Расписание паромов Таллин - Стокгольм и Стокгольм – Рига самым жёстким образом обрезало часы туристического рейда в шведскую столицу. Но я не в обиде на скандинавских и прибалтийских мореходов, понимаю их мотивы. Судоводители не зря выбрали время захода-выхода от терминала в светлое время суток. Почти четыре часа корабль идёт вблизи от островов, скал, банок Стокгольмского архипелага по сложному фарватеру. Так что вероятность не сесть на мель при световом дне уменьшается до ничтожно малой величины. Балтика, хоть и не Атлантический океан, но поглотила в своих глубинах сотни судов за несколько столетий мореплавания.
Да, такую сверх-краткость визита в Стокгольм пришлось компенсировать сверх-интенсивностью передвижения по улицам города. Даже досрочно урезав для себя неторопливый рассказ гида, смог выкроить чуть более 4 (!) часов для автономной прогулки. При подготовке, буквально по минутам, с минимальными временными зазорами, перекраивал дома свои маршруты, дабы реализовать полностью «шведский набег». В плане было всего пять целей:
1.Гамла – Стан.
2.Набережная Страндвэген.
3.Музей «Васа».
4.Музей Армии.
5.Галерея метростанций Т-бана.
(*) Ремарка №1. Как видно, из сего коротенького плана, на звание «Знатный Стокгольмовед» претендовать явно не смогуJ). Так, пяток штрихов к написанному многими поколениями туристов портрету шведской столицы. Поэтому могу только по-доброму позавидовать коллегам-туристам из Питера, для которых попасть на пароме Стокгольм почти как в советское время в Кронштадт или крепость Орешек.
Шведский пассажирский терминал Värtahamnen встретил совершенно сумасшедшим по палитре цветных стеклянных лент панно на торцовой стене.
1.Изначальное. Гамла Стан
От причального терминала туристический автобус забросил нас на остров Стадтсхольмен, в главную исходную точку заповедного Гамла Стана - к Королевскому Дворцу. Прямо к пьедесталу кроля шведского именем Карл двухзначного номера. Гид выбрала стратегию скандинавского сказителя – скальда. Интересно рассказывала об островном прошлом города, королевских историях, прочих забавностях. Но… не проявляла ни малейшей попытки двинуть группу в маршрут по старому городу. Когда я понял эту её коварную хитрость, пришлось тихо, «по-английски», «слиться» из открытой скамеечной аудитории. Время «Ч» - 11-30, начало автономного маршрута настоятельно диктовало двигаться к гамла-станским диковинкам. Плюс, однако, был в том, что не торопясь, за четверть часа можно было рассмотреть площадь, фасад Дворца шведских королей, мою именную, Св. Николая церковь.
Сотня шагов, и попадаются большие и маленькие достопримечательности. Начну с маленьких. Эта вот круглая зелёная будочка – мужской туалет-писсуар. Действующий – проверено. (Простите уж за прозу жизни. Заглянул ради любопытства:-).
Телефонная будка тоже зелёных тонов с замысловатой крышей и распашными дверцами. Но, против ожидания, антикварного таксофона внутри нет.
Из общеизвестных: на маломерной площади Стурторьет (Stortorget) – здесь располагается Шведская академия и музей Нобеля и самые распиаренные яркие, как пасхальные яички два красно-оранжевых дома.
Куполообразный причудливый старый колодец не только украшает эту площадь, но и служит для путников источником питьевой воды.
Немецкая церковь внутри радует затейливым культовым убранством. Относительный минус внешнего вида создает плотная застройка. Сфотографировать собор целиком, со шпилем, вблизи просто нереально :-(
Узенькие улицы старого города очень привлекательны, с интересными деталями на фасадах. Большинство домов в Старом городе появились в семнадцатом веке, а многие из них стоят на фундаментах и более ранних строений.
Ориентир среди плотной старинной застройки – ажурный шпиль Риддархольмена. Святое для шведов место – усыпальница всех шведских королей с 1634 по 1950 гг(!).
Она расположена на одноименном острове. Мост через небольшой проток к островку с совершенно домашними речными листьями кувшинок.
Главная цель – набережная с абстрактным лепестком, корабликом и шикарнейшим видом на Ратушу.
Четырёхгранная коричневая ратушная башня с тремя золотыми коронами примостилась на самом краешке очередного островка через полкилометра морского пространства.
Тут же смотрит на бухту двухбашенная громада городского суда.
Среди всех этих древностей чуть инородно смотрится алый пришелец из сегодняшнего автотранспорта – гибридный автобус.
В этом туре получил еще один маленький, но яркий бонус от шведской королевской семьи, не планировавшийся заранее. После полудня, примерно в 12-20, к Королевскому дворцу вышагивал почти взвод гвардейцев для смены караула. Эти бравые вояки в синих экзотических мундирах под оркестр маршировали на радость окружающих туристов.
Островов в Стокгольме так много, что и для депутатского Рикстага нашелся свой – отдельный.
2.Самая красивая шведская набережная.
Скандинавы ставят памятники и известным людям и неизвестным лошадям.
Липовый бульвар Страндвеген примыкает к бухте, поэтому для меня он представлялся более набережной, длиной чуть более километра. Пафосная череда шикарной архитектуры зданий с одной стороны, и длинная причальная стенка с флотилией корабликов и яхт разного водоизмещения и разной степени крутости. Очень элегантное пространство для познавательной прогулки.
На набережной - бульваре Страндвеген стоят два конусных столпа. Сразу напрашивается версия – так любят в Швеции Люка Бессона?! Привет, "Пятый элемент"! А функционально это - общедоступная метеостанция на улице :-)
3.Vasa - конфуз или предмет гордости?
Почти получасовая прогулка любознательного туриста по набережной бульвара Страндвеген завершается у моста Дьюргарден (Djurgardsborn). С него открывается отличный вид набережной с пришвартованными парусными судёнышками.
И вот он передо мной - «музейный» остров Юргорден, где расположены Музей северных стран, Скансен, Юнибакен, музей АВВА… И цель моего визита сюда – Музей Vasa.
По пути внушительной громадой выситься Музей северных стран. Снаружи впечатляет!
(*) Ремарка № 2. Очень неплохой сайт музея (есть и русский вариант) www.vasamuseet.se . Краткая выписка оттуда: «… Vasa – это единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль XVII века. Благодаря тому, что сохранилось более 95 процентов первоначальных элементов конструкции, а также сотням резных скульптур, Vasa является уникальной художественной ценностью и одной из виднейших туристских достопримечательностей мирового масштаба. Адрес: Galärvarvsvägen 14. Входной билет стоит 130 SEK.»
Совершенно нестандартный облик здания с мачтами над ним заранее настраивает на встречу с чем-то необычным.
(*) Ремарка№ 3. Мне, корабелу по базовому образованию, особенно удивительна ситуация с этим парусником. Ведь полный конфуз вышел. На глазах горожан Стокгольма, короля, всей элиты Швеции столицы в первом же выходе в море (!) 64-х опушечный парусный 1200 тонный корабль «Vasa» опрокинулся при свежем ветре прямо в бухте. Сделал «оверкиль»! А вот шведы из этой неприглядной для любого моряка истории сделали прибыльное музейное предприятие. Миллионы туристов приезжают поглядеть на музей одного парусника XVII века. Наглядный пример, когда монаршая некомпетентная воля Густава Адольфа II, короля Швеции, не уравновешивалась опытом и настойчивостью кораблестроителей при проектировании и постройке корабля. В том же 1628 году, и с той же верфи сошёл на воду почти «систершип» «Applet», но без «королевских усовершенствований» в конструкции. И три десятка лет исправно ходил в моря. Но кто о нём сейчас помнит?
Корабль получил название "Васа" в честь династии, которая властвовала в шестнадцатом и семнадцатом веках.
Корпус морского исполина производит впечатление. Тем более что его можно рассмотреть с нескольких этажей, под разными углами и ракурсами. Вдоль ограждения установлены стенды с информацией на нескольких языках (русский – присутствует:-) о назначении палуб, надстроек, трюмов.
Различных фигур львов, как символов королевской власти, в оформлении «Васы» всего насчитывается несколько десятков. Огромный зверь на носу морского Левиафана, под бушпритом, должен был символизировать «королевскую» стать судна.
Чтобы посетители полнее могли оценить полностью снаряженное судно, с полным такелажем и неповрежденным рангоутом, рядом с бортом оригинала выставлена уменьшенная копия. Метра три в длину навскидку, масштаб модели не глянул.
Те самые орудия, которых оказалась слишком много и не том месте :-).
Хотя орудийная палуба достаточно низкая, мне, при среднем росте, приходилось ходить, почти касаясь подволока. Ну, народец морской три века назад был поменьше нынешнего. Вот пример моряка той поры в полный рост.
Корабль через три века нашёл на дне морской исследователь-эксперт Андерс Франзен. Операции по судоподъему «Васы» посвящена отдельная экспозиция. Как и процессу консервации 300 летнего деревянного корабля после того, как Балтика вернула его со своего дна. Кстати, корабль так хорошо сохранился, потому что в холодном Балтийском море вода слабосоленая и здесь не свирепствует древоточец, а то бы только горка трухи на дне осталось от этого экспоната.
Процесс реставрации корабля продолжается и сейчас. Очень скрупулезно высверливал что-то в борту реставратор в телескопической люльке, на «нулевом» этаже лаборант вдумчиво изучал кусок деревянной обшивки «Васа».
Музей достойный к осмотру всем возрастам, рекомендую однозначно присоединиться к 25 миллионам его посетителей!
4.Музей Армии нейтральной страны.
При всём том, что скандинавы нынче - одни из самых богатых народов, два десятка музеев Стокгольма абсолютно бесплатны для туристов! В их череде и военный. Музей Армии (Armemuseum) удобен к посещению, находится рядом с центром (Riddargatan 13, Östermalm). Это прекрасная трёхэтажная экспозиция военной истории страны викингов. И это изобилие военных экспонатов при всём том, что Швеция ухитрилась в обеих мировых войнах усидеть сразу на двух стульях: скандинавской воинственности и выгодного для своей экономики нейтралитета. Т.е. вроде и не воевала лет 100! Но во все времена традиции викингов блюла, и не нашлось желающих испытать крепость её границ.
Симметричный белый корпус и тремя коронами на фронтоне очень внушителен. Выглядывающий сверху за ним чёрный купол церкви Элеоноры издали показался мне частью музея. Чтобы ни у кого не было мнений о назначении заведения, во дворе хищно притаилась камуфлированная бронетехника. Позеленевшие орудия и грозное крепостное орудие немаленького калибра на «хитром» лафете.
Очень натуральные сцены с восковыми фигурами пехотинцев, кавалеристов и артиллеристов впечатляют вниманием к деталям и высочайших художественным исполнением. Мини-музей мадам Тюссо в военном исполнении :-)
Межэтажная лестница с гербами напоминает, что мы не где-то в Европе, а именно в Швеции.
Эволюция пулемётов очень наглядна.
Скупая весточка от Первой мировой войны - мундиры армий обеих воюющих сторон.Среди традиционных военных штуковин времён второй мировой войны выделю два экспоната: звукоулавливающая установка ПВО и мини-танкетка «Голиаф». По поводу последней у меня сразу возникли вопросы, ведь это «железо» выпускала для вермахта Германия. Как «Голиаф» попал в армию вроде бы нейтральной страны?
Из множества современного вооружения экспозиции: сочлененный военный вездеход Bandvagn 206 «Лось» и БПЛА в шведских коронах.
Затейливые офицерские погоны шведских милитаристов.
Очень необычный раздел военного музея: десятки детских игр, всяческие стратегии, варианты привычного «Морского боя», «стрелялки», драконы...
Сравнивая с моим прошлогодним 4-х часовым визитом в парижский Музей Армии, прихожу к очевидному выводу - здесь явно поскромнее коллекция вооружения и амуниции (ИМХО). Но мужской части посетителей, начиная со школьного и до пенсионного возраста :-), осмотреть эту военную выставку будет любопытно.
5.Метро на букву «Т».
Третьим по моему маршруту из почти музеев в Стокгольме я наметил … метро :-). Привычное для нас «М» здесь заменяет «T» - Tunnelbana . Наслышан был о нём, как о необычной интригующей галерее, сочетающей архитектурные изящные решения с смелым использованием скального массивного окружения. Поэтому предпочёл возвращаться из старого города к причальному терминалу Вяртахамн именно подземкой. Заранее, ещё на пароме «Балтийская королева», купил разовый билет (Enkelbiljett) за 43 SEK на 75 минут, хотя выкроить на подземную экскурсию получалось менее часа. Наметил заранее несколько самых интересных станций синей линии и парочку попутных метростанций красной ветки.
(*) Ремарка № 4. Полное название - Stockholms tunnelbana. Начало эксплуатации подземки случилось в 1950 году. Сотня станций, только около половины (47) расположены под землей. Линий метро всего три - «зеленая», «красная», «синяя». Однако все три ветки стокгольмского метро разветвляются на концах, как кроны деревьев, охватывая различные окраины города. Авторы проектов оформления станций порезвились на всю катушку - нависающие естественные глыбы скальных пород с орнаментами и рисунками, гроты и греческие скульптуры, колонны классической архитектуры, рельефы, мозаика и … поп-арт.
После Музея Армии прошел транзитом через несколько улиц. Попутно заметил несколько подобных попрошаек на тротуарах.
Вдохнул осенний аромат Королевских садов. И вот она – стартовая станция синей линии Kungsträdgarden, с входом на первом этаже дома на Арсеналгатан.
Слышал где-то, что вагоны для стокгольмского метро разработаны и поставлены канадской компанией Bombardier по особому заказу. Выглядят снаружи и изнутри в стиле XXI века.
Даже эскалаторы с национальной подсветкой! (Замечено на T-Centralen)
Морская тематика станции Fridhemsplan отдаёт дань мореходам-викингам.
Остановочная платформа Radhuset названа она в честь городской Ратуши, которая находится на поверхности. Оформление её отдаёт дань органической архитектуре с неровной, естественной поверхностью пещер.
Ядовитый красно-зелёный колорит станции «Солна – центрум» мне показался излишне навязчивым (ИМХО).
Узловая T-Centralen, где расположен железнодорожный вокзал, весьма разнопланова. Функционально оправданное производственное пространство, с правильными пересадочными платформами похоже на наш метрополитен. Однако, другие его выходы и платформы в сине-голубой орнаменте по серой скальной поверхности – своеобразны.
Транзитом проскочил Karlaplan – не впечатлила. После необычных уже увиденных станций показалась привычной и скучной (ИМХО).
Финишной в моём подземном турне шведской столицы стала остановка Gärdet. Художественное оформление станции делает акцент на микро-мире насекомых. Мелких божьих тварей, которых мы часто в природе особо и не замечаем.
Неподалеку находится пассажирский порт, обслуживающий круизные лайнеры и регулярные паромы, заходящие в Стокгольм. Там же, у терминала Värtahamnen ждал меня лайнер «Романтика». Впереди - Второй морской переход по Балтике.
Окончание тура, «в морской окраске», ожидается вскоре …
Предыдущие части балтийских похождений:
1. Вильнюс: http://www.ayda.ru/story20548-29060
2. Таллин: http://www.ayda.ru/story20548-29078
3. Рига: http://www.ayda.ru/story20548-29126