Самарканд бесчисленными нитями связан с событиями мировой истории, судьбами великих людей, духовной цивилизации. Каждый клочок земли этого древнего города свидетельствует о богатстве ее истории.
В XI веке на стыке двух ручьев Новадон и Сиаб, недалеко от городища Афрасиаб, находилась махалля под названием Готфари.
Омар Хайям из Нишапура приехал в Самарканд и два года проживал в этой махалле. Основной целью приезда молодого ученого в Самарканд было ознакомление с редкими книгами в библиотеках и получение знаний у известных ученых. Самарканд в то время был признанным центром науки и просвещения. Здесь, в знаменитых на весь мир книгохранилищах, черпали знания известные ученые и поэты.
Во время проживания в Самарканде Хайям интересовался решением задачи пятого постулата Евклида. Он выдвинул новую идею - теорию о двух параллельных линиях и исправил концепцию постулата Евклидовой геометрии. Точнее, Хайям предложил перенести теорию о параллельных линиях в число постулатов. При изучении этой проблемы ученый постоянно придерживался понятия бесконечности, и не только в теории, он пытался изобразить ее геометрически, наглядно, чего не смогли достичь даже греки.
Хайям утверждал, что всякую истину следует рассматривать с точки зрения бесконечности. В противном случае наука перестанет развиваться, а человеческий ум остынет. Самаркандский ученый был солидарен со своим учителем Евклидом во многих его положениях: "В науке нельзя что-либо утверждать навеки. Завтра явится некто и опровергнет тебя".
Омар Хайям придерживался концепции бесконечности в определении идеи вечности, что не было характерным для античной философии. Ученый считал параллельные линии необычным процессом. Он, как и Евклид, не одну ночь ломал голову над своим постулатом.
Великий ученый, работая над старинными рукописями в библиотеках города Самарканда, занимался проблемами математики и астрономии. Естественнонаучные и философские воззрения Хайяма имеют глубокие корни. Ибн Сино он считал Солнцем науки, энциклопедические знания Ал-Кинди сравнивал с учением Аристотеля. Для него Фараби был ученым мировой величины. Мухаммад ибн-Муса аль-Хорезми своей астрономией и математикой прославился во всем научном мире. Аль-Баттани совершил чудо в астрономии, определив продолжительность года: триста шестьдесят пять дней, пять часов и двадцать четыре секунды. Беруни высказывал почти сказочную догадку, которая начисто опрокинула Птолемея с его неподвижной Землей и вращающимся вокруг нее Солнцем и светилами. Беруни сказал: "Нет, все наоборот!".
Всех их Хайям считал своими учителями, но особенно близок ему был Ибн Сино, потому что он отдавал особое предпочтение философии и медицине, то есть наукам, которые есть следствие большей работы ума, нежели души.
Ему часто задавали вопрос о поэзии: "У поэзии есть свое место, и несравненный Фирдоуси доказал это всей своей прекрасной жизнью, - писал Хайям. - Нет равных самаркандскому поэту Рудаки, бухарским Дакики и Асири". Хайям любил поэзию и сочинял свои знаменитые рубаи в свободное время. "Я не поэт, - говорил Омар Хайям. - Моя профессия - математика, астрономия и философия. А стихи это лишь выражение души, внутреннего мира, что является самовыражением природы".
Великие люди науки и поэзии свои бесценные творения писали на знаменитой во всем мире самаркандской бумаге. Хайям также считал необходимым изображать моря и реки, города и высокие горы, свои математические расчеты и астрономические карты на самаркандской бумаге. "На хорошей бумаге пишутся добрые и необычные слова", - так он выразил свое мнение о качестве самаркандской бумаги.
Хайям был человеком, и не надо делать из него ни пьяницу, ни трезвенника, ни аскета, ни ловеласа - он был обыкновенным человеком: терпел голод и холод, порою жил прекрасно, много думал и много трудился. Будучи в Самарканде, он безнадежно влюбился в туранскую красавицу Айшу…
На востоке возделывание земель, развитие животноводства и прочие сельскохозяйственные работы осуществлялись на основе лунного календаря, что был на одиннадцать суток короче, чем солнечный. Главный судья Самарканда Абу Тахир пригласил молодого ученого вести математические расчёты обработки каждого участка земли, владельцами которой были дехкане и крупные землевладельцы. Налоги в казну платили в основном бедные дехкане, в то время как крупные землевладельцы, шейхи и имамы были освобождены от всяких повинностей. Какой-нибудь шейх, располагающий тридцатью джуфти-гав (способ измерения земельных участков) мог силой захватить столько же земли и не платить налоги за него. Поэтому главный судья города просил Хайяма уточнить, чему же равен один джуфти-гав, который был спорной мерой. Его следовало заменить новой и точной мерой. Что и сделал Хайям, опираясь на математические расчеты. Подобный метод измерения земных угодий Омаром Хайямом был установлен и в Бухаре по просьбе самаркандского правителя.
Будучи в Самарканде, Омар Хайям познакомился с произведением великого средневекового ученого Юсуфа Хос Ходжиб "Кутадгу-билик". Трактат Мухаммада Аль-Хорезми "Книга по алгебре и алмукебила" произвел на него огромное впечатление. Он усердно читал математические труды Абу Камиля и Аль-Махани, труды древнегреческого философа Эпикура.
Омар Хайям и молодой самаркандский математик Мухтар занимались и уравнениями третьей степени. Наконец, с помощью конических сечений решили их. Пройдет 566 лет, и французский философ Декарт в Европе придёт к такому же выводу, и еще 200 лет, как это докажет Ванцель.
Известность Омара дошла до великих правителей стран Востока. Вскоре, после пребывания в Бухаре и Самарканде, молодого ученого пригласил к своему двору правитель Исфахана Джалал ибн Малик-шах. Главный визирь шаха Низам аль-Мулк - известный политолог, автор книги "Сиясат-наме" ("Политология"), посетил Самарканд и, узнав об больших знаниях Хайяма в точных науках, посоветовал шаху пригласить молодого ученого в Исфахан…
Спустя годы, пережив все радости и невзгоды жизни в Исфахане, Омар Хайям оставил теплые воспоминания о самаркандском периоде житии.
Хуршед САМИБОЕВ.