Сначала Тимуру так и показалось. Спрыгнув с экскаватора, он бережно поднял с земли позеленевший от времени сосуд. Как там, в «1001 ночи»? – «Чтобы вызвать джина, творящего чудеса, надо…». Затаив дыхание, Тимур потёр стенку сосуда. Джин не появился, но произошло другое «чудо» - на стенке сверкнула золотистыми нитями ажурная инкрустация, похожая на надпись…
Это произошло 16 февраля 1969 года. К востоку от площади Регистан копали котлован под фундамент государственного музея-заповедника. Ковш экскаватора и зацепил «волшебную» лампу, затем вторую, третью… И вот уже в работу включились археологи. Раскопки велись на восьми метровой глубине.
Взорам учёных открылись остатки стен комнаты, в углу – кузнечная печь, рядом - рабочая площадка, усыпанная шлаками цветных металлов, обломками керамических сосудов, а рядом, под завалом рухнувших стен – целый клад: чашечки и маятник от миниатюрных точных «аптекарских» весов. Что взвешивали на них – лекарственные или химические составы? А может быть, драгоценные металлы? А вот – остродонные сосуды из бронзы и свинца – точная копия глиняных сфероконических сосудов, служивших когда-то для хранения и перевозки ртути, масел или специальных химических веществ.
Более шестидесяти сосудов и их деталей из золотистой бронзы было найдено в этой мастерской эпохи Амира Тимура. Больше всего в этом кладе было кувшинов различных форм с рельефным оформлением мест соединения деталей, с изумительной инкрустацией тончайшими нитями из золота, серебра, красной меди.
Наряду с изображением людей, растений и животных, часто встречаются надписи. На одном из кувшинов мы видим следующую надпись: «…владелец Бохаутдин Мухаммад», по заказу которого, вероятно, и был сделан этот сосуд. Имя это хорошо известно учёным. Бохаутдин Мухаммад – знаменитый мусульманский шейх, основатель ордера Накшбандия, умерший в 1390 году и похороненный в Бухаре. После изучения и обследования всех найденных вещей, перед исследованиями встал вопрос: когда же точно работала эта мастерская? Ответ подсказала маленькая серебряная монета, найденная на полу среди керамических обломков, которую чеканили в Самарканде в 1370 – 1371 годах, то есть в то время, когда только начиналось правление Амира Тимура.
Остаётся добавить, что такой уникальной коллекции, найденной в одном месте, нет ни в одном из собраний музеев мира.