Акведук Сеговии - отправная точка всех маршрутов по старому городу.
Новый поход по городу начали так же с подъема к крепостной стене, Дом Пик. Пробегали уже легко и быстро по знакомым закоулкам. Затем от площади Хуана Браво в северную часть города. Дошли почти до спуска к реке и пошли по ул. Calle de Vilarde. А можно подъехать городским автобусом к Алькасару, например. Удивительно, как современный большой автобус ловко лавирует по узким улочкам старого города и доставит туристов в нужную точку. Пожалели, что назад не вернулись им к автостанции, когда очень устали.
Вот на этом перекрестке долго вертели карту и решили идти вверх под знак "проезд запрещен". И правильно сделали, если бы пошли вниз, то ушли бы под крепостную стену к реке.
Держали курс "правее", если встречался потом перекресток, шли от него вправо. После этой стены, справа появился скверик с фонтаном и прекрасным видом на местность под горой. Посидели, отдышались и опять пошли дальше по улице вправо. Дорога сама выведет к ключевой точке маршрута - воротам-проему, за которыми дальше Алькасар виден.В конце сходящихся улиц, как пучка стрел со всего города, возвышается Алькасар, название происходит от арабского "аль-каср", замок. В древнерусском языке слову алькасар соответствовало слово град. Не будучи самым большим по размеру , он один из самых неприступных фортов Испании. В плане «сверху» хорошо видно, как защищен он с одной стороны скалой над обрывом, на которой и расположен, с другой рукотворным рвом. Можно сказать, место выбрано гениально. В разное время служил оборонной крепостью, королевской резиденцией, тюрьмой и даже школой. Алькасар послужил образцом для создания замка Золушки в Диснейленде! Говорят, Алькасар имеет множество подземных помещений и секретных подземных ходов, которые ведут к реке и, как считается, связаны с другими дворцами города. Даже сегодня все еще продолжают исследовать секреты Алькасара.
За воротами, на площади Королевы Виктории Эухении (Plaza de la Reina Victoria Eugenia) зеленый парк.
Совершенно не чувствуется "дыхание осени" в самом парке, яркие цветочные клумбы и зелень деревьев. Да и день был жаркий, совсем не осенний.
Слева за памятником находится билетная касса в Алькасар. Так это не будочка, где билетики отрывают, а известный Дом химика (Casa de la química) архитектора Сабатини (Sabatini). Билеты продают отдельно в Алькасар или Алькасар плюс башня Хуана II. Сам билет 8 евро (6 евро -льготный), 2017 г. Аудиогид очень пригодится при ознакомлении с замком.
Прежде чем войти в Алькасар, полюбуйтесь с обзорных площадок, находящиеся по бокам от ворот, на кафедральный собор. По краю скалы только парапет отделяет любопытных туристов от пропасти, за которой горы вдалеке.
В Алькасар с площади попадают по небольшому мостику перекинутому через огромный глубокий ров. Размер рва соответствует замку королей (на фотографии не тот мостик, по которому туристы идут, это запасной выход).
Арабский Альказар был построен на мысе еще в VIII веке на руинах римского укрепления, после взятия города христианами. Король Альфонсо VIII сделал Сеговию столицей Кастилии, а Альказар - королевской резиденцией. Отсюда в 1474 году выехала Изабелла Кастильская – чтобы стать королевой. В январе 1475 года в замке Сеговии подписываются Соглашения, в которых указываются разделения полномочий между супругами. Изабелла - "королева и владычица Кастилии", ее муж получает титул короля Кастилии. В отсутствии Изабеллы Фернандо имеет право принимать решения как король". В отличие от католических, кастильские короли не называли себя посланниками Бога и напрямую принимали посетителей. Конечно, в основном знать и священников. Так в Алькасаре королева Изабелла принимала Колумба и обещала спонсировать его плавание, что привело к открытию Америки. Деньги на экспедицию забрали у изгнанных евреев, как всегда упоминают. Почему так случилось: Испания только что закончила реконкисту - королева босой пришла в церковь, дабы отслужить благодарственный молебен. А тут новый враг на пороге - Османская империя. Под контролем османской Турции были все Восточное Средиземноморье, ближний Восток, северная Африка. После падения Константинополя в 1453 г. султан Мехмед II объявился себя - ни мало, ни много; римским императором, что автоматически означало власть над христианским миром. Нельзя было иметь за спиной «пятую колонну» в лице собственный испанцев-заговорщиков и враждебно настроенных евреев и мавров. «Лобби» богатых ростовщиков евреев спонсировало заговорщиков и занимали ключевые точки в экономике государстве. Для обороны страны от турков и нужен был крепкий тыл без заговоров. Плюс закрытые турками торговых путей на Восток, подтолкнуло к поиску альтернативных путей в Индию и Китай, и была одной из основных причин экспедиции Колумба. Замок в том виде, что сейчас, практически, новострой.
От древнего Алькасара остался только внутренний двор и часть стен. В 1862 году подлинный замок сгорел, после реставрации в 1953 году был восстановлен по старым чертежам, уже с существенными изменениями. Но и за века, которые пережил Алькасар, первоначальный замок постоянно строился, достраивался. Перестраивался очередным королем, добавлявшим что- то на свой вкус и желание. Хуан II внёс вклад в строительство, придавшего замку его узнаваемый вид, возведением 80-ти метровой башни, названной в последствии его именем. Последней перепланировкой замка считается 1587 год, когда король Филипп II приказал покрыть крепостные башни коническими кровлями из графитного сланца.
После провозглашения столицей Мадрида, все вельможи и двор перебрались туда. Во времена забвения Алькасар был даже тюрьмой. Потом король Карл II открыл здесь в 1764 году первую в Испании Королевскую школу Артиллерии, затем переехавшую в бывший монастырь Сан-Франсиско.
Планировка Алькасара как у мавританских дворцовых комплексов: помещения расположены вокруг внутренних дворов (патио). Если не совершить восхождение на башню Хуана II, то вы практически и не видели то, ради чего приезжают в Сеговию: потрясающие виды с замка. Сам-то замок новострой, а горы, долины - вечные. На удивление подъем совсем не тяжелый.
Тем более на середине пути есть зал, где можно передохнуть. Раньше это помещение служило тюрьмой для знатных особ. Стены, полы были покрыты коврами, дорогая мебель, свои особые надзиратели, точнее слуги, скрашивали заточение. Последним узником здесь был генерал, воевавший против каудильо Франко.
С башни Хуана вид, как с горной вершины на весь город. Верхняя часть башни и представляла собой дозорную вышку. Во все стороны восхитительный вид на Сеговию, зеленые холмы и величественную горную гряду Гвадаррама вдалеке. Высокая гора La mujer muerta называется «мертвая женщина», так как силуэт лежащего человека может привидится. Сердечная легенда о ней. В семье после кончины отца два брата стали воевать между собой. Взмолилась женщина Богу- «мою жизнь возьми! Только пусть живы будут сыновья». Когда пришли братья на решающий поединок, поднялась страшная буря, и не состоялся бой. Когда разошлись тучи, увидели равнины гору, как лежащую женщину. И стали под вечер к ней приплывать 2 облачка, сыночки целовали маму на ночь...
Двор Оружия - первый при входе во внутреннее пространство замка и ведет в Зал Старого дворца. У двора есть и другое название- "двор девушек", потому что тут устроили смотр ста девушкам, полученным в уплату дани халифом Кордовы. Построен во второй половине XVI века.
Его построили во времена короля Кастилии Альфонсо VIII. В нем сохранилась древняя стена, бывшая неотъемлемой частью наружной стены еще первоначального дворца, поэтому две стены в зале и двойные оконные проёмы. Розетки в стиле мудехар, находящиеся между окон, из домов XIII века района Лас Канонигас.
В замке ничего из королевской обстановки в пожаре на сохранилось. Однако, восстановленны залы Оружейный, Тронный, Королевский зал и другие. В самых старых залах явно чувствуется влияние стиля мудехар. И самые «испанские» виды из окон замка. «С тобо-о-ой Испания, с тобо-ой Испания! С тобой Испания, Испания, Испания. С тобо-ой Испания! Тронный зал с двумя тронами торжественен, так и кажется, сейчас затрубят в трубы и войдут король с королевой. Багрово-красной зал оформлен в мавританском стиле. Потолок восьмигранной формы идентичен разрушенному в пожаре 1456 г. Над тронами на балдахине герб и девиз «Танто монта». Tãto mõta- «Оба на высоте», девиз кастильских королей. Изабелла - то же, что и Фердинанд - девиз договора между супругами. На стенах зала висят портреты королей, которые являются частью королевской иконографии, выполненной по заказу королевы Испании Изабеллы II. Портрет Изабеллы Кастильской написан великим живописцем Мадрасо, а короля Фердинанда зодчим Монтаньесом. Витраж, изображающий правителя Кастилии Энрике IV и Сеговию, принадлежит к работам художника Карлоса Муньоса де Паблоса. Он автор окон, которые можно увидеть в других залах. Самый интересным мне показался потолок в тронном зале. Он как-то по-королевски монументален. Плюс еще окошечко-медальон в карнизе, как эгрет в королевском уборе. Здесь сохранился после пожара широкий фриз из резного тука. Выше золотистое обрамление середины, где удивительный рисунок, россыпь звезд на небе напоминает. Присмотревшись, точки в «цветочки» сгруппированы. Цветы, как созвездия в космосе над головой. Все-таки стиль мудехар, придает сказочности любому объекту, где он применен. На фламандском гобелене XVI в. уникальное изображение, как выглядел Алькасар до появления на нем новой крыши. А также вид на древний собор Санта-Мария-де-Сеговия, существовавший на площади перед замком до появления на этом месте современного сада Алькасара.Следующий Зал Галеры или называемый по-другому Зал с витражами с удивительным резным потолком необычной формы.
Многоступенчатый карниз задает высоту и ощущение почти купола над головой. Потому что потолок имеет форму перевернутого корпуса корабля! Потолок хочется перевернуть и встать внутрь него, как в волшебную лодку, что поплывет в волшебную страну. Зал был построен в 1412 году по указанию регентши Каталины Ланкастерской в годы несовершеннолетия её сына - короля Хуана II. Фриз - резьба по дереву мавританского стиля мудехар, по нему идут два ряда надписей: верхняя - это молитва, нижняя - данные о строительстве этого зала. На торце зала картина, изображающую коронацию Изабеллы в Сеговии, перед картиной лежит ковер 17-го века. Дальше проходим в Зал шишек. Стены обтянуты камкой и украшены двумя шпалерами фламандской работы XV и XVI веков. Зал получил своё название из-за своего потолка, украшенного 392 шишками. Не думайте, что лепнина, резьба, изображение шишек в любых дворцах, просто украшение. Это древний символ богатства и денег. Будете у себя дома интерьер создавать, не забудьте про шишкиJ. Оригинален фриз с элементами готики и мудехара, создан в 1452 году. На нем изображены ангелы, несущие герб Кастилии и Леона. Среди мебели выделяется бюро XVII века. Оконный витраж посвящен Альфонсо VIII и его дочери Беренгеле.Теперь небольшое помещения, где восстановлен интерьер королевской спальни. Приглушенный свет дает понимание, как раньше жили при свечах.
Кровать под балдахином, на стенах ткани расписанные, как картины красками, это не гобелены. Проем двери оформлен порталом, которого раньше не было в замке. Это подарок богатого жителя г. Сеговии.
Королевский зал - особое украшение Алькасара. Под потолком фигурки всех 45 испанских королей по всему карнизу. Каждый король или королева на своем троне восседает. Здесь фигуры все испанские короли от легендарного Пелайо до Филлипа II, при котором резиденция королей переместилась в Мадрид. Последовательность расположения королей соответствует системе, которая была принята при Филиппе II. На фризе гербы королей Астурии, Леона и Кастилии.
Возможно, именно здесь Филипп II в возрасте сорока трёх лет, переодетый в «простого» придворного, увидел свою будущую четвёртую жену, племянницу Анну Австрийскую. Брак этот был исключительно из соображений политики и продолжения династии. И в этом браке, к счастью, династия Габсбургов получила своё долгожданное продолжение.От подсветки и множества золота на потолке, как бы свет с небес заливает зал. Должны были сиять и сами золотые фигуры. Каждый король, взошедший на трон, начинал копить золото, чтобы отлить свою статую для этого зала. После множества войн, разраблений "золотые короли", конечно, не сохранились. И по стенам зал украшен портретами королей. Портрет Филиппа II в доспехах, копия оригинальной картины Тициана, хранящейся в Прадо, Мадрид. Под балконом королевского зала виден крест. Установлен на месте падения инфанта Педро де Кастилья сын Энрике Второго, поскользнулся и упал с балкона. И в то время дети выпадали, как сейчас из-за сеток на металло-пластиковых окнах.
Совсем небольшое помещение - Зал Шнура. Его построил в знак покаяние король Кастилии Альфонсо X Мудрый. По легенде этот шнур должен служить ему напоминанаем и наказанием за чрезмерную гордыню. Однажды в его приезд была ненастная погода и промокший король бурчал - "Бог мог бы и получше погоду устроить ради моего приезда". Ночью разразилась страшная буря. Утором испуганный монарх и решил, что это было наказанием за его слова.
Милая часовня с алтарем работы мастеров кастильской школы первой четверти XVI века, свидетельница венчания короля Испании Филиппа II с Анной Австрийской (1549 - 1580 гг.). Потолок сделан в мавританском стиле. В алтаре с распятием, изображены сцены Благовещения, Рождества Христова, поклонения волхвов и Представления Христа во Храме.
На стене часовни уникальное полотно 1600 г. великого живописца Бартоломе Кардучо -«Поклонение волхвов», одна из бесценных картин, спасенная во время ужасного пожара 1862 г.
Под сторожевым донжоном замка в «Доме Кастилии» расположена оружейная комната, в которой хранится коллекция оружия прошедших веков.
Она стала одной из первых коллекций, с которой началась история Королевской Оружейной палаты Мадрида. Среди всех экспонатов коллекции особенно выделяется охотничий арбалет, инкрустированный драгоценными камнями, напоминающий тот, который можно увидеть на картине великого живописца Лукаса Кранаха Старшего в руках короля Испании, императора Священной Римской Империи Карла V (1516-1556 гг.).
Двор с колодцем в закатных лучах солнца, как из сказки перенесен.
Алькасар когда-то воду получал из акведука. Во время восстания комунарес, патриоты оставили королей без воды. Среди комунерос был Хуан Секадера, знавший схему труб в замке. Он перекрыл «стояк» источника, и всю осаду воду приходилось черпать из речушки Эресма ведром на веревке, высовываясь под огнем из окон нижних башен.
Видны отсюда и каменоломни. Откуда добывали и, скорее всего, до сих пор берут камень, из которых построен замок и большинство зданий Сеговии.
Сады Алькасара находятся на месте античного кафедрального собора и дворца епископа. Их начали создавать в честь свадьбы Филиппа II (Felipe II) и Анны Австрийской (Ana de Austria) в 1750 г.
С Королевской террасы, стен замка видны еще на многие храмы города, находящиеся за крепостной стеной на город, и на долину. Все загородные церкви и монастыри отсюда как на макете видны.
Под Алькасаром находится множество подземных уровней и секретных ходов, иногда достигающих рек и других дворцов города, не открытые и по сей день. За стеной замка находится Монетный двор Сеговии (La Casa de la Moneda) - самое старое в Европе фабричное здание. Отреставрирован и открыт для публики в 2011 г.
Под замком - жемчужина окрестностей Сеговии, уникальная церковь Вера-Крус, Капелла Истинного Креста -(Iglesiade Vera Cruz, XIII), построенная в форме 12-угольника.
Основана орденом тамплиеров в XII веке. В центральной части находятся два помещения расположенные друг над другом. Предполагают, что здесь проходили секретные церемонии Ордена. В основе плана храма не крест, а двенадцатиугольник, предполагают, за основу была взята модель Церкви Святого Гроба Господня в Ерусалиме. Поэтому исследователи склоняются к версии, что церковь и была построена другим орденом - Гроба Господня- los Caballeros de la Orden del Santo Sepulcro. К церкви примыкает квадратная в сечении башня с узкими окошками-бойницами. Рассказывают, что в дни церковных праздников сюда от города движутся с песнопениями и в средневековой одежде члены мальтийского ордена (los caballeros de la Orden de Malta), которым церковь принадлежит сейчас. От церкви открывается отличный вид на Алькасар и окружающую местность.
Так же по ту же сторону находится монастырь Кармелитас-Деекатьсас, где похоронен средневековый поэт Хуан де ла Крус. Интересное про орден кармелитов. Был основан в 1156 г., когда святой Бертольд создал скит отшельников на горе Кармель («керем эль» на иврите означает «виноградник Бога»), где, по преданию, жил пророк Илья. Последователи святого выработали очень строгий устав: картезианская триада - solitudo, inclusio,silentium (одиночество, затворничество, молчание); бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви - на так называемых «обутых» и «босоногих». В Сеговии монастырь "босоногих" кармелитов.
За стенами и готический монастырь -Эль-Парраль (Monasterio El Parral). El Parral на испанском означает - «виноградная беседка».
В 1301 году королева Мария де Молина подарила Церкви участок с виноградной беседкой, а в 1447 году Энрике IV основал на этих землях монастырь. Из-за начавшейся после его смерти гражданской войны (борьба за престол, так как у Энрике IV не было наследника), приостановили работы. Но он успел увидеть главную капеллу, а ее единственный неф с готическими сводами был закончен уже после его смерти. Когда к власти пришла его сестра Изабелла Кастильская IV, она в 1479 году возобновила строительство, которое продолжалось до 1503 года. В 17 веке здания пострадали от большого пожара.
Монастырь представляет собой целый комплекс строений и крытых галерей в стилях готики, мудехар и платереско. В комплекс зданий входит церковь и 4 дворика-клуатра. В церкви по сторонам единственного нефа расположены капеллы. В одной из капелл клуатра хранится романская статуэтка Богородицы дель Паррал 12 века, а в капелле собора - ее копия. В алтаре высокое резное ретабло на сюжет жизни Богородицы, выполненное в 1528 году Хуаном Родригесом и авильскими мастерами. По бокам деревянного ретабло возведены два таких же высоких алебастровых надгробия маркиза де Вильены и его супруги, украшенные их коленопреклоненными статуями, изображениями Добродетелей, Адама и Евы и т.п. Король Энрике IV хотел, чтобы тут была и его могила, но это желание не осуществилось. Стены церкви обильно украшены гербами Вильены, Энрике IV, ордена иеронимитов. В простенках окон стоят статуи апостолов, витражи собора - реконструкция 2000-х годов.
Стоя на кончике двора с колодцем попрощались с замком и заходящим солнышком. И пошли назад - через королевский двор, где герб и солнечные часы на стене. Больше изумил в этом дворике виноград, что растет из камня.
Солнце почти скрылось и с нами прощается замок, луна и комета...
Путь назад (маршрут 4) - по улице Calle de Daols
Площадь Мерседес (Plaza de la Merced) с кармелитским монастырем и по соседству с ним - церковь Сан-Андрес (Iglesia de San Andrés), названная в честь святого апостола Андрея Первозванного. Романская церковь XII века появилась на месте бывшей синагоги, так называемой Старой синагоги. Еще ранее тут находился храм, который был воздвигнут над местом захоронения святого Исидора, являющегося покровителем Мадрида. Самое интересное, что церковь с 12 века практически не перестраивалась. А район считался небезопасным и страдал от набегов разбойников, что временами врывались в город поживиться. С любой точки Сеговии видна мощная башня-колокольня в стиле мудехар. Она и фасад церкви дошли до наших дней в первозданном виде.
Днем, войдя внутрь, можно полюбоваться на ретабло с картинами работы Эрреры Алонсо, алтарь украшен Грегорио Фернандесом (Gregorio Fernández). Перед церковью небольшой зеленый сквер, где можно прогуляться и отдохнуть даже вечером. Как и делают дети на детской площадке.
Дальше второй раз за день по ул.Margues del Arco к собору и опять по Хуано Браво мимо дома Пик - к акведуку. Кольцо замкнулось, день завершен.
Меня Сеговия очаровала! Это просто «колыбелька» кастильских королей и новой Испании, что они творили. Почему «колыбелька»? Над старым городом и его древней историей возвышается не «по-средневековски» устремленный в небо сказочный замок. Придающий и всему городу отблеск волшебности. Всё такое сказочное, уютно-домашнее, как песенки на ночь белокурой не по-испански принцессе, что жила в замке Алькасар. Потом ее взросление и «венчание на царствие» в церкви Сан-Мигель. Затем, возможно, собор Святой Марии видел ее очи, сверкавшие при оглашении приговоров инквизиции неправедным гневом - по-моему глубокому убеждению. Но она больше разъезжала по стране, поэтому собор Сеговии вряд ли сильно «засветился» в этой страшной странице Испании. Поэтому город больше сказочный. Сказка наяву!
СЕГОВИЯ ЗА ОДИН ДЕНЬ (Собор и Алькасар вне списка):
Дом Пик (Travesía de la Rubia, 4);
Дом цепей (Calle de los Gascos, 13);
Башня Лозоя (Calle de José Canalejas, 3);
Ворота Мадрида (Calle de José Zorrilla, 118);
Городская Ратуша (Plaza Mayor, 10);
Дворец маркиза дель Арко (Camino de la Cuesta de los Hoyos);
Хлебный рынок (Calle de San Millán, 1-7);
Площадь de la Tierra (Calle de Juan Segovia);
Дворец графов Мансилла (Travesía del Malconsejo, 6).
Церкви-
Церковь Вера-Крус (Ctra. de Zamarramia);
Церковь Сан-Эстебан (Plaza de San Esteban, 1-3);
Церковь Сан-Андрес (Plaza de la Merced, 2);
Монастырь Эль-Парраль (Calle del Parral); C. Marques de Villena E - 40003 Segovia
Монастырь Санта-Крус-ла-Реал (Calle del Cardenal Zúniga, 8-10);
Церковь Сан-Клементе (Calle del Obispo Gandasegui, 3);
Церковь Санта-Евлалия (Calle de José Zorrilla, 109).
Автобусом до Сеговии - www.lasepulvedana.es. Время в пути около 1 часа, стоит 14.24 евро с человека в оба конца (2017 г). Выбирайте Directo- прямой. Помечен в расписании (D). Из Мадрида автовокзал Madrid Moncloa (ст. метро Moncloa). Автовокзал в Сеговии расположен в 0,5 км от акведука.
Поездом - www.renfe.es. Время в пути около 2 часов. Билеты: вокзал Чамартин, метро Pinar de Chamartín 1 линия и вокзал Аточа. Железнодорожная станция в Сеговии находится в 1,5 километрах от акведука.