Невозможно о кафедральном соборе Святой Марии г. Толедо говорить между прочим, в ряду других достопримечательностей. Город часто называют «короной Кастилии», вот собор и есть главная драгоценность короны. Если бы собор стоял на необитаемом острове, то и туда приезжали бы люди со всего мира полюбоваться на это чудо.
В V-VI веках на месте собора стояла вестготская церковь; затем арабы превратили ее в мечеть. Новые властители Толедо - короли Кастилии, рьяно обращали мусульман в христианскую веру. Перестраивались мечети и синагоги в церкви. Особый фанатизм проявляла королева Констанция, жена Альфонса VI Кастильского, который дал свободу Толедо в мае 1085 года. Она без ведома короля, бывшего в то время в отсутствии, обратила главную мечеть в собор. Королева не посчиталась с тем, что Альфонс VI при взятии Толедо дал слово главному мулле Толедо Абуке Валиду не трогать мечеть. Король был настолько разгневан тем, что было нарушено его слово о неприкосновенности мечети, что под горячую руку хотел немедленно казнить всех виновных. Кровопролития не произошло только благодаря мудрому Абу Валиду, уговорившего короля смилостивиться, а ведь имел все основания желать как раз обратного. В знак признания в католическом соборе установили статую мусульманина Абуки Валида. Но мечеть -перестроенная из вестготской церкви Санта Мария дель Реаль, обращенная в собор; не соответствовала растущему городу. Разрушили и стали строить новый грандиозный собор. Первый камень был заложен в 1226 году и строили три века.
Теперь имеет статус главного собора страны. Именно здесь находится кафедра примаса - высшего духовного лица в католической Испании. Толедо и сегодня продолжает считаться религиозным центром современного пиренейского государства.
Собор находится на Площади Собрания. Снаружи уже поражает своими размерами и необычной архитектурой, одна башня чисто готическая, другая больше на мечеть похожа. Высокая (90 метров) северная башня видна с любой точки города так же, как Алькасар.
В 1753 году на этой башне установили колокол Кампанья-Горда, весом 17 тонн , толедцы называют его "толстуха". Колокол - муж род, но название по-испански женского рода. Южная башня- мосарабская капелла, не успели достроить, потому имеет такой вид. А купал ей пристроил сын художника Эль Греко - Мануэль Теотокопулос. Собор по величине третий после соборов в Милане и Севилье.
Жалко, что собор зажат плотной застройкой.
Ему нужен простор, пьедестал, чтобы любоваться со всех сторон. Арка соединяет «Дворец архиепископа» с собором. Раньше внутрь собора от нее шла «лестница Тенорио», по которой служители спускались в собор. Кто знает, может, и сейчас она есть.
Главный фасад с тремя высокими порталами. В центре находится Дверь Прощения, украшенная резным изображением Пречистой Девы, которая передает ризу святому Ильдефонсо, покровителю города. Каждому, кто пройдет через «Дверь прощения» гарантированно отпущение всех грехов.
По одну сторону главного входа были дверь на колокольню, а по другую – "дверь нотариусов". Через нее в прежние времена входили торжественным шествием нотариусы, вступавшие в должность, для произнесения клятвы свято выполнять свои обязанности. Очень почитаемы, видать, нотариусы были в давние времена. Особая церемония в Толедо, свой храм -названный по имени нотариуса Генезиуса Арль, ставшего покровителем нотариусов и секретарей; в Мадриде.
Не припомню храма, где бы «тайная вечеря» была прямо на фасаде представлена. Здесь Христос и двенадцать апостолов изображены больше чем в натуральную величину, сидящими за трапезой, каждый отдельно в своей нише над порталом главного входа, между двумя контрофорсами. Почему-то после строительства собора, когда паломники приезжали со всех краев, то эта «тайная вечеря» вызвала гнев и нападки критиков, как неудачная.
Второй портал называется «Часовые Врата» и он также украшен замечательными рельефами со сценами из земной жизни Христа и Богоматери. Трудно поверить, что все это высечено из камня, кажется выпуклой картиной, узорным шитьем.
Есть еще один проем собора, называется проем Пуэрты де Мольете. Испанское слово mollete означает «сдобная булочка», и называется так, потому что у этой двери раздавали бедным еду.
Вход в собор с южной стороны собора через Портал Львов (Пуэрта де лос Леонес). Раньше он назывался Врата Радости (Пуэрта дель Алегриа), после того, как на решетке появились фигурки львов, стал Порталом Львов. Считается самым красивым. Строгость отделки боковых стен оживляют невысокие фигурки на цоколях больших статуй. Изначально вход не имел дверей: створка была выполнена из дерева только в XVIII веке. Удивляют тщательностью ювелирной работы деталей фигур.
Столь же красива внутренняя сторона портала уже в самом соборе. В верхней части помещен по центру элегантный медальон «Коронование Богоматери» работы Бигарни. По бокам в нишах расположены статуи Давида и Соломона, оформленные колоннами в виде канделябров. Ниже, в тимпане на светло-синем фоне изображено «Древо Елисеево». Завершает портал обязательный для каждого католического собора орган, здесь названный в честь Карла V - органом императора. В соборе имеется еще несколько органов, все они изготовлены в XVIII веке.
Внутри поражает огромное пространство, образуемое пятью нефами, и мощные колонны. Фото не могут передать величие и роскошь, что внутри. Главная моя печаль - были перед закрытием, освещение в основном из высокорасположенных окон. Поэтому фотографии получились темными. В отдельных помещениях, например, Зал капитула, было хорошее освещение. Но света явно не хватало в самом соборе.
Только тут можно услышать знаменитое грегореанское пение, месарабскую мессу, восходящей к эпохе вестготов , что сохранилась в соборе - по особому разрешению Папы Римского. Мозарабами в мусульманской Испании называли тех, кто не отрекся от своей веры и продолжал соблюдать свой ритуал в церковных службах. Католики их призывали служить мессы по канонам, что и произошло во всей стране, но не в Толедо. Эта служба ведется не на испанском, а на латыни. Сейчас толедскихе мосарабов 2000 семей и они рьяно отстаивают право на свою мессу. Прихожане следят за ходом литургии по специальным книжечкам. В них приводится полностью латинский текст с переводом и пометами, вроде: «эта молитва читается хором и стоя». Служат такую мессу специально обученные священники в особом приделе кафедрального собора.
Собор настолько великолепен, что трудно передать словами. Богатство католической церкви во многом обусловило ее огромное значение в жизни Испании. 12-й «толедский собор» постановил считать Толедо особым по святости и значению центром в римско-католическом мире. И чтобы подчеркнуть это и был возведен столь монументальный собор, одно из названий которого - Первый Кафедральный Собор Толедо. С этого момента принятие многих решений начинает переходить от светских властей к церкви. Эта громадина, сокровищница веков, буквально напичкана невозможной красотой в каждом своем закуточке, каждом метре. Стены украшают подлинные шедевры, созданные такими мастерами, как Гойя, Тициан, Веласкес, Моралес, Ван Дейк, Рафаэль, Рубенс и 16 картин фигуры апостолов Эль Греко. В наш приезд четверть собора внутри был на ремонте или огороженно под устройство какого=то празника. Короче, четвертую часть не увидели.
Торжественностью собор, его убранство превосходит все соборы Европы, по утверждению искусствоведов. Своды храма опираются на 88 могучие колонны, свет льется через 750 окон, застекленных разноцветными витражами. Середину собора, как и во всех испанских соборах, занимают хор и главная капелла. Но в отличие от европейских они помещаются не на востоке, а в Испании переносятся в середину и отгораживаются от остального пространства высокой стеной, так как церковная аристократия, желала отгородить себя от толпы простых прихожан.
Ограда хора и главной капеллы собора поражает массой скульптур, рельефов, гербов, фиалов, разнообразных орнаментальных мотивов, покрывающих сплошь всю внешнюю сторону ограды и не оставляющих свободного места, напоминая этим способ украшения стен мавританской орнаментикой. В пятидесяти рельефах рассказаны история жизни Христа и богоматери и различные легенды.
Самая роскошная часть собора - алтарь. Здесь находятся огромное изображение Христа, королевские усыпальницы и великолепный за алтарный образ в стиле пламенеющей готики. Высоким мастерством отличаются решетки главного алтаря, сделанные де Вильяльпандо.
В главной капелле возвышается огромный за алтарный образ (ретабло), один из самых грандиозных в Испании, поражающий своей сказочной красотой. Ретабло сделано из лиственницы, дерево раскрашено в разные тона с применением золота. Заказ на ретабло был сделан во второй половине XV века известным кардиналом Франсиско Хименесом ди Сиснеросом (1436-1517), покровителем Христофора Колумба.
В центре ретабло находится статуя Сантьяго, выше - мадонна с младенцем в окружении ангелов, по бокам - различные почитаемые в Испании святые. Изображена двадцать одна сцена из жизни богоматери и «Страстей господних», не считая фигур святых и персонажей Ветхого завета. Вверху - колоссальное «Распятие» с богоматерью и Иоанном по бокам, ниже - «Непорочное зачатие», под ними - «Благовещение», внизу ё-табернакль из позолоченного дерева с хранившейся в нем почитаемой статуей Богородицы XIII века. По необычайной пышности, нарядности и красочности это ретабло считается одним из выдающихся памятников позднеготического стиля в Испании. Подобных заалтарных образов не знала ни одна страна средневековой Европы.
В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Кардинал, которого называли «третьим королем» во времена Фердинанда и Изабеллы, настолько он был могущественным, что приказал в завещании его похоронить здесь и его желание исполнили. Пришлось разобрать часть стены, чтобы обустроить ему пристанище. Так же в часовне похоронены кастильские короли - Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император.
Рядом с ретабло в приделе Нисхождения, за решеткой из толстых металлических прутьев камень, что служил подставкой Богородице, когда она явилась св. Идельфонсо. В камне протерта «дырка», потому что все верующие и посетители стараются прикоснуться к нему. На табличке около мраморного куба виднеется надпись, которая гласит «Дотроньтесь до камня и с великим благословением произнесите: да будет почитаемо место, которого коснулась нога Богородицы». Ильдефонс родился в 607 году в Толедо, в семье тех самых вестготов, что еще сохранились к тому времени в Толедо. Был архиепископом, и по легенде, в соборе в присутствии других служителей, увидел восседающую на епископском троне Деву Марию. Богоматерь сделала знак Ильдефонсу, чтобы он подошёл к ней, и, посмотрев на него, сказала: «Ты мой священник и верный слуга, правильно учащий обо мне. Прими это облачение, которое послал мой Сын из Своей сокровищницы». А после Сама Богородица облачила его, дав указание надевать это облачение только во дни празднований в Её честь.
За алтарем находится самый яркий памятник XVIII века в соборе, как бы еще один, дополнительный алтарь Богоматери.
Так называемый Прозрачный алтарь - Капелла Транспаренте (1720-1770). Собственно это дарохранительница, построенная с обратной стороны главного алтаря. Это самый яркий памятник XVIII века в соборе, его автор- известный архитектор эпохи Нарсисо Томе. С помощью отца и братьев он (с 1721 г. главный архитектор собора) создал невероятное по своей фантастичности сооружение из разных сортов дорогого мрамора, различных цветов бронзы, украшенное массой статуй, рельефов и архитектурных фрагментов. Название помещение получило от овального, сделанного в потолке, отверстия, из которого падает сильная струя света, заставляющая переливаться и рефлексировать мрамор и бронзу, придавая памятнику особую подвижность и блеск. На витраже отверстия нарисованы ангелы. Сильно освещенные, они как бы низвергаются с неба. Впечатление динамизма и глубины пространства усиливается наличием ломающихся карнизов, витых колонн, пересекающимися в сильных ракурсах статуями. Это - характерный памятник испанского зрелого барокко, который здесь носит название стиля чурригереско, по имени его создателя Хосе Чурригера, доведшего стиль барокко до крайней живописности и декоративности
В нижней части композиции, располагается статуя Богоматери с Младенцем из белого карского мрамора. Выше нее Символ солнца с расходящимися лучами в окружении ангелов, архангелов и пророков. Над ними сцена Тайной Вечери. Еще выше скульптуры Веры, Надежды, Любви. Все это обрамляется колоннами из разных сортов дорогого мрамора, отделкой из яшмы, различных цветов бронзы, украшенное массой статуй, рельефов и архитектурных фрагментов. Название помещение получило от овального, сделанного в потолке отверстия, из которого поток света, заливает как с небес, все сооружение.
На витраже отверстия нарисованы ангелы. Сильно освещенные, они как бы низвергаются с неба. Глубину пространства усиливает наличие ломающихся карнизов, витых колонн, пересекающимися в сильных ракурсах статуями. Настолько это выдающийся памятник искусства, что имя его автора Хосе Чурригера, стало носить испанское зрелое барокко, названное стилем чурригереско. Его создатель довел стиль барокко до крайней живописности и декоративности.
В храме есть необычные для католических храмов статуи: Улыбающаяся Богоматерь или Христос в терновом венце и с веревкой на шее, весь в синяках и кровоподтеках. Мало того, что с веревкой и синяками, так еще сидящий. Никогда такого не видела.
Хоры состоят из двух ярусов - верхнего и нижнего. Нижние скамьи выполнены в позднеготическом стиле мастером по имени Родриго де Алеман (работал в соборе до 1495 г.). За нижними скамьями находится изящная аркатура, за ней так называемые верхние скамьи работы Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете, выдающихся представителей испанского Ренессанса. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Верхний ряд, предназначенный для высокопоставленных представителей, представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри. Нижний ряд деревянных кресел, где заседали представители рангом пониже - каноники, украшен рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.
На панелях хоров над сиденьями вырезаны сцены взятия Гранады. Панелей 54 и на них эпизоды в подробностях рассказывающие, кто к каким воротам подошел, кто ключи от города отдал.
Почему в толедском храме, отобразили, так подробно «вырезали» события Гранады? Потому что Гранада знаковый для Испании город, где завершилась испанская реконкиста. А еще тут наставление потомкам, как надо относиться к поверженным врагам и праздновать победу. Под самими сиденьями вырезаны какие-то страшилища. С обратной стороны сидений, выступ-скамеечка, называемая "божья милость" - на эту скамеечку священники скорее прислоняли колени, чем садились, но уже хватало сил выстоять всю службу. На подлокотниках кресел и перилах лестницы герои греческой мифологии. Фантастические сирены, единороги, великаны, неведомые звери включены в общую композицию, где фигурируют образы Средневековья: странствующие монахи, князья и простые горожане.
Остался вопрос- почему в толедском храме, отобразили, так подробно «вырезали» события Гранады? Говорят, что это было наставление потомкам- как надо относиться к поверженным врагам, что было увековечено на примере Гранады, где завершилась испанская ренкоста.
Над скамьями по продольным стенам возвышаются колоссальные органы. Они датируются XVIII веком и выполнены неизвестным немецким мастером.
В соборе еще несколько органов. Интересно, они играют иногда все вместе? Вот это будет натуральный "глас небес".
Главный алтарь капеллы св. Бласа (св.Василия) с монументальным образом, окруженным святыми и четырьмя евангелистами. Здесь находится гробница основателя капеллы архиепископа Педро Тенорио (1399) работы малоизвестного скульптора Фернана Гонсалеса. Богато украшенный в позднеготическом стиле саркофаг с лежащей на нем статуей умершего, покоится на шести монументальных львах, часто встречающихся в гробницах Италии этой эпохи. Тут помещена и очень хорошо выполненная, типичная для поздней готики, статуэтка мадонны с младенцем. Но самое примечательное в этой капелле - это росписи стен и потолка на сюжеты «Страстей господних», относящиеся к XIV веку. Искусствоведы говорят, что в них заметно влияние Джотто.
Каждая капелла является как бы маленьким музеем. В них объединено большое количество художественных памятников, гробниц, за алтарных образов, статуй, картин, гобеленов, художественной мебели, ковров, кружев, тканей, церковной утвари из золота и серебра. Почти все капеллы, включая главную, отделены от интерьера собора великолепными по своим художественным качествам решетками, в большинстве бронзовыми, разнообразными по рисунку и стилю, в соответствии со стилем капелл.
Разнообразие стилей капелл произошло оттого, что они строились постепенно и даже иногда для постройки новых капелл сносились старые. Так, например, капелла XII века, посвященная Фоме Кентерберийскому, была приобретена во второй четверти XV века графом Альваро де ла Луна, расширена и переделана в стиле поздней готики. Предназначенная для усыпальницы семьи де ла Луна, она посвящена покровителю Испании апостолу Иакову и носит название капеллы Сантьяго, сооружена в 1435-1440 годах в стиле готики. Внешний вид капеллы напоминает небольшую крепость благодаря зубцам, венчающим карниз, и сторожевой вышке у контрфорсов.
В середине гробница герцога Альваро де ла Луна всемогущего министра Хуана II, обезглавленного в 1453 году в результате заговора аристократии, видевшей в нем приверженца нарождающегося абсолютизма. Бурная жизнь герцога и его стойкость во время казни впоследствии не раз служили сюжетом литературных произведений. Рядом гробница его жены Хуаны Пиментель. Если герцогиню символически охраняют монахи-францисканцы, то вокруг герцога расположились коленопреклоненные рыцари Сант Яго, которые, завернувшись в орлеанские плащи, стерегут своего начальника, погребенного с отрубленной головой в каменной гробнице, и верный паж со шлемом господина в руке. Гробницы были заказаны дочерью герцога Марией де ла Луна в 1489 году известному в то время скульптору Пабло Ортису. Под стеной и гробница сына Альваро де ла Луна — Хуана.
Капелла Новых королей роскошно украшенна в стиле Платереско. Здесь находится гробница Генриха II Транстамары.
Создатель капеллы Новых королей после завершения работы получил звание архитектора собора. Он решил перекрыть просторное помещение тремя пролетами готических звездообразных сводов, таким образом построив своеобразную корону из листьев и цветов.
В соборе много помещений разного назначения. Комнаты для богослужений, совещаний, организации торжественных шествий, отдыха высокопоставленных гостей, в число которых входили короли и папские нунции. В помещении бывшей ризницы Хуан-де-Вргонья написал фрески, а Лукас Джордано украсил потолок.
В зале капитула «Sala Capitular», проводили собрания лица, составлявшие аппарат управления собора.
Росписи зала для заседания капитула, занимающие все четыре стороны зала, выполненные Хуаном де Боргонья на сюжеты Нового завета. Так же им выполнены большинство фресок с портретами архиепископов, две из них написаны Гойя. Они один из лучших образцов живописи национального Возрождения. Вдоль стен деревянная скамья для прелатов.
Над ними портреты всех архиепископов Толедо. В центре зала трон архиепископа.
В «вестиарио» - гардеробная, но только не облачений священнослюжителей, а статуй. Изваяния одевались в настоящие наряды, правда, по особым дням, зато гораздо роскошней, чем живые служители культа.
Обратите внимание на шляпы с красной кисточкой, подвешенные над головами в разных точках собора, каждая из которых обозначает место, где похоронен кардинал.
В бывшей ризнице собора находится картинная галерея. Центральное место занимает картина Эль Греко «Снятие одежд с Христа (Эсполио)». В пылающем зареве хитона отражается и скорая мученическая гибель Иисуса, и Его Царственная природа, и обличение в кровожадности беснующейся вокруг толпы.
Интересный факт. В те времена плату художник получал после завершения картины. Оценку часто давали простые ремесленники. В случае с Эль Греко пригласили ювелира, который сказал: "цена должна быть столь высокой, что мало кто, а, может, и никто не сможет ее купить". И оценил в 3,5 тыс. реалов. Церковники не согласились с этим, заплатили всего 900. Но за несколько месяцев картина стала очень известной, как и смешная цена за нее. И капитул собора в 1582 году заказал Эль Греко изготовить под картину резную раму, за которую безропотно заплатили в несколько раз больше, чем за сам холст.
Выставлены здесь и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка, Гойи и другие произведения искусства,
За тяжелыми дверьми Очаво «Ochavo» реликварий, куда из саграрио ведет открытая арка и купол, хранятся более 400 реликвариев с костями и принадлежавшие святым вещи. Стены реликвария также отделаны редкими видами мрамора, дополненного яшмой и бронзой. Впрочем, великолепный декор здесь служит всего лишь достойной рамкой для истинных ценностей. Священные реликвии хранятся в мраморных ларях. Тернии от венца Иисуса Христа лежат в вазе из горного хрусталя, которую держит серебряный ангел.
Внутренний двор собора с фресками со сценами жизни и мученической смерти местных почитаемых Святых.
Рядом с собором есть музей (не попали, так как был уже поздний вечер), посещение которого добавит выпечатление от собора. На Plaza del Colegio Infantes, в Музее гобеленов выставлены 24 из 48 гобеленов Кафедрального собора, церковная утварь, одежда. Во внутреннем дворике находится удивительный экспонат, монумент "Святой Четверг" 1807 г.
Первоначально на огромной лестнице, высотой в 35 метров, размещались 400 свечей. На вершине лестницы размещалась беседка под куполом, а по бокам беседки - 8 позолочённых ангелов, держащих в своих руках предметы страстей. Внутри купола находилась урна с мощами святейшего. А на самой вершине купола беседки находилась аллегорическая фигурка Веры. Весь ансамбль освещался 222-мя масляными лампадами и был увенчан красным балдахином, с ниспадающим занавесом ярко-красного цвета, отделанным золотым галуном со складками (на эту отделку ушло 600 унций золота). Огромные размеры и сложность монтажа затруднили его установку, а посему монумент выставляли всего 4 раза в прошлом веке, последний раз в 1955 г. Дальше будет о сокровищнице самого собора, но «Святой четверг» часть сокровищ собора и есть.
«Саграрио» - сокровищница, находится в капелле святого Иакова собора. Здесь находится удивительное произведение испанского ювелирного искусства, дарохранительница.
Создавалась мастером золотых дел Энрико де Арфе по заказу кардинала Сиснероса семь лет. Трехметровое сооружение сделано в основном из американского серебра - 183 кг, и покрыто позолотой, ушло 18 кг золота. Она украшена 260 маленькими статуэтками, на ее крест использовано 86 жемчужин и 4 больших смарагда. Внутри дарохранительницы находятся сосуды для благовоний, колокольчики и предметы христианского культа под названием «монстранц». Только в особый праздник дарохранительницу проносят по городу. В XIII веке в г.Леоне был изготовлен рессорный механизм с платформой, который не даст опрокинуться на брусчатке при спусках, подъемах и поворотах. В честь этого праздника даже сам собор с наружной стороны украшается старинными гобеленами из сокровищницы храма.
А дальше принаряжается и весь город. Улицы утопают в цветах и расцвечиваются декоративными украшениями, гирляндами цветов на стенах, балконах. Пахучие травы такие, как тимьян и розмарин, разбрасывают по мостовой. Позже их забирают туристы и паломники на память. Над улицами, по которым будет идти шествие, сооружают специальные тенты. С балконов, окон свисают полотнища с гербами, гобеленами, штандартами с гербами знатных фамилий. И просто вывешивают старинные и не старинные ткани, расписные полотнища и любые флаги от государственного до фанатского футбольного. Праздник Тела и Крови Христовых в Толедо имеет статус Международного туристического достояния! Над улицами, по которым проследует процессия, натягиваются полотняные тенты с гербами и без гербов. Процессия умудряется обогнуть синагоги и обе городские мечети, как не вписывающихся в католический праздник. Порядок шествия складывался веками и не подлежит изменению. Даже празднуют не как вся страна один день, а два. По канону праздник выпадает на четверг, и раньше этот день этого праздника был выходным. Когда Испания стала светским государством в 1978 году, праздник Евхаристии в стране перенесли на воскресенье. Но в Толедо упрямо устраивают две процессии, как положено в четверг, и для работающих, что не могут приехать в четверг, еще в выходной.
Как город Толедо - «город Эль Греко», так говоря про собор, всегда упоминают Педро Кальдерона да ла Барка. Великий испанский драматург считался первым драматургом Испании, получил признание при дворе, Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова и заказывал пьесы для придворного театра. Личные трагедии, возможно, повлияли на решение Педро Кальдерона принять духовный сан. В 1653 г. Кальдерон получает должность настоятеля собора Новых Королей в Толедо. «Жизнь есть сон» - один из его известнейших афоризмов. Про собор, в который и он внес лепту, хочется сказать - волшебный сон наяву. Да, побывала в нем, но что теперь есть у меня, только греза, сон-воспоминание о нем. Почему-то не было таких эмоций после собора Петра в Ватикане или миланского Дуомо. Да, большие, да, красивые, но только здесь «зацепил» чем-то.