Знаменитый уроженец Катании, талантливый композитор Винченцо Белли́ни, написал свою первую оперу в возрасте 24 лет. Юноша был очень привлекателен внешне — утонченный красавец! И музыка, которую он писал, была такой же изящной, полной лиризма и искренности. Не случайно жанр, в котором творил Беллини, получил название "бельканто" — так на итальянском языке называют прекрасное пение. Это "пение" получалось у Беллини настолько прекрасным, что было способно затронуть души не только аристократов, но и простолюдинов. Его музыку любили как завсегдатаи театров, так и мастеровые, рабочие, дети, и мелодии из произведений композитора часто напевали на улицах итальянских городов.
Еще при жизни Беллини в его честь была выпущена золотая медаль, на обороте которой красовалась надпись "Творец итальянских мелодий". Да и премьеры опер Беллини зачастую сопровождались патриотическими манифестациями, итальянцы им искренне гордились. Сам гениальный Россини восхищался музыкой молодого композитора. Увы, творил он недолго...В возрасте 34 лет Винченцо Беллини умер в Париже (1835 г.) от заражения кишечника и печени, и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. В 1876 году прах композитора всё же вернулся на родину, на Сицилию, где был перезахоронен в Кафедральном соборе Катании.
Надгробие Беллини в соборе Санта-АгатаХотя специального маршрута "по следам" Беллини мы не выстраивали, за два дня прогулок по Катании нам встретилось немало упоминаний о композиторе, которые мы отмечали наряду с другими достопримечательностями. Поэтому в заметке я решила рассказать не только о местах, связанных с Беллини, но и о том, что можно увидеть поблизости.
Прежде всего, давайте взглянем на дом, где родился "творец итальянских мелодий". Найти его просто — надо свернуть с центральной виа Этнэя на виа Витторио Эммануэль, и через некоторое время вы окажетесь на площади Сан-Франческо. Ориентиром может служить памятник Благословенному Джузеппе Бенедетто Дузмету — кардиналу и архиепископу Катании (1867-1894).
Справа от памятника Благословенному Дузмету находится трёхэтажное здание из вулканического камня, построенное в начале 18 века на месте разрушенного во время землетрясения 1693 года дворца княжеской семьи Палагония. Это палаццо Гравина (Palazzo Gravina Cruyllas)— дом, где родился и провёл детство и юность Винченцо Беллини.
В настоящее время в здании размещаются два городских музея: композитора Винченцо Беллини и известного итальянского скульптора Эмилио Греко.Если от площади Св. Франциска пойти в северном направлении по улице Крочифери (via Crociferi), по пути встретится немало зданий и церквей в стиле сицилийского барокко.
Далее по улицам Пеннинело и Неве, можно выйти к площади Стезикоро (piazza Stesicoro), на которой находится дворец Тоскано и памятник Винченцо Беллини, установленный в 1870 году.На постаменте выбита надпись "Беллини — Родина".
У подножия мраморного монумента установлены четыре фигуры, символизирующие самые знаменитые оперы Беллини, которыми он прославился на весь мир. Всего за свою недолгую жизнь композитор успел создать 11 опер.Palazza del Toscano построен для Антонио Патерно, первого маркиза Тосканского, который в 1858 году стал мером Катании. Проектировал дворец знаменитый Ваккарини, а заканчивал строительство миланский архитектор Эррико Альвино.
В противоположном конце площади Стезикоро находится очень интересный археологический сайт — античные развалины посреди оживлённой современной улицы, в обрамлении красивейших барочных зданий.Это руины римского амфитеатра, который был построен во II веке при императорах Андриане и Антонии Пио. Каков он был во времена своей славы, когда и вмешал в себя 15 тысяч зрителей, можно увидеть на стенде, где воспроизведена реконструкция амфитеатра.
В 5 веке постройку частично разобрали и использовали камни для возведения крепостных стен вокруг города.В 11 веке из амфитеатра снова брали камни, на сей раз для строительства Кафедрального собора.
Над руинами стоит церковь Сан-Биаджо (Санта-Агата-алла-Форначе), которую я упоминала, рассказывая о покровительнице Катании святой Агате. На этом самом месте мученицу пытали огнем.
Но не будем о грустном. В Катании есть чудесный парк, один из самых старых и красивых парков города, и он также носит имя великого композитора — "Вилла Беллини". От пл. Стезикоро в парк легко попасть по виа Этнея. Правда, у самого входа в парк стоит задержаться, чтобы взглянуть на великолепный почтовый дворец Palazzo delle Poste С некоторых пор я стараюсь не проходить в европейских городах мимо зданий почты, построенных в конце 19 — начале 20 века. Все они, как правило, солидны, даже помпезны, с великолепной отделкой. Этакие памятники гордости человечества собственным прогрессом после изобретения телеграфа. Palazzo delle Poste был открыт в Катании в 1930 году при участии тогдашнего мэра города Эдуардо ди Джованни и принца Витторио Эмануэле III. Проектировал здание архитектор Франческо Фикера, который постарался объединить классическую тему с более современным видением. Вид на Palazzo delle Poste из парка Вилла Беллини
Дворец Почты занимает целый квартал, причём имеет довольно необычное внутреннее пространство, состоящее из двух концентрических колец. Вся внешняя часть имеет аристократический интерьер и открыта для посетителей, а офисы и сортировочные помещения находятся во внутреннем кольце. Такой нетипичный, авангардный для начала ХХ века стиль был очень высоко оценен архитекторами того времени.
Внешняя отделка палаццо выполнена из камней различных цветов, в том числе серой лавы и белого камня Ispica. В архитектуре типичный для Катании стиль барокко сочетается со специальными украшениями в виде древних рельефов. А на сводчатых потолках при входе красуется изображение Тринакрии. Главный вход в Парк вилла Беллини находится рядом с почтовым дворцом. Парк примечателен тем, что до сих пор сохраняет свой первоначальный облик, а создан он был в 18 веке. Территория виллы Беллини обустроена на двух симметричных холмах, разделённых широкой площадью. На самом верху сделаны живые цветочные часы, которые показывают дату, они видны даже из проезжающих мимо парка машин. Растения на этих часах пересаживают ежедневно. Вокруг центральной части парка проложено множество пешеходных дорожек, украшенных скульптурами и искусственными гротами. Извилистые тропинки и лестницы ведут к водоемам и фонтанам, а по краям аккуратных газонов высажены экзотические растения. В парке мы, конечно, задержались подольше. Самое время было отдохнуть на скамеечке, укрывшись от жаркого солнца, а потом пройтись по тенистым аллеям, где среди пышной зелени прячутся небольшие беседки и бюсты театральных деятелей. Подпись под одним из бюстов напомнила нам, что в Катании есть ещё одно место, которое необходимо посетить. Палаццо Бискари. герцог Бискари из рода ПатерноИмеет ли палаццо Бискари хоть какое-то отношение к Беллини? Для меня только то, что стремясь попасть в этот дворец, мы фактически пропустили оперный театр, который носит имя композитора.
Театр Ма́ссимо Беллини был основан в Катании в 1890 году, и построен, разумеется, в стиле сицилийского барокко. На верхнем уровне здания изящные белые статуи изображают мифических героев.
Надо, надо было подойти поближе, разглядеть все хорошенько, и по возможности, зайти в холл...Но мы удовлетворились беглым взглядом на театр через улицу, в просвете домов. Все потому, что ещё в первый день, объезжая Катанию на туристическом трамвайчике, были сильно впечатлены видом палаццо Бискари, который находится недалеко от театра, по адресу — Via Museo Biscari 16. Казалось бы, сколько нужно ещё барокко? Вся Катания — барокко, вся Сицилия — барокко )) Но этот дворец просто какой-то барочный апофеоз!Палаццо воздвигнут прямо напротив городских крепостных стен, частично уцелевших во время землетрясения 1693 года, и семь огромных окон самой старой части дворца выходят на море. Эти окна по приказу Игнацио, третьего герцога Бискари, украшал скульптор из Мессины Антонио Амато.
В горельефах растительные орнаменты из цветочных гирлянд и гроздей винограда переплетены с изображением раковин и рогов изобилия, а на завитках лепнины резвится множество маленьких путто.Путто или во множественном числе Путти — декоративный мотив, возникший в искусстве итальянского Возрождения и барокко. Он представляет собой изображения маленьких мальчиков-ангелочков.
Не припомню, чтобы где-то ещё нам встречались настолько богатые лепные рельефы, белый камень которых так удачно оттеняет темно-серый цвет стен. В плане дворец представляет собой шестиугольник неправильной формы, окружённый обходными галереями, на которых и располагается все это роскошество.Единственное, чего мы не знали, что палаццо является частным замком, который и поныне принадлежит потомкам аристократической семьи Бискари. Попасть туда можно далеко не всегда, и определенных часов открытия нет, хотя в здании есть музей с богатой коллекцией археологических древностей, которую собирал Игнацио V, а также помещения для заказных обедов, банкетов и приёмов.
Так что попасть мы смогли только во внутренний двор, более скромный, нежели привлекший нас фасад.
Со двора нам удалось разглядеть в одно из раскрытых окон кусочек богатейшего интерьера с расписным потолком, мраморными облицовками и инкрустациями.Все же для тех, кто соберётся в Катанию, перечислю залы палаццо Бискари. Может быть, вам повезёт больше, и вы сможете всё это увидеть: "Fief Room", с полотнами, изображающими членов семьи Biscari.
"Princess Apartments" — Апартаменты принцессы, выстроенна Ignazio V Biscari для его жены. Пол сделан из античного римского мрамора.
"Birds Gallery" — комната птиц
"Don Quixote Room" -комната Дон Кихота