadería расположено похожее здание, имеющее также две башни и шпили. Это Casa de la Carnicería, магазин мясников, как свидетельство соперничества двух цехов. Балконы этого дома в дни зрелищ тоже считалась вполне престижными ложами.
Далее доходим до знаменитой площади Plaza de Oriente, переводится как "площадь на востоке", хотя расположена на западе Мадрида. Названа в честь ориентира, Королевского дворца. Это от него площадь находится в восточном направлении. Есть два варианта: либо на метро по линии № 2, 5 или R до остановки Opera, или на автобусах № 3, 15 или 20. В городе, где царит суета и постоянное движение, Plaza de Oriente называют оазисом спокойствия и мира. Ее полукруг имеет великолепный ландшафтный дизайн. Позади пешеходных мостовых - множество красивых растений и деревьев, красуются 44 статуи испанских монархов -они должны были находиться на здании, однако архитекторы поняли, что статуи слишком тяжелые, поэтому разместили их на земле.
И конечно Королевский дворец, ул. Вailén, с ближайшей станцией метро Opera, на востоке Plaza de Oriente. Дворец самый большой в Европе. Вместо предыдущего дворца (стоявшего на месте арабского замка Алькасар), уничтоженного пожаром за 3 дня, было решено построить новый, подобный Версалю. Если бы осуществили первоначальный проект, это был бы самый большой дворец в мире, почти в 4 раза больше чем сегодня. Строительство продолжалось с 1738 по 1755 гг. Начал строить первый король из династии Бурбонов - Филипп V. Первый король, который в нем жил, был Карл III. В настоящее время королевская семья не проживает во дворце, который используется для протокольных мероприятий. Во дворце более 2000 комнат 240 балконов, 870 окон, 110 парадных дверей и 44 лестницы, общая площадь около 100000 м*. Для посещения открыты только 50 залов. В залах размещена коллекция уникальных музыкальных инструментов, включающая в себя скрипки и виолончели работы Страдивари, Гварнери, редкие клавесины и пианолы. На стенах – красивые гобелены, картины, рисунки, известные работы Тьеполо, Гойи и Джордано. Портреты королевских особ, в том числе работы Гойи. Отдельный вход приведет в дворцовую аптеку. Там на полках представлены сотни склянок с различными снадобьями, старинное оборудование для приготовления лекарств, какие-то колбы и ступки. Очень интересен музей оружия, где хранятся подлинные доспехи испанских королей и вооружение прежних времен - алебарды, мечи, арбалеты, копья. Утверждают, что это важнейшее в мире собрание такого рода. Во дворце красивые экспонаты фурнитуры, гобеленов, рисунков, известные работы Тьеполо, Гойи и Джордано.
Около древнего Алькасара произошло событие (легенда), из-за которого мадридцы гордо называют себя «котами». Крепость была взята хитростью: очень ловкий солдат, с помощью только одного кинжала подкравшись ночью к стене, сумел взобраться на нее и спустить веревку остальным. Солдат получил прозвище Gato – кот. Очень многие коренные мадридцы говорят, что имеют некоего Gato в роду. Есть менее героическая легенда: на ночь ворота города закрывались. Платить каждый раз за проход никому не нравилось, пользовались услугами людей, знающих все лазейки в стене и умевших обойти ночную стражу, их и стали называть "котами".
Королевский дворец окружен парком с садами Сабатини (Sabatini Gardens) и Кампо дель Моро («Мавританский лагерь») -Мавританским полем. Чудесное место с лебедями, скульптурами.
Рядом с дворцом расположен собор Альмудена (Catedral de la Almudena), посвященный покровительнице города Деве Марии. В Мадриде мало храмов вообще, а древние разыскивать надо. И найдем руины. Филипп II, когда объявил Мадрид столицей, успокоился и занялся своим любимым детищем, направив все силы и средства на строительство Эскориала. Так столица лишилась возможности обзавестись кафедральным собором. «Столицей» католической церкви Испании является г.Толедо. Толедский собор - кафедра архиепископа Испании, главный собор страны. На месте Альмудены раньше была маленькая церковь «Святой Марии». Собор начал строить Альфонсо XII, как усыпальницу для своей первой жены, которая очень рано скончалась и не имела права покоиться со своей семьей в Эскориале. Строительство собора началось в 1879 году и продолжалось более 100 лет.
Названия опять связанно с легендой. Во время нашествия арабов христиане спрятали изображение Святой Девы в крепостной стене (по-арабски - almudaina) или в расположенном рядом амбаре (по-арабски - almudit). Тайну, что образ спрятан в стене, хранила девушка Мария, но точного места в стене и она не знала. Мария говорила с королем (вот так запросто?), что надо искать образ. А сама истово молилась «Мадонна, я отдам свою жизнь за то, чтобы знать, где хранится твой образ». Перед началом поиска была организована процессия такая же, как и перед самим захоронением Святой Альмудены. И вдруг обрушилась часть стены. Король, его свита упали на колени, люди не могли ни говорить. ни двигаться. Мария лежала на земле, ее глаза смотрели на открывшуюся Святую Альмудену, на губах застыла улыбка и на лице был покой, покой смерти. В такую историю верят мадридцы, неожиданного обнаружения образа во время отвоевания города Альфонсом VI в 1085 г.. Легенда красивая, но не имеет отношения к истории. Историки говорят - «...нет никаких доказательств, документов или археологических находок, которые бы подтвердили существование статуи в то время...». Вот с тех давних пор собор и получил имя Альмудены. Ее образ находится на главном алтаре, а копия стоит на улице, с левой стороны от собора, в память о том, что именно в этом месте ее обнаружили в 1085 году. Если окажетесь в этом районе в воскресенье утром, стоит непременно зайти, все-таки это главный собор. И не столько на мессу, а посмотреть на нарядную мадридскую публикуJ.
Обойдя кафедральный собор Альмудена с южной стороны и немного спустившись, открывается завораживающий вид на старейшее городское строение - арабскую стену IX века. Она окружала крепость, возведенную приблизительно в 860-880 годах еще эмиром Мухаммадом I.
По улице Алкала, возле парка Ретиро, находится Триумфальная арка Пуэрта де Алькала –была первой в Европе после падения Римской империи и имела еще название «Душа Мадрида». Состоит из трех полукруглых и двух прямоугольных пролетов. На стройку ушло 2 000 000 реалов, даже для королей тех времен солидная сумма. В поисках денег нашли не очень оригинальный выход, зато действенный: все питейные заведения столицы начали платить дополнительный налог. В ответ торговцы подняли цены на вино, но жители Мадрида пить меньше не стали и Триумфальная арка была закончена достаточно быстро. Входило в число пяти королевских ворот столицы и служили въездом с восточной стороны по дороге от города Алькала-де-Энарес. На трех центральных пролетах видны вверху остатки петель, на которых висели тяжелые ворота-решетки, закрывавшиеся на ночь. Сняли их, когда снесли городские крепостные стены в 1868 г. Уникальность этой арки, что она с каждой стороны разная. Потому что Сабатини объединил свои же два проекта, так они были хороши. Разное число колонн, разные статуи, гербы, львиные головы, знамена и прочее. Но капители венчают одинаковые существа с ушами летучих мышей, кошачьими усами гигантских размеров и зубами кролика.
Неподалеку от Прадо находится украшенное фигурами сидящих львов здание Конгресса депутатов, то есть парламента Испании.
С площади по бульвару Прадо отправляемся на площадь Plaza de la Cibeles. Сюда также доходит 2 линия метро, остановка Banco de Espana. Эмблема площади – бывший Дворец связи, теперь муниципальный совет, он же дворец Сибелес и фонтан Сибелес с колесницей богини плодородия Кибелы под ним, которую тянут два льва. В своих руках богиня держит скипетр и ключи от города. Дворец построен сравнительно недавно в 1907-1919 г г., за обилие башенок мадридцы называют его «Свадебным тортом». На крыше есть ресторан (отзывы: виды прекрасные, блюда не соответствуют цена-качество) и смотровая площадка – по средам бесплатно. Там же на пл. Сибелес еще три знаковых для Мадрида здания: Банк Испания, Паласио де Буэнависта герцогов Альба (конец XVIII века), Дворец Линареса маркизов де Линарес («Паласио де Линарес»). Все здания фасадами смотрят на одну площадь, но находятся в 4-х разных кварталах принадлежащих трем районам города: центра, Ретиро и Саламанки.
Здание банка довольно строгое по испанским меркам. Но ажурные решетки, фигурные карнизы не дают иметь уж совсем суровый вид. И наверху здания «кокетливая шапочка» -прелестная маленькая башенка. В подземельях банка хранится золото Испании. До изобретения современных систем безопасности, было предусмотрено, что в экстренных случаях подземелье затоплялось бы водой из резервуаров фонтана Кибелы. Здесь и Дворец Коммуникаций - главный почтамт Мадрида.
По улице Майор, а затем Анхель за 15 минут до площади Святой Анны. Перекусить уже привычным испанским тапасом в любом баре на площади, и далее путь в сердце ночного Мадрида - улицу Huertas. Ведь от достопримечательностей тоже надо отдохнуть. Здесь множество ночных клубов и баров гостеприимно распахивают свои двери. Насладись джазовым концертом в популярном культурном заведении Café Populart. Ближайшая станция метро - Antón Martín.
Самая большая в стране площадь Испании (Plaza de Espana). Два бросающих в глаза небоскреба - Башня Madrid и Здание Испания, построенный в 50-е гг XX в. Огромное здание «Испании», высотой 117 метров, очень напоминает московские высотки. Центр площади украшает фонтан, построенный в честь Мигеля де Сервантеса Сааведры (исп. Miguel de Cervantes Saavedra) и его героев. Удивительно, что на коня Дон Кихота и на осла Санчо Пансы разрешается забираться. Не пропустите, обратите внимание на расположенный здесь эко-дом.
Влево от площади Испании можно выйти к холму Принца Пио с расположенным на нем парком. Это историческое место, свидетель важных событий в истории Испании., Именно тут происходил расстрел повстанцев, впоследствии запечатленный Франсиско Гойей в его знаменитой картине. В парке находится древнеегипетский храм Дебод. Нет-нет, не завоевывали египтяне по примеру мавров Пиренейском полуострове. Храм - подарок египетского правительства, и был перенесен в Мадрид в 1970 г., как благодарность за помощь испанских археологов при спасении памятников в Нубийской пустыне, которая была затоплена из-за разлива канала в городе Асуан. Храм Дебод относят к IV в до н. э., его возвели по повелению фараона Азекхерамона как посвящение богу Амону.
Около Temple of Debod всегда большая очередь на вход, внутри небольшое помещение с пустыми каменными стенами, где видны египетско-фараонские изображения.
С холма Принца Пио открывается прекрасный вид на королевский дворец.
На Пласа-де-Колон, Площадь Колумба, огромный флаг на древке, точнее колонне. И расположено еще несколько значимых сооружений, связанных с «открытием" Америки. Памятник великому мореплавателю - Христофору Колумбу, который стоит здесь с 1885 года и смотрит в сторону океана. Здесь находятся, так называемые «сады Дескубримиенто» (исп. Jardines del Descubrimiento), которые представляют собой мемориальный комплекс, состоящий из четырех блоков различных аллегорических форм. На каждом из них высечены цитаты известных историков, географов, философов и писателей, посвященные появлению на карте мира Нового Света. Комплекс прославляет географические и морские подвиги Колумба. Памятник испанскому герою, адмиралу дону Блас де Лезо-и-Олаварриета (исп. Blas de Lezo y Olavarrieta), а в его лице и всему Испанскому Королевскому флоту. Он участвовал в 23-х военных кампаниях, один из величайших стратегов и полководцев, о его храбрости и военном таланте ходили легенды. Получил многочисленные раны и увечья – лишился в сражениях руки, глаза и ноги. За что получил прозвище «Patapalo» («Деревянная нога»), а позже как «Mediohombre» («Получеловек»).
Площадь Пласа-де-ла-Вилья -жемчужина Позднего Средневековья, созданная в XIV веке по указу правившего тогда Альфонсо XI. Добраться станция метро Vodafone Sol. Здесь памятник отважному покорителю морей - Дон Альвар де Базан. До объявления Мадрида столицей было еще далеко (около 100 лет), город разрастался вокруг арабской крепости, которая находилась на месте современного Королевского дворца. На старинной площади Вилья появились мэрия (ее здание позже перестраивалось) и здания в мавританском стиле - башня и дом Луханес. Эти постройки датируются XV веком и претендуют на звание самых старинных в Мадриде. Изначально они были резиденцией королевского бухгалтера Гонсало Гарсиа, а затем их выкупил королевский слуга Педро Лухан. Если от площади Puerta del Sol двигаться по улице Майор (Calle Mayor) в сторону Королевского дворца - дом Луханес будет по левую руку.
В XIX веке башня дома была самым высоким зданием в столице, поэтому там расположили телеграфную станцию, чтобы связываться с городом Аранхуэс. В настоящее время это резиденция Королевской Академии моральных и политических наук и Королевского экономического общества. Мне нестерпимо любопытно, что за «моральные науки» здесь преподают? В доме сохранилось два старинных портала. Главный вход находится со стороны площади, его украшает герб семейства Луханес. Боковой вход оригинальной подковообразной формы выходит на calle del Codo (улицу Локтя).
Район Latina.
Арена для корриды Лас-Вентас (Plaza de Torros de Las Ventas), 1929 г. Ее вместимость - 25.000 человек. Перед ареной находится памятник погибшим во время корриды матадорам. Изображает тореадора, который мастерски провел корриду и убил быка. Он повернулся к быку спиной и вскинул руки вверх, что означает коррида закончена, а в этот момент бык из последних сил поднялся и пронзил тореадора рогом. Памятник называется "Умер тореро, родился ангел. Еще тут памятник доктору Александру Флемингу, открывшему пенициллин. Благодаря этому открытию остались в живых многие раненные во время корриды.
Особого описания заслуживает «Золотой треугольник» Мадрида на бульваре Прадо (Paseo del Prado). На отрезке в 1 км находятся главные гордость и богатство страны – художественные музеи со всемирной славой. И сам бульвар с красивейшими зданиями, в волнах зелени и брызгах фонтанов- Сибелы, Нептуна, Аполлона, драгоценная часть города. Прогулка по бульвару Прадо сродни прогулке по Елисейским Полям Парижа.
Здесь расположены три картинные галереи Прадо, Королевы Софии и музей Тиссена-Борнемиссы. В галерее Королевы Софии находится самое знаменитое полотно Пикассо «Герника» - душераздирающий крик об ужасах войны. Барон Тиссен-Борнемисса был последним из великих меценатов Европы. Был пять раз женат, последний раз - на "Мисс Испании", актрисе Кармен Сервера, которая после смерти барона приобрела еще 300 произведений искусства. Сам барон дожил до 82 лет и умер только в 2002 году. Когда при жизни, барон собрался продать свою коллекцию, борьбу за нее вели США, Швейцария, Великобритания и Германия. В итоге собрание перешло Испании за треть своей стоимости, «всего» за 330 миллионов долларов. А для его демонстрации был государством отведен дворец Вильяэрмоса, напротив Прадо.
Прадо
У входа в кассы музея - памятник Франсиско Гойе, а возле главного фасада сам Диего Веласкес с палитрой и кистью восседает на пьедестале. В Прадо собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры, равных которой не знает ни один музей мира. Музей - огромный, здесь есть все: Брейгели, Кранах, Рубенс, Веласкес, Мурильо, Рафаэль, конечно, Гойя и Веласкес и других великих художников. Знаменитые "Похищение Европы" и "Адам и Ева" Рубенса находятся здесь. В поисках картин Гойя, придется основательно побегать -залы 32, 34-38, 64-67, 75. Дело в том, что его картины, иллюстрирующие сцены простой жизни, столь пришедшиеся по сердцу мадридской знати, выставлены на верхнем этаже музея, скандальная «Обнаженная маха» и ее одетая версия - в зале портретов на первом этаже, масштабные полотна, посвященные борьбе жителей Мадрида против французской оккупации - в батальном зале, а знаменитые «Мрачные картины», в том числе, и жуткий «Сатурн, пожирающий своего сына», вместе с «Колоссом» и нежной «Молочницей из Бордо» - двумя картинами, которые приписываются Франциско Гойя, но его авторство доподлинно не доказано, находятся в зале на минус первом этаже музея.
А какой приятный скверик около музея. С великанами соснами, изумрудными газонами. Мадрид вообще очень зеленый город. Если нет поблизости парка-скверика, будут деревья в кадках, будут свисать с балконов цветы всевозможных сортов. Каждый уважающий себя ресторан, имеет какой-нибудь зеленый оазис, где стоят выносные столики. Или это рестораны выбирают себе место рядом с оазисамиJ?
По бульвару Прадо от площади Plaza de la Cibeles рукой подать до Площади Независимости - Plaza de la Independencia, это must-see достопримечательность Мадрида. Сюда также доходит 2 линия метро, остановка Banco de Espana. Здание с золотыми куполами - это Национальный банк; и знаменитые ворота Puerta de Alcalá. А возле них расположен главный вход в парк Retiro, сразу за Музеем Прадо. На метро сюда можно доехать по красной линии №2, станция Retiro.
Парк El Buen Retiro построен в XVII в., как зона отдыха для королевских особ, площадью 150 гектаров. Своим названием обязан королю Филиппу IV, который любил уединяться здесь для молитвы, а еще раньше тут была обитель ордена Святого Иеронима. Потому парк и получил название Буэн-Ретиро, что означает в переводе с испанского «благое уединение". Когда-то парк примыкал к одноимённому дворцу Филиппа IV и служил местом королевских увеселительных мероприятий, но с приходом к власти короля Карла III и постройкой нового королевского дворца в другом месте, пришёл в запустение, а впоследствии сильно пострадал во время войны с Наполеоном. От старого Королевского дворца остались только две постройки -бальный зал Casón del Buen Retiro, в котором ныне размещается филиал музея Прадо, и церемониальный зал Salon de la Reynos, где находится Музей армии Испании. После войны парк был вновь возрожден королем Фердинандом VII. В 1868 году передали парк в дар городскому муниципалитету. В парк можно войти через несколько элегантных входов, украшенных ажурными решётками: с Plaza de laI ndependencia, Calle de Alcalá, Calle de O'Donnell, а также Calle de Alfonso XII. Прогуляйтесь по извилистым каштановым аллеям, посидите у пруда или отправьтесь к стеклянному дворцу - вечером в свете огней он особенно волшебен. Парк находится сразу за Музеем Прадо. На метро сюда можно доехать по красной линии №2, станция Retiro.
(В парке можно заказать пешеходную экскурсию с посещением фабрики гобеленов (обойдется где-то в 40 евро).
Есть большое искусственное озеро, по которому можно плавать на арендованных лодочках. На берегу озера расположился величественный архитектурный ансамбль Хосе Грасеса Риеры (Jose Grases Riera) - конная статуя короля Альфонса XII, окруженная полукруглой колоннадой. Мемориал украшен скульптурами-аллегориями свободы, мира, родины, армии и флота. «Вечера в саду Буэн-Ретиро" описан классиком испанской литературы Пио Барохи. Персонажей его романа можно запросто представить, гуляющих по аллеям парка.
Особенностью парка является и Angel Caído - единственная в мире статуя, посвященная падшему ангелу Люциферу.
Галапагосский фонтан построен в честь рождения Изабеллы II. Трехъярусный ансамбль украшен фигурами дельфинов, черепах, лягушек и ангелов, из которых льются струи воды. Венчает композицию улитка - символ терпения и плодовитости.
В парке два павильона работы известного архитектора XIX века Веласкеса - Хрустальный дворец, «Кристалл» и дворец Веласкеса, «Кирпичный». Здание названо вовсе не в честь Диего Веласкес, а по имени архитектора Рикардо Веласкеса Боско, по проекту которого оно построено в 1883 году для выставки горнодобывающей промышленности. В нем и теперь проводятся разнообразные художественные и исторические выставки.
Дворец Веласкеса
Хрустальный Дворец - оранжерея из стекла и стали (1887 г.)
Вокзал АТОЧА. Название вокзала – «Estación de Atocha», от городских ворот с таким же именем. «Аточа» еще означает какой-то кустик дрок, что очень подходит вокзалу. Потому что вокзал не только самый большой в Европе, а и самый большой, наверное, бесплатный ботанический сад под крышей. Есть даже небольшой пруд с настоящими черепахами. Оградой тропическому оазису служат обыкновенные скамейки для пассажиров. Мало того, что настоящий бот.сад есть, так еще вокзал считается высокогорным - 621,5 метра над уровнем моря. Залюбовавшись джунглями, можно забыть зачем и пришли. А вспомнить надо, особенно если время поджимает. Потому, что устремившись к заветному окошку касс, можно получить «от ворот поворот». Кассы строго дифференцированы и таки по цвету. Нет, не цвету штанов пассажиров, а окраски окошек: бело-красные только на пригородные поезда – и только за наличные! Универсальные кассы, продают на все направления и принимают к оплате все - только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Есть автоматы по продаже билетов и отдельные кассы на скоростные поезда. Вот и побегаешь. Особенная «засада», если поезд не до конечной станции нужен, а с выходом на промежуточной станции. Тут без пол..., полиглота в справочной не обойтись. Купили билеты и думаете всё? Как бы ни так. Сначала найти и пройти через турникет. Без отметки, что он ставит на билете, билет для контролеров в поезде будет недействительным. Потом надо бежать на нижний этаж, искать платформу в надежде, что стоящий там поезд, наконец довезет куда надо. А так хорошо начиналось, пальмочки-цветочки, черепашки…
Мадрид не объять и не узнать за те деньки, что нам посчастливилось в нем побывать. Но обаять город успеет и за короткий срок. Из него осуществляли вылазки в Толедо и Сеговию, возвращаясь каждый раз в Мадрид, как к гостеприимному хозяину. При расставании воскликну - «виват, Король, виват!» Обещайте мне новое рандеву, Ваше Королевское Величество…