В провинции Катания, на восточном ионическом побережье находятся девять городов по-имени Ачи. Девять!
Ачи-Бонакорси, Ачи-Кастелло, Ачи-Катена, Ачи-Платани, Ачитрецца, Ачиреале, Ачи Сан Филиппо, Ачи Сант Антонио и Ачи Санта Лючия.
Спрашивается, что это за Ачи такое и за какие заслуги ему столь высокая честь? Ответа два: один верный, а другой ещё вернее! мифологический. Древние мифы мне лично, как-то интереснее, они и объясняют всё подробнее, и вообще... там про любовь.
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает.
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпадению
Циклоп Полифем любил нимфу Галатею, а Галатея любила безусого юнца Акида. Шестнадцатилетний Акид (Acis) был сыном Фавна и нимфы Симето.
Были неясным пушком обозначены нежные щеки.
Я домогалась его, Циклоп же – меня, безуспешно.
Если ты спросишь теперь, что сильнее в душе моей было,
К Акиду нежная страсть или ужас к Циклопу, – не знаю.
Были те чувства равны...
Отсутствие взаимности Полифема сильно огорчало, а когда он расстраивался, то имел обыкновение отрывать от Этны огромные куски и швырять ими в противника.Сейчас серьёзно, ибо это не метафора: ужас в том, что история может повториться в любой момент. Потому что Этна во время извержений не только изливает потоки лавы, но и плюётся раскалёнными камнями, иногда целыми глыбами весом в несколько тонн!
Такие глыбы могут пролететь несколько километров. В голове не укладывается, какова же мощь сицилийского вулкана...
Стоя на живописном морском берегу, неподалёку от Ачикастелло, мы удивлённо рассматривали чёрные потеки и наплывы. "Неужели случались извержения такой силы, что лава добиралась до самого моря?!" — в тот момент мы ещё слишком мало знали об Этне, а о "летающих" камнях не слышали вообще. Этна была видна, но казалась такой далекой и спокойной. В воздухе разливалась средиземноморская нега, вызревали плоды кактусов-опунций и тянулись к солнцу, горячему даже в октябре, цветущие ветви бугенвилий. Разве может произойти что-то плохое в этом маленьком раю?...........................................................................................................................................
Полифем убил Акида скалой, которую оторвал от Этны, но боги из сострадания к Галатее, превратили кровь юноши в реку Аки, стекающую к морю. Сама же нимфа обратилась морскою пеной, чтобы навсегда соединиться с возлюбленным.
Галатея и убитый Акид — фонтан в городе Ачиреале
Однако Циклоп так бесновался, что разорвал бездыханное тело Акида на девять кусков и разбросал их по округе. Вот на их месте и выросли города, каждый из которых — Ачи.
По другой версии, злодеем вместо Циклопа вновь выступает вулкан: был город, названный в честь Акида и уничтоженный землетрясением, каким обычно сопровождаются сильные извержения Этны. Немногочисленные жители, которым повезло спастись, разбрелись кто куда из разрушенного города и основали новые поселения с прежним названием — Ачи.Для приверженцев "исторической правды" имеется совсем уж реалистичный вариант. Название общее для всех городов, что построены на берегах реки Ачи (Аки).
Ладно, а где же река? Мы что-то её нигде не приметили. Она существует, но в 12 веке, после сильнейшего извержения Этны, осталась погребенной под застывшей лавой. Короче, ушла под землю. Между прочим, воды реки на самом деле напоминают кровь, вернее, имеют красноватый оттенок из-за высокого содержания оксида железа.Из 9 городов, имеющих в названии приставку Ачи, мы посетили три: Ачи-Кастелло, Ачи-Трецца и Ачиреале. Ну, как посетили...в первых двух в основном гуляли у моря. Потому что именно там всё самое интересное и находится.
В Ачи-Кастелло, как нетрудно догадаться по названию, главное — это норманнский замок из лавы. Он вырастает из небольшой скалы, стоящей в море, словно её естественное продолжение.Хотя Ачи-Кастелло и был когда-то небольшой рыбацкой деревней, сейчас он стал вполне себе городом, с населением 19 тыс. Конечно, с точки зрения туриста, это город "единственного вида" — вида на замок. Но жаль было бы проехать мимо такой красоты.
Замок построен норманнами в 1076 году, на остатках ранневизантийской крепости. Первоначально скала, на которой стоял замок, была полностью окружена морем, но сейчас она представляет собой мыс и является как бы частью берега. С материком скалу связал лавовый поток, дошедший до моря во время сильного извержения в 1169 году. Вдалеке видны три скалы, торчащие из моря — там городок Ачи-Трецца. Снова понятно, откуда вторая часть названия "треццо" — "три". Три главные скалы на побережье, хотя в округе их, конечно, гораздо больше, но не столь внушительного размера. Кроме того, многие образования вулканического происхождения находятся на морском дне, невидимые с берега. Всей этой части побережья около 10 лет назад был присвоен статус Охраняемой морской территории островов Циклопа. Заповедник простирается на площади более 650 га, начиная от Ачитреццы.Самая большая скала -Фаральони, весит по оценке специалистов, 6 тонн. И тоже "прилетела" в море из жерла Этны. Честно, я не в состоянии ни представить, ни поверить.
Если отставить в сторону научные версии, то куда более понятное объяснение мы найдём в "Одиссее" Гомера. Постараюсь пересказать соответствующий эпизод максимально кратко, а то мифов в заметке становится слишком много. На старинных географических картах город Ачитрецца был отмечен, как "Порт Улисса" (по-нашему Одиссея). Улисс со своими спутниками прибыл в страну Циклопов и целым отрядом отправились в пещеру Полифема, полную припасов и скота. В отсутствие хозяина, они набрали себе провианта и собрались было тащить добычу на корабль, но Улиссу приспичило дождаться Циклопа. Ему, видите ли, было любопытно взглянуть на одноглазого гиганта.Вернувшийся Полифем незваным гостям не обрадовался и завалил вход в пещеру огромным камнем (попались, голубчики!). Двое из отряда Улисса тут же были убиты и съедены.
Победить Циклопа в честном поединке было нереально, а если бы это и удалось, вся команда навеки осталась бы закрыта в пещере, ведь даже сотне человек не под силу сдвинуть камень, закрывающий вход. Тогда Улисс напоил Полифема вином, а когда тот уснул, выколол его единственный глаз.Обезумевший от боли и гнева Циклоп принялся обшаривать пещеру, чтобы передавить всех своих обидчиков, но они ловко спрятались. Каждый повис под брюхом у одного из баранов, крепко держась за густую шерсть.
Когда слепой Полифем наутро выпускал баранов из пещеры, он ощупывал только их спины, и отряд Улисса благополучно выбрался на свободу и вернулся на корабль. И опять наш неугомонный герой не захотел уйти по добру-поздорову, а принялся дразнить великана.Вот тогда Циклоп себя вполне предсказуемо — взбежал на вершину Этны и принялся метать в Улисса куски горы. Эти самые куски мы и видим сейчас в море возле Ачитреццы.
Чем ещё может порадовать путешественника рыбацкий городок? Конечно, вкусным обедом в одном из ресторанов. Любители моря могут также задержаться и позагорать на чёрном скалистом берегу.
В остальном Ачитрецца вполне обыкновенна. В центре посёлка небольшая церковь и старинный фонтан.
Наше внимание, правда, привлёк один странный дом с большущим номером на стене и какими-то несуразными балконами, похожими на бетонные корыта :-) Далее наш путь лежал в Ачиреале. Вот там реально город-город, и есть, что посмотреть. Так что продолжение следует...